В столице Бурятии установили памятник одному из её основателей – Гавриле Ловцову. Монумент появился на улице Набережная – недалеко от галереи, принадлежащей известному меценату и предпринимателю Льву Бардамову и, судя по всему, именно по его инициативе.
Фотографиями с изваянием поделился в соцсетях зампредседателя Общественной палаты РБ, основатель движения «V помощь Zемлякам 03», руководитель волонтёрского движения «Золотые руки ангела Бурятии» Денис Леонов. «Спасибо за этот праздник для всей истории города», – поблагодарил общественник бизнесмена на своей странице во «ВКонтакте».
В далёком 1666 году (по другим данным – в 1665) казачьи старшины – десятник Осип Васильев и пятидесятник Гаврила Ловцов – построили на горе Батарейная зимовье, позже разросшееся в Верхнеудинский острог. Несколько веков спустя он стал городом Улан-Удэ.
В 2016-ом сотрудники института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН начали там раскопки. Из городской казны на эти цели выделили 1 миллион 400 тысяч рублей. Специалисты обнаружили на горе оборонительную стену Удинского острога, построенную примерно в 1688 году. Она представляет собой тарасы – две стены из горизонтально уложенных брёвен, скреплённые между собой перерубами. Само по себе это уже открытие для науки. Историкам удалось чётко зафиксировать и задокументировать, каким всё-таки было это сооружение.
- Земляной пол был засыпан деревянной стружкой и корой хвойных деревьев. Вероятнее всего, помещения тарасов предназначались для ведения нижнего боя, – сообщили тогда в управлении по информационной политике Улан-Удэ.
Кроме того, на месте раскопок археологи нашли фрагменты керамики, костей животных и слюды, обрезки кожи и подошв обуви, бронзовую пряжку для ремня, две сибирские монеты 1748 и 1767 годов выпуска, костяной гребень и оружейные кремни. А с западной стороны стены находились три могилы. В первой были погребены четыре человека – мужчина, женщина, девушка и ребёнок. Все – члены одной семьи. Во второй – два человека, мужчина и женщина. От третьей же сохранились только останки нижних конечностей.
Все погребения были совершены по православному обряду – в деревянных колодах и дощатых гробах, ориентированных на запад. Сопроводительный инвентарь и нательные кресты отсутствовали, потому нельзя точно сказать, когда тела предали земле. Однако можно предположить, что археологам удалось зафиксировать кладбище первых жителей нашего города.