Сокращение рабочей недели с пяти дней до четырёх, причём без уменьшения зарплаты, в России начали обсуждать ещё три года назад. С такой инициативой выступила в августе 2019-го федерация независимых профсоюзов РФ (ФНПР). В организации тогда заявили: появление четырёхдневки «может стать средством оптимизации времени труда и отдыха». Там отметили, что высокопроизводительный труд в отдельных странах, отраслях и на предприятиях уже сделал урезанную трудовую неделю реальностью, да и в целом продолжительность рабочего времени в мире постепенно снижается.
Вскоре экс-министр экономического развития России Максим Орешкин назвал главные условия перехода на «сокращёнку». Их было два – повышение доходов населения и рост производительности труда.
- Именно это открывает возможность для практической дискуссии как в части четырёхдневной рабочей недели, так и других трудовых инноваций, которые возможные в регулировании трудовых отношений в нашей стране, – цитировало федерального министра ТАСС.
При этом он не стал обозначать какие-либо сроки.
- На этом этапе важно сконцентрироваться именно на повышении доходов населения и решать задачи поэтапно, – подчеркнул Орешкин.
Вопрос вновь подняли в разгар пандемии коронавируса. Сегодня он обсуждается всё реже – «четырёхдневка» действует лишь в одной улан-удэнской компании из ста.
Каждый второй житель бурятской столицы (52%) между тем поддерживает введение сокращённой рабочей недели. Большинство её сторонников – среди наших земляков, которым ещё нет 34 лет. Это выяснили представители сервиса по поиску высокооплачиваемой работы «SuperJob» после опроса, который проводился с 11 по 24 октября.
По данным «SuperJob», бизнес не планирует переход на «сокращёнку». Такой график в Улан-Удэ остаётся экзотикой. В 2% компаний он внедрялся, но потом организации вернулись к обычному режиму. Обсуждали введение укороченной рабочей недели и пришли к выводу о её допустимости 3% работодателей, а 5% решили, что она неприемлема.
Женщины выступают за «четырёхдневку» чаще мужчин (53% против 64%). А двое из трёх улан-удэнцев (68%) уверены, что при четырёхдневной занятости они смогут выполнять тот же объём работы, что и за стандартные пять дней, тогда как 22% считают это нереальным. Уверенных в своих силах больше всего среди респондентов до 34 лет (74%).
Горожане рассказали и о том, на что бы потратили освободившийся день. Так, 32% провели бы его с семьёй и детьми, 24% просто бы отдохнули, а 13% занялись бы повышением квалификации и изучением иностранных языков. Каждый седьмой (16%) хотел бы найти подработку, а каждый девятый (11%) – взяться за домашние дела, 9% уделили бы время хобби, 6% – спорту и прогулкам и 5% решили бы личные дела.