По общепринятой исторической версии, наш город был основан в 1666 году. Именно этим годом датируется записка казака-землепроходца Осипа Васильева, в которой он сообщил об основании зимовья на берегу реки Уды. Однако известный писатель-краевед и автор трудов об истории Забайкалья Эдуард Дёмин (1937–2022) был уверен, что наш город был основан раньше, и привел исторические доказательства этого.
Опираясь на труды историков
Эдуард Дёмин писал, что первые точные сведения об основании Селенгинска и Удинска опубликовал в 1838 году известный сибирский историк П. А. Словцов в первом издании «Исторического обозрения Сибири».
Словцов писал: «Почти достоверно, что Селенгинск, с 1666 г. существующий, застроен командою острога Иргенского, спустившеюся по Хилку; что этот новый замок (...) поставил в 1668 г. острог Удинской, опирающийся на Селенгинске». И в сноске: «Нигде, к сожалению, не замечено, в чем состояло енисейскаго начальства содействие возведению Удинскаго и Селенгинскаго острогов? Поэтому желал я взглянуть в Енисейскую летопись».
Из документа можно сделать вывод, что историк не имел точных сведений об основании будущих городов. Другой сибирский историк, Щеглов, спустя 45 лет назовет иные даты: 1649 год — основание Верхнеудинска, 1666 год — Селенгинска.
В 1916 году историк А. П. Васильев опубликовал труд «Забайкальские казаки», где впервые назвал имена основателей Селенгинска — Осип Васильев и Гаврила Ловцов. Оба были казаками и, находясь в Баргузинском остроге, просили приказчика о разрешении «привести под государеву руку изменников бурят, отъехавших из Балаганска, живших теперь на Чикое, и поставить среди их кочевьев острог на реке Селенге, при устье Чикоя».
Здесь, согласно документам, 27 сентября 1665 года они и построили острог, который назвали Селенгинским. Про основание Верхнеудинска автор ничего не расписывал, лишь упомянул в трудах один раз об Удинском зимовье.
Подробно углубляясь в историю основания Верхнеудинска, Эдуард Дёмин выделил труд историка и краеведа В. П. Гирченко.
Из статьи Эдуарда Дёмина:
«По дате основания Верхнеудинска выскажется Гирченко, который в 1922 году в историческом очерке «Прибайкалье» без ссылки на источники напишет: «В 1665 году был основан вблизи впадения Чикоя в Селенгу острог Селенгинский. Через год при впадении в Селенгу реки Уды для сбора ясака с окрестных тунгусов было поставлено Удинское зимовье, превратившееся впоследствии в город Верхнеудинск».
Гирченко даже издал большой исторический очерк «Основание и начальная история города Верхнеудинска», увидевший свет в 1925 году.
Согласно его сведениям, 30 сентября 1665 года казак Осип Васильев сообщил енисейскому воеводе, что служилые люди выбрали место у Селенги, где построили острог. А в записке от 14 августа 1666 года уже говорится о строительстве зимовья на Уде.
Эти даты были подхвачены многими историками, и именно 1666 год стали указывать в учебниках по истории и исторических материалах.
Уникальный документ
Из статьи Эдуарда Дёмина:
«Самый серьёзный хронологический анализ проведёт исследователь Л. К. Минерт, который в уникальной монографии 1983 года «Памятники архитектуры Бурятии» относительно даты напишет: «г. Улан-Удэ основан на рубеже 1665–1666 гг.». В названной выше книге он рассмотрит этот вопрос подробно: «Хотя время строительства зимовья в документах не указано, но оно довольно точно определяется временем между двумя донесениями Осипа Васильева (1665 и 1666 гг.) Принято считать годом основания Верхнеудинска 1666 год. Как видно из сказанного, строительство зимовья осуществлялось или в последних месяцах 1665 года, или в самом начале (январь, февраль) 1666 года. При этом более вероятным представляется октябрь 1665 года, до ледостава Селенги».
Как следует из трудов историков, однозначной даты основания нашего города нет, ведь практически каждая информация подвергалась сомнениям. Однако Эдуард Дёмин постарался поставить точку в этом разногласии, опубликовав древний документ, датируемый «не ранее 26 марта 1666 года». Его краевед нашёл в сборнике документов «Русско-монгольские отношения. 1654–1685», опубликованном в 1996 году. Документ считается уникальным, поскольку адресован первостроителями Селенгинского острога непосредственно русскому царю.
Вот текст документа:
«Государю царю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, и государю благоверному царевичу и великому князю Алексею Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии, и государю благоверному царевичу и великому князю Феодору Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии, бьют челом холопы ваши Енисейского острогу десятник Оська Васильев с служилыми людьми. (...)
И в нынешнем, великие государи, во 174 году, сентября в 27 день [1665 г. — Э. Д.], выбрав угожее место, на Селенге-реке в Мунгальской земле за помочью божиею, вам, великим государем, новый Селенгинской острог поставили, а по окладу мерою острог поставлен 60 сажен печатных, а по углам 4 башни с розвалы и с вышки крыты. А вышина острогу полтретьи сажени печатных, а круг острогу крепь-ров, чеснок и надолбы». (...)
И в нынешнем, великие государи, во 174 году, сентября в 30 день [1665 г. — Э. Д.], я, Осипко Васильев [с] служилыми людьми с товарыщи из нового Селенгинского острогу тех мунгальских послов к вам, великим государем, к Москве послал, а с ними, послами, отпущены Енисейского острогу пятидесятник казачей Гаврилко Ловцов да служилые люди Пятунка Фофанов да Федька Иванов Вятченин, до охочих казаков десятник // казачей Тимошка Григорьев, да с ними ж отпущен томачем служилой человек Тараско Афанасьев. (...)
Да в нынешнем же, великие государи, во 174 году сентября в 27 день [1665 г. — Э. Д.] призваны были вам, великим государем, царьского величества под высокую руку в вечное неотступное холопство и в ясачной платеж иноземцы — тунгуские люди Люлеленкурсково роду 25 человек к Селенге на усть Уды-реки к ясачному зимовью, и тех призовных и приезжих иноземцев тунгусских людей баргузинские ясачные тунгусы на усть Итанцы-реки побили, а тех убойных людей погромной живот у баргузинских ясачных тунгусов стрелецкой и казачей голова Первой Самойлов за всякою угрозою взял себе скот и живот и ясырь».
Дёмин отмечает, что уникальность этого древнего акта для начальной истории Селенгинска и Удинска видится ещё и в приводимом в нём перечне имён и фамилий почти половины их первостроителей, которых, как сегодня известно, было 85 человек.
Из статьи Эдуарда Дёмина:
«Таким образом, надежно документально подтвержденной датой основания Удинского зимовья, следовательно, и города Удинска - Верхнеудинска (Улан-Удэ) следует теперь считать не 1666-й, а 1665 год. Зимовье в устье Уды ставилось, очевидно, практически одновременно с самим Селенгинским острогом, в те же месяцы 1665 года и теми же первостроителями».