Уже не новость тот факт, что многие жители Бурятии после объявления президентом РФ в стране частичной мобилизации рванули за границу. Эмиграция наблюдалась по всей стране – люди уезжали в Казахстан, Грузию, Армению, Финляндию. Из Бурятии очень многие махнули в Монголию. Как правило, это военнообязанные отслужившие в армии мужчины.
Теперь пришла пора узнать, удалось ли им за столь короткое время найти свое место в чужой стране и что с большого потока российских эмигрантов получили жители Монголии.
Тысяча человек за видом на жительство
После объявления частичной мобилизации за несколько дней монгольскую границу со стороны России пересекли свыше 6 200 человек. Надо сказать, что страна-сосед этому не препятствовала, даже наоборот, оказывала помощь нуждающимся. Например, иммиграционное агентство Монголии приняло решение выдавать визы на жительство всем россиянам, подавшим соответствующее заявление.
Отметим, что без визы иностранцы смогут пребывать в Монголии не более 30 дней, после чего им придется выехать за пределы страны и вернуться обратно. Таким образом они смогут остаться в МНР ещё на месяц.
По данным иммиграционного агентства соседнего государства, за последнюю неделю сентября визы продлили 748 россиян. Более тысячи человек обратились за консультацией по вопросам получения вида на жительство и продления своего пребывания в Монголии. Всего в стране существует 56 вариантов, чтобы получить вид на жительство: учёба, семейные обстоятельства, инвестирование и многое другое.
А теперь попробуем узнать ответ на вопрос: смогли ли покинувшие Бурятию обустроиться в Монголии?
Мыть полы или идти в сторожи
Переместившиеся в Монголию граждане России успели заметить, что цены там резко выросли. Александр Д. уехал туда одним из первых – скоро уже месяц, как мужчина покоряет Улан-Батор и адаптируется к тамошней жизни. Он признался честно, что на родину не вернется минимум год, а если найдёт достойное дело, то проживёт там гораздо дольше.
- Я раньше бывал в Монголии. Крайний раз – прошлой зимой. И надо сказать, что цены резко изменились - поднялись вверх абсолютно на всё: недвижимость, еда, кафе, гостиницы. Я прекрасно понимаю местных жителей: у них появился уникальный шанс заработать на иностранцах, - смеётся Александр.
По его словам, если переводить всё на рубли, то цены в Улан-Баторе примерно соответствуют московским. Например, за хорошую двухкомнатную квартиру местные жители просят примерно 70 тысяч рублей. Александр вспоминает, что год назад цены были почти в два раза ниже. Он же нашёл квартиру через знакомых и живёт в просторной однушке за 30 тысяч рублей.
- Работа у меня пока есть. Я работаю сам на себя, удаленно. Мне клиенты из Бурятии кидают заказы, я их делаю. Этих денег хватает, чтобы оплачивать квартиру и покупать еду, но при этом что-то недорогое – каши, супы, картошку. На это цены здесь нормальные, где-то даже дешевле, чем в Бурятии, - рассказывает он. - Но насчёт работы местные перспективы меня пока мало радуют. Я не знаю монгольского языка, а это сильно мешает найти достойное место, ведь, как правило, в каждой работе нужно уметь изъясняться с людьми. Что могу делать? Могу мыть полы в гостинице или пойти сторожем на склад. Но, во-первых, зарплата мизерная – где-то 20 тысяч наших рублей, а во-вторых, я хочу развиваться, получать кайф от жизни. В общем, пока трудно что-то загадывать. Но однозначно, я не вижу себя ни уборщиком, ни сторожем. Надеюсь найти вторую удаленную работу в России, подкопить денег и отправиться в путешествие по Монголии, для начала. А вообще моя мечта переехать в Таиланд или Новую Зеландию. Но до этого ещё далеко.
Вчетвером в «однушке»
Временный улан-баторец Баир О. с ужасом вспоминает первые дни частичной мобилизации.
- Помню, как мы в очереди на границе в Монголию стояли. Полтора дня стояли, - рассказывает он. - Монголы такие хитрые: приезжают, значит, занимают очередь в колонне из ста машин, продвигаются ближе к КПП, а потом идут в хвост и предлагают только что занявшим очередь своё место за десять тысяч. И находились те, кто покупал. Кто-то психовал и разворачивался, обратно уезжали.
По его словам, ещё на границе он убедился, что едет далеко не в сказочную жизнь.
- Ой, и дрались там, и чего только не было. Как в Монголию попал – поел на 1 200 рублей. Взял чай, суп с лапшой, пирожок, макароны с котлетой. В Бурятии я на эти деньги четыре раза отобедал бы. А так цены подняли, видя ажиотаж, - говорит Баир.
Сегодня молодой человек работает на автомойке на окраине монгольской столицы. Успел пожить и в комнате в общаге, и на улице, и на автомойке ночевал, подрабатывая там же сторожем. Потом встретил собрата из Бурятии, тот добавил его в чат единомышленников. Через этот чат Баир и нашёл жильё. Теперь живут вчетвером в однокомнатной квартире. Правда, повезло, что двое работают в ночь, двое в день. Поэтому фактически ночуют по двое.
- Оплату хозяева попросили сразу за три месяца вперёд – а это 120 тысяч. Наскребли, у кого сколько было денег, кто-то занял у своих и так далее. Через три месяца посмотрим, как дела пойдут. Может, и в Россию вернусь, - признался путешественник.
Здесь, наверное, стоит отметить, что президент России Владимир Путин уже сообщил, что до конца частичной мобилизации осталось примерно две недели. То есть, к 1 ноября покинувшие наш регион могут смело выстраиваться в очередь уже по ту сторону границы.
За свою судьбу эти граждане, если верить властям, могут не переживать. Как заявил член Совета Федерации Андрей Климов, за побег из страны в трудное для неё время им ничего не грозит, кроме серьёзных моральных терзаний.