Основные расстройства у проживающих в Мухоршибирском доме-интернате в посёлке Новый Заган - это шизофрения, олигофрения и другие заболевания. Все они совершеннолетние, но нуждаются в постоянном постороннем уходе и сопровождении. Работать с особенными людьми непросто, ведь в них необходимо вкладывать чуть больше, чем всего себя, говорят сотрудники интерната.
Корреспондент «Информ Полиса» побывал в гостях у подопечных дома и узнал, как они живут.
Сергей
Позитивный осанистый мужчина в деловом костюме, что встретил нас в актовом зале клуба, - Сергей Полюбин. Он родом из Баргузинского района и живёт интернате уже тринадцать лет. Мы застали его на репетиции перед очередным мероприятием исполняющим песню «Скажи, председатель».
Сергей - гордость учреждения, мастер на все руки и «золотой голос Тугнуя». Так его зовут друзья и персонал интерната. Неожиданно для всех и, наверное, даже для самого себя мужчина открыл в интернате свой вокальный талант.
- У Сергея было непростое прошлое, в результате чего он попал в дом-интернат - сначала в Кяхтинский, потом перевелся к нам, - говорит директор учреждения Наталья Иванова. - Его талант к пению мы выявили случайно, услышали, как он в комнате пел. У Сережи оказался такой красивый голос! Мы начали его развивать, отправлять на конкурсы. Сейчас он этим живёт. Участвует в конкурсах, является лауреатом I и II степени республиканского конкурса «Золотой голос Тугнуйской долины».
О себе Сергей говорить не любит и, стесняясь, уходит от ответов на вопросы. По его словам, в прежней жизни ему нет места. Зато в нынешней он доволен собой и своим окружением.
- Раньше я занимался вольной борьбой. Теперь пою, занимаюсь поделками, выжиганием и резьбой по дереву, - говорит мужчина. - Здесь я могу проявить себя в творчестве. Персоналу и медикам интерната большое спасибо за их заботу и терпение, низкий поклон за людское отношение и понимание.
Как говорит Наталья Лазаревна, у Сергея был не один шанс вернуться в обычную жизнь, но он сам просился обратно. Даже двух дней не выдерживал в лечебном отпуске. Попыток сбежать никогда не предпринимал и сам признавался, что в своей прошлой среде он пропал бы как личность.
Комиссия приняла решение о восстановлении частичной дееспособности Сергея, и скоро документы отправятся в суд.
Галина
Галя Меринова живёт здесь девять лет. Её любимое дело - бисероплетение и шитьё. В комнате пошивочной она сидит в окружении своих работ - сложные фигурки из мельчайших бусин поражают воображение.
- С бисером я уже давно занимаюсь. Успокаивает, и красивые фигурки получаются, - говорит улыбчивая девушка. - В районном конкурсе заняла второе место вот с этой поделкой - цветок. В республиканском тоже второе место среди учреждений социальной сферы. В интернате всё хорошо, тепло и уютно. У меня здесь есть любовь - это Сашка Тушемилов.
На один вопрос выдать всю информацию о себе, поделиться настроением и показать свои лучшие поделки - вот так по-детски доверчиво и открыто почти все в интернате общаются с гостями. После рукоделия Галя надевает школьный бант и идёт в класс. Сегодня у неё урок русского языка.
В пошивочной тихо, почти не общаясь между собой, вяжут и шьют другие женщины - соседки Гали. Каждая думает о своём. Благодаря мастерицам постельным бельем интернат обеспечивает себя сам. В последнее время женщины вяжут теплые носки для отправки нашим бойцам на Украину.
Не могут удержать втроем одну
В уютном дворе интерната снуют мужчины и женщины. Кто-то смотрит на нас с улыбкой и подходит, чтобы получше рассмотреть. Кто-то подслушивает разговор и пытается вставить реплику. Но так спокойно бывает не всегда, говорит Наталья Лазаревна.
- Контингент у нас сложный. Это люди с инвалидностью I и II группы с различными психическими отклонениями. Шизофрения, олигофрения... Два года назад у интерната убрали статус психоневрологического, хотя больные остались те же самые, с теми же заболеваниями. Случаются периоды обострений. Одна женщина, например, бывает очень агрессивной, её не могут удержать даже втроем. Появляется какая-то необъяснимая физическая сила. Другая в момент обострения снимает с себя всю одежду. Разное бывает. За ними нужны постоянный уход и контроль, внимание и забота.
В учреждении стараются, чтобы все проживающие были где-то задействованы. Для этого здесь работают 18 различных кружков. Сплоченный коллектив создает условия, максимально приближенные к домашним.
В комнатах спальных корпусов живут по два-три человека. Женщины отдельно от мужчин, пожилые отдельно от молодых. Но все вместе они свободно прогуливаются по территории двора, а вечером устраивают дискотеки.
Те, кто вынужден соблюдать постельный режим, тоже не остаются не у дел. В интернате создан актив клуба из числа проживающих. Они ходят в гости к лежачим и читают им сказки, готовят театральные постановки. Всегда людно в компьютерном классе и библиотеке, соляная пещера и фитобочка тоже пользуются популярностью.
В районе нет психиатра
На территории интерната пять спальных корпусов, столовая, клуб, котельная, банно-прачечный комбинат, а также свои теплицы, огород, овощехранилище и пекарня.
- Всё это требует много сил, энергии и терпения. Внимание к каждому нужно, - говорит директор учреждения. - В основном в коллективе работают женщины, мужчин нам очень не хватает. Тем более сейчас, когда двоих мобилизовали. У нас всего-то их 23 человека. Есть потребность в транспорте, в кадрах - нужен заведующий медицинским отделением.
Лучший друг каждого проживающего - сиделка. Одна из них - женщина с мягкой улыбкой и добрым взглядом Зоя Колмакова. Мы встретили её на летней веранде, в кругу женщин, уютно устроившихся за столиками, - кто с книжкой, кто с настольной игрой.
- Тут мы играем, читаем, разговариваем, стихи пишем. Девочки делятся с нами секретами, где-то совета просят, просто поговорить, пожаловаться, - рассказывает Зоя Колмакова. - Я сиделкой работаю не так давно, но к своим подопечным очень привязалась. Я их слушаю, а они меня. Общаемся много, они доверяют мне. Иногда пройдемся по территории, поговорим по душам. Чтобы работать сиделкой, характер, конечно, надо иметь мягкий, быть добрым, понимающим, чтобы они тянулись к тебе.
Немного отрешенно в углу на диване сидит Виктория Черняева. Она живёт в интернате пять лет. Нам рассказали, что Вика пишет стихи с подросткового возраста. Девушка с серьезным взором и исписанной тетрадкой в руках согласилась прочитать одно из своих стихотворений.
Старик седой Байкал
Моя родина, мой Прибайкальский район.
Родилась и жила у Байкала.
По ночам снова снится мне остров Ольхон,
Как шумят в лугах острова травы...
Пока звучит выразительный голос Виктории, в голову невольно приходят мысли о том, что однажды жизнь многих из этих людей резко и безапелляционно поделилась на до и после. И что эту грань может перейти каждый из нас.