школа
5127
1

В Бурятии почти каждый четвёртый ребёнок подвергается буллингу

Пока в России готовят закон о профилактике школьной травли, как эта проблема решается в республике сейчас?

Фото: freepik.com

В России, по данным статистики, каждый третий ребёнок подвергается травле в школе. В Бурятии — меньше, чем каждый четвертый. Тем не менее эта проблема для республики очень актуальна. Пока в стране готовят закон о профилактике буллинга, мы решили узнать, из-за чего в бурятских школах возникают конфликты среди детей, как с этим работали раньше и как будут теперь. Почему учитель часто не замечает, а иногда закрывает глаза на напряженную обстановку в классе? Почему дети боятся жаловаться? Что делать родителям, если ребенок подвергся травле? 

Ожидается, что закон защитит школьников от травли. Один из соавторов нового законопроекта — мама семерых детей, вице-спикер Госдумы Анна Кузнецова. Российские школы предлагают штрафовать, если они не будут принимать меры по борьбе с травлей учащихся и сотрудников. Штраф за отказ от борьбы с травлей составит от 50 тысяч до 150 тысяч рублей. В том числе они должны вести профилактическую работу и создавать специальные службы по рассмотрению инцидентов издевательств. Такой законопроект в ближайшее время внесут в Госдуму депутаты четырех фракций. По мнению инициаторов, проблема буллинга в стране очень актуальна, но сегодня эта тема никак не регулируется законодательно. 

Обзывательства, пинки, перевод в другую школу

По мнению уполномоченного по правам ребёнка в Бурятии Натальи Ганькиной, у законопроекта есть перспективы, поскольку проблема школьного буллинга для республики актуальна. Неразрешённые конфликты со временем рискуют стать причиной крайних мер, вплоть до вызова полиции, а в будущем - психологических травм у детей.

- Ко мне постоянно поступают обращения родителей по поводу конфликтов в школах, - говорит Наталья Ганькина. - Споры бывают разные. Например, между взрослыми - когда отношения выясняют учитель и родитель, а ребенок от этого страдает, в итоге его переводят в другой класс или школу и он вынужден адаптироваться в новой среде. Второй тип - когда психологическое, а порой и физическое насилие возникает между детьми в коллективе - в виде насмешек, обзывательств, тычков, пинков и так далее. Третий тип - конфликты между учеником и учителем. Наш регион в этом плане ничем не отличается от других. Федеральный уполномоченный по правам ребёнка тоже фиксирует, что число обращений возросло. По России каждый третий ребёнок подвергается травле в школе, в Бурятии - меньше, чем каждый четвёртый. В 2021 году, по данным Министерства образования, которое собрало сведения со всех школ, в республике произошёл 81 школьный конфликт. Много это или мало, мы не можем сравнить, потому что ввели такое (исследование) впервые. Но о том, что эта проблема актуальна, статистика нам точно говорит. 

Работать над обращениями и разбирать конфликты в частном порядке необходимо, но гораздо эффективнее выявлять такие случаи массово и быстро. 

- Мы не можем только констатировать, что конфликты есть, что нужно наказывать, проводить внутренние расследования и призывать соблюдать права участников образовательного процесса. Мы должны знать, что улучшить и как предотвратить, - говорит омбудсмен. 

Жертву выбирают случайно

Определённого возраста, в котором дети начинают проявлять агрессию по отношению к сверстникам, нет, говорит Наталья Ганькина. Конфликты могут возникнуть как среди младшеклассников, так и у более взрослых ребят. Жертву также не выбирают по какой-то конкретной причине, а поводом может стать что угодно. 

- Сложно сказать, что школьная травля соответствует определённому возрасту, - она возникает в среде как второклассников, так и шестиклассников. Что касается причин, есть такое понятие - рандомная жертва. То есть непонятно, из-за чего может возникнуть конфликт в классе, а порой и травля. Одну девочку, например, буллили за разные глаза - у неё гетерохромия. Если для нас, взрослых, это такая особенность и даже изюминка, то для некоторых детей - повод для травли. Если это носит скрытый характер, то как выявить такой конфликт? Нашему региону представилась возможность по линии Агентства стратегических инициатив (АСИ) проработать ситуацию «Школьный буллинг». Целой командой мы уже 11-ю неделю работаем над этим. Встречаемся с родителями, учителями, заместителями директоров по воспитательной работе, с представителями Минобрнауки, с психологами, чтобы узнать, что волнует их в вопросе разрешения школьных конфликтов. 

В команду наряду с омбудсменом и консультантом аппарата уполномоченного входят  представитель АСИ по Бурятии, два представителя Комитета по проектному управлению, главный внештатный психолог в системе образования республики и специалист Минздрава. 

Не замечают или закрывают глаза

В процессе общения, в том числе с детьми, специалисты узнают, что думает каждый из участников образовательного процесса. Выясняется, почему неблагоприятная обстановка в том или ином классе не была замечена и разобрана ранее и как помочь детям не бояться обращаться за помощью. 

