В наших исторических публикациях мы уже не раз вскользь упоминали о Восточном путешествии будущего российского императора Николая II. В наш город цесаревич прибыл в июне 1891 года, подарив жителям Верхнеудинска настоящий праздник и устроив мощный ажиотаж. Историки называют это событие самым интересным визитом за всю историю города, поскольку ни до, ни после сюда не приезжали столь высокие лица, как наследник царского престола.
Что дарили будущему императору местные купцы? Как украшались улицы к его приезду? И как Николай Александрович отблагодарил верхнеудинцев за щедрое гостеприимство?
Готовились за полгода
Восточное путешествие будущего императора началось с Гатчины - города вблизи Петербурга. Оттуда в октябре 1890 года наследник выехал в Италию. Далее он посетил Египет, Индию, Китай, Японию и ещё ряд приморских азиатских стран. 11 мая 1891 года царские корабли прибыли во Владивосток. Отсюда началось сухопутное путешествие цесаревича по крупным российским городам в сторону Петербурга. 21 июня его кортеж прибыл в Верхнеудинск.
Готовиться к приезду будущего царя в нашем городе начали чуть ли не за полгода. Во-первых, соорудили триумфальную арку, автором проекта которой выступил чиновник Николай Паув. Архитектурное сооружение обошлось городской казне в 1770 рублей - гигантские деньги по тем временам.
Прочитав это, вы наверняка сразу же вспомнили, где в Улан-Удэ она находится и как выглядит. Однако это не совсем так. Оригинальную арку снесли после революции, а царские ворота на улице Ленина сегодня - это копия, созданная в 2006 году.
Во-вторых, чтобы высокие гости не въезжали в город сквозь мрак, специально к приезду Николая Романова сделали новую дорогу, расчистив лес и протянув её до самого центра города. Немного иронично, но сегодня улица, созданная специально для встречи будущего царя, носит название проспект 50-летия Октября. Этот участок для дороги был выбран не случайно, так как цесаревича ждали со стороны Еравны.
Кроме этого, город готовили и внешне: с марта красили дома и водосточные трубы, равняли зaбopы, облагораживали и выравнивали улицы, чиновники моментально находили средства на ремонт покосившихся зданий и церквей.
При Верхнеудинском городском училище «для увековечения в памяти граждан города столь знаменательного события» открыли ремесленный класс, который назвали «Николаевским». А на заседаниях городской думы тем временем из купцов, чиновников и почётных граждан выбирали людей, которые должны сопровождать цесаревича.
Красная дорожка через всю улицу
На территорию современной Бурятии Николай Романов въехал через Еравну, любуясь красивыми озёрами. Остановку сделали в Ацагатском дацане, где будущего импертатора торжественно встретили и устроили молебен в честь такого события. Для почётного гостя исполнили один из самых красивых буддийских танцев - Мистерию Цам. Стол накрыли из множества мясных блюд.
20 июня стояла ужасная жара. Сотни людей собрались в районе нынешней Стрелки, у часовни, воздвигнутой также в честь этого события. Посмотреть своими глазами на сына императора приехали как именитые городские особы, так и простые люди из окрестных деревень. Ждать на жаре пришлось до вечера - уж очень вкусно угощали царского наследника в Ацагате.
Оттуда Николай Александрович выехал верхом на лошади в сопровождении казаков и местных бурят и добрался до Верхнеудинска к вечеру. По новой дороге цесаревич со своей свитой проехали до триумфальных ворот, где их хлебом-солью встретил городской глава. Николай Романов торжественно прошёлся под аркой. У этого места его ждали горожане, почётные жители, воспитанники учебных заведений. Все восторженно кричали и пели.
Историки описывают, что город в тот день было не узнать - чистый, белый, шумный. От арки цесаревич с сопровождающими пешком отправился в Одигитриевский собор. Улица Большая (ныне Ленина) была без покрытия, а потому, чтобы Николай Александрович ненароком не запачкался в пыли, всю улицу от арки до собора застелили красной ковровой дорожкой. По краям дороги стояли люди и восторженно приветствовали будущего главу государства.
В Одигитриевском соборе прошёл торжественный вечерний молебен, после которого царскую свиту повезли на ночлег. Поселить наследника престола и его сопровождавших власти решили в доме купца Голдобина (ныне Музей истории города). Этот дом был выбран неспроста: снаружи и изнутри освещенный электрическим светом, а внутри чисто и уютно. Да и, по правде говоря, в то время это был единственный дом в Верхнеудинске, способный принять подобную делегацию. Специально к значимому событию здание украсили флагами.
Ночевала царская свита под бдительной охраной почётного караула, в составе которого была рота со знаменем 4-го Восточно-Сибирского линейного батальона.
Подарки для будущего императора
С утра высокий гость отправился в местность, которая сейчас носит неофициальное название «Батарейка». Там прошёл парад и смотр казачьих войск. Как раз в те дни в городе шли приготовления к празднованию 40-летия Забайкальского казачьего войска, августейшим атаманом которого, кстати, был будущий Николай II.
После приветственного стола наследник престола посетил учебные заведения - уездное училище и женскую прогимназию. Ученицы последней встретили его пением и поднесли суконный чепрак светло-голубого цвета, шитый золотом, серебром и шелками.
Далее Николай Александрович отправился в дом Голдобина, где принимал представителей местной знати. Здесь его просто заваливали подарками. Купцы из Кяхты привезли сундуки с лучшими чаями, баргузинские буряты подарили шкурки баргузинских соболей, хоринцы вырезали трон.
Цесаревич тоже не остался в долгу и пожертвовал большие деньги на развитие учебных заведений. Так как он не мог взять с собой в путешествие обоз с дарами, его подарки были небольшими, но ценными. Например, он дарил казакам часы, золотые булавки, дорогие перстни, серебряные портсигары и многое другое. Семьи, которым посчастливилось получить подарки из царских рук, бережно хранили их и передавали по наследству из поколения в поколение.
«Благодарю за выраженные чувства»
22 июня на нарядно украшенном причале Селенги Николая Александровича ждали две специально сделанных для него огромных лодки. Ехавшего к пристани наследника царского трона сопровождал почти весь город. Когда лодки отчалили, горожане ещё несколько километров бежали за ними вдоль Селенги.
Далее цесаревич посетил Троицкий монастырь, которому пожертвовал деньги и подарил икону, побывал в Посольском монастыре, переночевал в Кабанске, где для него также устроили большой пир. Затем он доехал до станции Мысовая, где сел на иркутские суда и отправился в порт Байкал.
Историки отмечают, что Николаю Романову очень понравилась культура бурят и удивило местное гостеприимство. В знак уважения он послал в местную думу свой портрет и приписал в телеграмме: «Да служит он [портрет] выражением моего желания всякого преуспевания городу Верхнеудинску. Благодарю за выраженные чувства. Николай».
Став императором, он всегда тепло принимал делегации из Забайкалья в Петербурге и разрешил построить в столице империи дацан.
Приезд наследника престола стал для Верхнеудинска, да и всего Забайкалья, настолько большим событием, что в последующем еще несколько лет люди праздновали его годовщину.