В сентябре в Бурятии традиционно начался отопительный сезон. На улицах Улан-Удэ становится все сложнее находиться из-за дыма, содержащего токсичный бензпирен. Городские власти продолжают попытки решить эту проблему. Недавно в Минприроды республики обсудили вопросы загрязнения воздуха и предложили ряд решений. Об этом читайте в материале «Информ Полиса».
Закон без кнута
В Бурятии действует Закон «Об охране атмосферного воздуха», который запрещает предпринимателям и юридическим лицам, которые подключены к ТЭЦ, отапливаться твердыми видами топлива в котельных с 15 сентября по 15 мая. В улан-удэнской агломерации около 200 таких объектов.
Однако ответственность за нарушение данного запрета не предусмотрена. В Минприроды республики 14 октября обсудили законопроект «О внесении изменений в Закон РБ «Об административных правонарушениях». Если его примут на сессии Народного Хурала в декабре 2022 года, тогда такое нарушение влечет предупреждение или наложение штрафа: на должностных лиц – от 30 до 40 тысяч рублей, на юрлиц – от 80 до 100 тысяч рублей.
Министр природы Бурятии Наталья Тумуреева подчеркнула, что законопроект ни в коем случае не направлен на ущемление прав предпринимателей.
- В любом случае есть альтернативы: они могут использовать экологичные виды топлива, полностью отапливаться от ТЭЦ. Конечно, весь вопрос в стоимости. Однако это толчок к тому, чтобы люди задумались и пересмотрели свое отношение к выбросам загрязняющих веществ, - объяснила министр.
Депутат Народного Хурала РБ, председатель комитета по экономической политике, природопользованию и экологии Анатолий Кушнарев отметил, что поддерживает данный законопроект и надеется, что другие депутаты поступят так же.
- У депутатов были замечания, что ТЭЦ берет огромные деньги за технологическое подключение. Нужно, чтобы на этом не наживались. Это сейчас исправлено в части того, что положение закона относится только к тем, кто уже имеет подключение. Законопроект важен, и нужно продолжать борьбу за чистый воздух, не ограничиваясь этим, - сказал он.
Тумуреева подтвердила, что цена действительно высокая и закон не обязывает всех подключаться к ТЭЦ. Сейчас администрация города занимается точечным решением этого вопроса. Она отметила, что в проект «Чистый воздух» включен не только Улан-Удэ, но и Селенгинск и Гусиноозерск.
- Правительством Бурятии и администрацией города была проведена большая работа для этого. Сделаны сводные расчеты, которые дорабатываются с учетом замечаний, при том что для других городов их делал Росприроднадзор. Проведено исследование загрязнения атмосферного воздуха, а также эксперимент с бездымным углем. Теперь к нам обращаются другие регионы СФО за консультацией и помощью, - поделилась успехами она.
В комитете городского хозяйства сообщили что проект по созданию бездымного топлива будет реализован на котельной Юго-Западная в сотых кварталах и котельной на Спиртзаводской трассе.
- Однако одним бездымным топливом качество воздуха не улучшить. Одно из мероприятий по его улучшению – это закрытие котельных, которые имеют техническое присоединение к ТЭЦ, - добавили в комитете.
Нужен порядок
На обсуждении с предложениями выступил член группы общественного контроля комиссии по ЖКХ Общественной палаты Бурятии Владимир Афанасьев. Он считает, что предприниматели должны работать в равных условиях.
- Должен быть выбор. Если компании экономически выгодно отапливаться твердыми видами топлива, то не запрещать это, а обязать установить сертифицированное золоулавливающее оборудование, разработать для этого проект, согласовать со всеми инстанциями и только после этого разрешить работу котельной. Плюс каждый месяц ему нужно будет сдавать анализы дымовых газов на соответствие их нормативу. Если не соответствуют, наказывать. И нужно выступить с инициативой в стране, чтобы можно было проверять декларации, которые предоставляют предприниматели. Если сведения о загрязнении воздуха за отчетный период недостоверные, то закрывать компанию на 90 суток, пока все не будет исправлено. Нужно упорядочить и те случаи, если декларацию предприниматель вообще не подал, - предлагает он.
