Ферма Геннадия Щербакова расположилась посреди поля за селом Барыкино Тарбагатайского района. Мужчина с первоклассными навыками инженера-строителя, по собственному признанию, «закопал здесь 30 миллионов рублей».
В 2018 году Щербаков получил сертификат на разведение катумской породы овец и уже через год принялся строить ферму, соответствующую современным сельскохозяйственным технологиям. При этом он выращивает клубнику и строит горнолыжный курорт.
Новая порода овец
Катумская порода овец для Бурятии новинка, а потому Геннадий Ильич стал пионером в работе с этими животными. Отличается эта уникальная порода тем, что является смесью романовской и американской, при этом сохраняет свою многоплодность и мясную составляющую. Вес взрослых баранов переваливает за сотню килограммов. Другой большой плюс – этих животных не нужно стричь, они линяют сами.
– Всего у меня около сотни голов овец. Уже приезжали покупатели из Иркутска, изъявили желание купить и в Магадане, – рассказывает Геннадий Щербаков. – В планах поднять поголовье до двухсот, чтобы ежегодно получать по 300–400 ягнят – кого на мясо, кого на продажу.
Для овец здесь огорожена большая площадь, где они могут вольно пастись. Таким способом животные защищены от волков, а фермер избавлен от потребности нанимать пастуха.
В гараже Геннадия Щербакова есть собственные трактор, комбайн, плуг, грабли, косилки. Всю технику для своего дела фермер приобрёл самостоятельно. Да и дорогостоящий материал на строительство масштабной фермы мужчина покупал сам, не получая при этом каких-либо «бонусов» от государства.
– Всё покупаю и строю своими силами. Был здесь в 2019 году и глава республики, рассказал про Азиатский банк. Но они дали мне небольшую часть кредита и тоже про меня совершенно забыли, – говорит Геннадий Ильич.
«Стараюсь для себя»
К сожалению, труд по разведению овец не способен давать прибыль на протяжении всего года, а потому параллельно фермер занялся круглогодичным выращиванием клубники. Для этого Щербаков построил одноэтажную теплицу из шлакоблока, со временем добавив к ней и второй этаж. В ноябре он уже получит первую рассаду ягоды.
Вместе с обычным электричеством мужчина максимально использует в процессе выращивания ягоды энергию солнца. Благодаря тому, что на ферме имеются инвертор и генератор, на электричестве отлично получается экономить. Кроме того, Геннадий Щербаков планирует запустить автономную ветроэлектростанцию. Для этого он установил три турбины, осталось только привязать их к инвертору и генератору, чтобы брать электричество.
Для работников фермы (сейчас он один) Геннадий Ильич построил бытовой корпус, изнутри похожий на самое современное общежитие с душевыми кабинами, раковинами, санузлами, телевизорами и всей необходимой мебелью и приборами.
Очень щепетильно фермер подошёл и к комфортной жизни для своих овечек. Для них здесь есть зимник, в котором животные будут зимой рожать. Огромный корпус разделён на несколько секций: тут животные будут жить, ночевать, кормиться, выхаживать потомство, здесь же их будут осматривать, ставить прививки, обрабатывать и так далее. В зимнике фанерные полы со сливом, обогреватели, тёплая вода, полы с подогревом. Регулярно работник делает побелку и просушивает воздух. Есть здесь место и для хранения корма.
– Есть желание, чтобы всё здесь было чисто и аккуратно, ведь стараюсь прежде всего для себя, – с теплом говорит фермер. – У нас запланировано и создание кормоцеха, где будем самостоятельно выращивать траву и гранулировать её. Таким образом, около тонны зелёнки можно будет получать ежедневно и перейти к полному содержанию овец на месте. От сена планируем отказаться. Также в планах сделать отопление при помощи солнечной системы.
Проблемы и планы
Единственная проблема, с которой сталкивается Геннадий Щербаков, – не всегда банки идут ему навстречу и способны дать нужную сумму кредита.
– За три года я здесь всё построил, нахожусь по уши в кредитах. Но дело в том, что я в состоянии их обслуживать, но не могу получить. Двигаюсь настолько, насколько могу, – разводит руками он. – Хотелось бы быстрее, но не получается. Нужна чисто финансовая помощь. Буквально сейчас оформляю очередной кредит. Под маленький процент мне никто ничего не даст, для меня это фантастика. Можно было бы получить целевой кредит, но замучаешься с отчетами, ведь есть много вещей, которые не могу покупать официально. Бесполезно получать какие-то льготные деньги на счет, пытаться ими разумно распорядиться и, самое главное, оперативно.
Геннадий Ильич также поделился другими интересными планами, направленными на развитие… спорта!
– Есть планы сделать рядом горнолыжную трассу для земляков, с домиками для отдыха, мангальными зонами, хоккейной коробкой и так далее. Землю на горе по «Дальневосточному гектару» получил. Смотрел, что там получится полуторакилометровый лыжный спуск. И горка там сама по себе не травмоопасная, – делится планами предприниматель. – Пока это на стадии разработки: убрали трактором заросший спуск, в следующем году потихонечку будем выходить на начало деятельности. В этом году я хочу сам попробовать. Возникающая здесь проблема – это трехкилометровая дорога до горы, ведущая от трассы, которая требует ремонта. По программе в следующем году ее обещали починить, сделать хорошую грунтовку, чтобы не было грязи и можно было обслуживать.
Фермер добавляет, что ощущает рост цен еще с начала пандемии, но нынешние санкции на него никак не влияют, поэтому особых изменений он не видит. То же самое и с объявленной в России частичной мобилизацией: сам он уже вышел из призывного возраста, а его работник – гражданин другой страны.