- Мы пришли к тому, что дети часто не рассказывают о том, что подвергаются нападкам. Боятся заявлять об этом открыто, но готовы делать это анонимно. Родителям не говорят, чтобы не расстраивать, и считают, что справятся самостоятельно, - говорит Наталья Ганькина. - Учителя иногда не замечают конфликтных ситуаций либо сознательно закрывают на это глаза. Многие не обладают инструментами, чтобы этот конфликт определить. В информационном поле очень много различных методичек и так далее, но у педагогов просто нет времени всё это прочитать, проанализировать и выбрать лучшее. Родители порой сами могут спровоцировать конфликт, обучая детей линии поведения в духе «дай сдачи». 

Команда, в которую входит Наталья Ганькина, решила объединить всё лучшее в борьбе с буллингом. Например, сейчас идет работа над информационным модулем «Добрая среда». С помощью онлайн-тестирования школьников, учителей и родителей определяется уровень благополучия среды в классе. Такое тестирование учителя могут проводить самостоятельно, и это не увеличит нагрузку на их и без того напряженный рабочий график. 

- Мы предоставляем школе зарекомендовавший себя тест, поэтому классным руководителям не нужно тратить время на поиск тестирования и какой-то подходящей методики, проходить курсы повышения квалификации - у них не возрастает нагрузка, - говорит омбудсмен. - Для ребёнка опрос анонимный, он может сказать правду, не боясь последствий. Так мы уже протестировали более 200 учеников в пяти школах республики. Исходя из результатов теста классному руководителю даётся рекомендация, в какой форме провести классный час. Беседа с классом проводится по специальной методике, разработанной психологами. На одном из опрошенных классов мы её проверили, и ребятам очень понравилось. Они сказали, что так с ними ещё никто не работал. 

«Наш регион в этом плане (школьной травли) ничем не отличается от других. Федеральный уполномоченный по правам ребёнка тоже фиксирует, что число обращений возросло» - говорит Наталья Ганькина.

Примерить роль жертвы на себя

Если проект получит одобрение, он будет внедрен во всех школах республики, а возможно, и всей страны. Тогда борьба со школьным буллингом превратится в эффективную систему. 

- Мы предлагаем ряд активностей для школьников, например, «Социальный театр», где дети могут в постановке увидеть определённую ситуацию, проанализировать её вместе с психологом, а также примерить роли на себя. Каково это, когда тебя обижают? А как бы ты поступил в этой ситуации? Был ли ты когда-нибудь в таком положении? Ребята сами себе отвечают на эти и другие вопросы. Этот проект мы будем защищать в конце ноября, надеемся, что наша практика распространится по другим регионам страны. 

Но что же школьные психологи? Почему дети не обращаются к ним? По словам Натальи Ганькиной, многие ребята, с которыми она разговаривала о проблеме травли, не обращаются к специалисту в стенах школы из-за страха, что он расскажет учителю, а тот обязательно их отругает. Узнают сверстники - и станет только хуже. Будут показывать пальцем.

Тем временем в Бурятии со школьными психологами туговато. Если, например, в школе № 32 по штату их пять, что позволяет охватывать учеников разных возрастов, то по республике во многих учреждениях их не хватает. Хотя бы один такой специалист на один храм знаний должен быть. Если уж совсем точно, один на 500 детей. 

Законопроект о профилактике буллинга необходим, и перспективы у него есть, считает детский омбудсмен. Необходимо делать всё, чтобы проблема не замалчивалась.

Куда обращаться в случае травли?

Как отмечают в министерстве образования и науки Бурятии, в республике появятся специалисты по урегулированию конфликтов. В июле специалисты из Бурятии и Иркутской области прошли очное обучение в Агентстве стратегических инициатив и работали над проектом «Школьный буллинг» (см. в комментариях Н.В. Ганькиной - Прим. автора). Кроме того, в Бурятии уже занимаются проблемой школьной травли. 

- Реализуются муниципальные программы, например, организуются «Дни профилактики» в поселениях с повышенным уровнем криминогенности. Проводятся семинары для классных руководителей «Что такое буллинг и чем это опасно», проблема обсуждается на классных часах, уроках литературы, проводятся конкурсы плакатов и рисунков на эту тему. Также на базе Центра диагностики и консультирования Улан-Удэ работают программы «Школьная медиация» и «Шаги к успеху». На сайте Республиканского центра образования и сайтах школ размещены Методические рекомендации педагогическим работникам по предотвращению буллинга и алгоритмы действий в случае выявления травли среди сверстников в школе. Описаны технологии реагирования на факты буллинга и порядок работы с дертвами и обидчиками. Первого ноября состоялось общереспубликанское родительское собрание, на котором обсудили вопросы, касающиеся роли семьи в сохранении психологического здоровья етей, и вопросы профилактики деструктивного поведения подростков, подростковых депрессий и суицидов. Родителям даны рекомендации в случае, если ребёнок столкнулся с буллингом, а также информация о сайте травлинет.рф, где размещены телефоны горячей линии и почта для юридических консультаций в ситуации травли.

Телефон горячей линии по вопросам урегулирования конфликтов в школе, медицации и примирения Центра защиты прав и интересов детей: 8 (800) 222-34-17.

Горячая линия Центра диагностики и консультирования Улан-Удэ: 8 (3012) 55-38-16.

Автор: Валерия Бальжиева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях