На федеральном уровне заговорили о развитии на Байкале круизного туризма. Правда, это потребует больших инвестиций – деньги нужны на создание собственного флота и строительство инфраструктурных объектов, а окупиться проект может только через 15 лет, пишет ТАСС.
Ранее такое поручение дала вице-премьер России Виктория Абрамченко. Минэкономразвития РФ совместно с Ростуризмом, Минприроды, а также властями Бурятии и соседней Иркутской области также должны проработать вопрос по формированию отдельного федерального проекта «Развитие туристической и обеспечивающей инфраструктуры Байкала».
- Бурятию ежегодно посещают более миллиона туристов. Среди них растёт интерес к Байкалу, посещению его заповедных зон. Среднегодовой прирост турпотока составляет 7-10%. Однако доля путешественников, совершивших поездку на озеро водным транспортом, не превышает 10%, – рассказала ТАСС замминистра туризма РБ Баярма Цыдыпова. – Для развития круизного туризма необходима реконструкция существующих и строительство новых портов и причальных сооружений на восточном побережье озера, а также создание флота, отвечающего экологическим требованиям.
Сейчас организацией туров на Байкале занимаются в основном предприниматели из Иркутской области. Трафик проложен, как правило, на теплоходах и яхтах в западной части водоёма. Однако, по словам председателя профильного комитета Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири Марины Григорьевой, пока круизного флота как такового на озере нет.
- Частные маломерные суда, яхты не выполняют функцию туристической направленности, – уточнила она. – Флот представлен в основном «Ярославцами» (серия катеров – прим. ТАСС), которые ни по каким параметрам не подходят – ни по безопасности, ни по экологическим моментам. Это несовременно, некомфортно, не экологично, всё это требует модернизации.
В Бурятии круизными турами вообще не занимаются. Отдыхающие могут лишь совершить однодневную водную прогулку.
- Нас, таких перевозчиков, несколько, но мы специализируемся только на прогулочных турах. Например, ходим на переделанном катере «Ярославец» вместимостью 12-15 пассажиров от села Турка в «Байкальской гавани» до острова Ольхон и обратно, – подчеркнула руководитель компании «Кристальный Байкал» Мария Цивилёва.
По её мнению, местный частный бизнес не в силах вложиться в развитие одного из самых дорогих видов туризма.
- Круизы – это очень дорого. Для этого необходимо судно, которое, во-первых, может уйти в автономное плавание на десять суток с 50-60 пассажирами, а, во-вторых, будет отвечать не только требованиям безопасности, но и экологии. Чтобы построить такое, нужно как минимум 150 миллионов рублей, а окупится бизнес лет через 10-15, – добавила Цивилёва.
Кстати, в феврале в городе Бабушкин, что в прибрежном Кабанском районе, состоялся спуск на лёд судна на воздушной подушке под названием «Бирюса». Тогда же устроили первую туристическую «Байкальскую экспедицию» от компании «ВодоходЪ» – крупнейшего оператора круизного туризма в России. В июне она открыла летний сезон экспедиционных туров по Байкалу. Глава Бурятии Алексей Цыденов сообщил, что планируется запуск второго такого судна на воздушной подушке.