Афанасьев назвал нынешний тариф на отопление высоким и заявил о необходимости его тщательного пересмотра, чтобы тот был экономически обоснованным. Также член Общественной палаты РБ предложил включить в проект «Чистый воздух» непрерывный мониторинг на ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, чтобы все данные об уровне тепла, качестве и количестве выбросов публиковались в интернете в открытом доступе. Наталья Тумуреева ответила, что в будущем стоимость подключения к отоплению для каждой организации будут рассматривать индивидуально. Министр подчеркнула, что региональная система мониторинга была предусмотрена в программе.
Анатолий Кушнарев указал и на то, что нужен контроль за качеством используемого угля на котельных, а также за эффективностью работы газоочистного оборудования. Последнее сейчас дается на откуп организациям.
В конце обсуждения за внесение законопроекта на рассмотрение депутатов Народного Хурала проголосовало большинство. А пока документ будет дорабатываться с учетом предложений. Кроме того, Наталья Тумуреева уверена, что есть необходимость оценки количества котельных, работающих в компаниях, но по каким-то причинам зарегистрированных на физических лиц и не подлежащих контролю. Затем по ним будет принято решение.
Электроотопление и электроавтомобили
Другой темой обсуждения стал проект «Чистый воздух», а именно перевод частных домов на электроотопление до 2027 года. Анатолий Кушнарев рассказал, что многие уже переходят на электрокотлы, так как дрова подорожали.
- В настоящее время проводится технико-экономическое обоснование развития электрических сетей улан-удэнской агломерации. Будут реконструироваться сети электроснабжения, в том числе разработано техническое задание на проектирование сетей с возможностью строительства подстанции, - подчеркнула Наталья Дядина, консультант проектно-аналитического комитета.
Министр природных ресурсов добавила, что в технико-экономическом обосновании будет прописана стоимость проекта по развитию электросетевого хозяйства. После этого комплексный план утверждает вице-премьер правительства России Виктория Абрамченко, и можно начать работу по нацпроекту.
- В рамках данной работы посчитаны все домовладения, коих больше 67 тысяч, из которых 45 тысяч только в Улан-Удэ. Предварительные затраты на всю улан-удэнскую агломерацию - 7 млрд рублей, но сумма будет уточняться, - говорит Дядина. – Проводится работа в направлении субсидирования тарифа за электроотопление в районе 1,22–1,28 рубля. Мы ждем оценку РСТ и дальше на правительственной комиссии будем этот вопрос поднимать.
Владимир Афанасьев отметил, что полпред президента России в ДФО Юрий Трутнев говорил, что постарается с этого года включить Улан-Удэ в проект «Чистый воздух».
- По данным проектно-аналитического комитета, у нас уже существует порядка двух тысяч домов на электроотоплении, которые можно было бы в этот отопительный сезон субсидировать, все отработать, - сказал он. – Нужно условия разработать. Так, есть домики на 60 кв. м, а есть на 500 кв. м. Нужно компенсировать только до 100 кв. м. Остальную отапливаемую площадь пусть оплачивают по тарифу. И субсидирование должно быть не для ресурсоснабжающих организаций, а целевым, чтобы потребитель оплатил по тарифу и затем получил субсидию. Надо чтобы дом и земля были зарегистрированы; если когда-то была котельная, то демонтирована труба, и должен быть акт об этом.
Афанасьев предложил уже сейчас подумать об источниках финансирования, когда в 2024 году закончится субсидирование по проекту.
- Хорошие предложения, давайте рассмотрим. По электроотоплению будет отдельное совещание совместно с Минтрансом РБ, - резюмировала Наталья Тумуреева.
Согласно наблюдениям главной геофизической обсерватории им. А. И. Воейкова (Санкт-Петербург), в 2020 году Улан-Удэ и поселок Селенгинск отнесены к объектам с очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, а Гусиноозерск – с повышенным. В прошлом году в Бурятии зафиксировано превышение предельно допустимых концентраций бензпирена в 5,0–8,7 раза (в Улан-Удэ - в 8,3 раза, в Селенгинске - в 8,7 раза). Бензпирен и формальдегид – ядовитые канцерогенные вещества, вызывающие генетические изменения и наносящие непоправимый вред здоровью.