31 октября в посёлке Старый Онохой Заиграевского района покупатель напал с ножом на 33-летнюю продавщицу магазина Ольгу Сергейчеву. Изверг нанёс несчастной 40 ножевых ранений и скрылся с места преступления. Ольга скончалась по дороге в больницу, у неё остались трое маленьких детей.
Во время розыска преступника правоохранители опросили жителей села. Люди рассказали, что 24 октября в их деревне появился молодой человек. Вместе со своей 16-летней подругой он поселился в доме своей покойной матери. Известно, что парень нигде не работал и постоянно пьянствовал.
Узнав, что в местном магазине без охраны работает одна продавщица, и приметив, где хранится выручка, преступник задумал ограбление. 31 октября он взял с собой складной нож и, выждав момент, когда Ольга зайдёт в подсобку, напал на неё со спины.
- Женщина в этот момент разговаривала по телефону с напарницей и успела крикнуть ей о нападении на неё, - говорят в СУ СКР по Бурятии. - Нападавший похитил из магазина около 28 тысяч рублей, пять бутылок коньяка и сумку потерпевшей с её вещами, кошельком и банковскими карточками.
Из дома убийца вызвал такси и вместе со своей подругой уехал в Улан-Удэ. Там они сначала остановились в гостинице, а затем в пригородном селе арендовали частный дом, где пропивали похищенное. Второго ноября изувера удалось найти и задержать. На допросе он во всём признался. Ему предъявлено обвинение в убийстве и разбое.
Мы отправились в село, где всё произошло, и попали на прощание с Ольгой.
«Всякое у нас бывает, но чтобы вот так зверски»
Опустевшие дворы и улицы, покосившиеся заборы на деревянных подпорках. И только у одного из домов заметное скопление машин. От магазина мрачной рекой к воротам стекается толпа с венками и гвоздиками. Такое зрелище мы видим, едва заехав в Старый Онохой, где произошло убийство Ольги Сергейчевой.
Мужчины и женщины заходят в дом, где идёт прощание. На улице люди тяжело вздыхают, кто-то утирает слёзы. Слышны обрывки фраз, срываемые ветром: как же так... молодая красивая была... деток жалко, а мать как... горе-то какое... Олю любили все, хорошая она была, светлая, говорят односельчане. Посёлок в 800 человек был потрясён случившимся, на прощание с молодой женщиной пришло много односельчан и не только.
Мы встречаем дядю Ольги - Николая. На её похороны мужчина приехал из Хабаровского края. Он подходил к гробу племянницы, его глаза мокрые и красные от слёз. Николаю тяжело далось случившееся, ведь к тому же он привёз в Бурятию маму Ольги.
- Я сам не здесь живу, только приехал вместе с мамой Оли. Отец её умер. Детки остались: шестой, седьмой класс и пять лет самому маленькому, - Николай не может сдержать слёз и отправляет нас к бывшему мужу Ольги.
Но мужчина не находит в себе сил говорить.
- Сейчас не время, - говорит он.
У дома женщины тихо плачут, обсуждают трагедию и магазин, в котором работала Ольга.
- С мужем они не жили же, но семья хорошая, благополучная, - говорит одна из них. - Такого не было раньше здесь. Ну да, убивают у нас, когда вместе пьют, алкашей всяких. Но чтобы вот так, днём зайти в магазин и так зверски расправиться. В пять часов вечера, говорят, он (убийца) зашёл. Это ужас вообще. Говорят, не было в том магазине кнопки для вызова охраны.
Население в деревне наполовину пьющее, добавляет одна из местных жительниц.
- Как и во всех деревнях, наверное. Работы нет, - говорит она.
В толпе вдруг валится с ног пожилая женщина. Спрашиваю у людей, не родственница ли от горя... Нет, отвечают они, цокая и с укором глядя, как её поднимают с земли.
- Зачем пьяная пришла.
«Недаром говорят, нельзя на перекрёстке строить дом»
Местная жительница Тамара живёт рядом с магазином, где работала Ольга. В то утро пенсионерка ходила к ней за покупками. Женщина уверена, что торговая точка стоит на несчастном месте.
- Хозяева магазина сами со станции Онохой. Ни кнопки этой, ничего там нету. Я рядом с магазином живу. Утром в одиннадцать я за хлебушком ходила, она торговала там. А вечером это случилось - ужас какой (плачет). Магазин этот горел когда-то давно, его перестроили снова. Недаром говорят, нельзя на перекрёстке дома строить - ничего хорошего не ждите.
- Население у нас 800 человек где-то. Есть и безработные, и всякие у нас, но никогда не поверю, чтоб кто-то из наших так мог сделать. Это, говорят, залётный какой-то, не местный, - добавляет женщина рядом.
- Моя дочь вторым продавцом там работала, - говорит другая. - Ни тревожной кнопки нет, ни камера не писала. И работали они с 09:00 до 21:00, а вечером как хочешь, так и иди домой. Несмотря на запрет продавать алкоголь после девяти, приходит какой-нибудь алкоголик и начинает просить. Конечно! А девочки, в том числе Оля, принципиально не продавали, ни в долг, никак. Сколько раз доча мне звонила, мол, мама, тот-то пришёл, конфликты устраивает. Мы бежали бегом. Моя дочь-то ещё боевая, может отпор дать.
Люди подтверждают: парень, жестоко расправившийся с Ольгой, не местный.
- Мы этого человека (убийцу) не знаем, даже ни разу не видели. Понятия не имеем, почему он тут оказался. Такого у нас не было ещё... Но вот Серёжку, местного жителя, недавно убили, но по пьянке. Сорок дней было недавно.
«Девочку мою, красавицу погубил!»
Толпа вдруг расступается. Из дома сначала выносят венки, а потом гроб. Следом под руки ведут маму Ольги, которая заливается горьким плачем: «Что же наделал ты! Девочку мою, красавицу погубил!»
Пока все рассаживаются по машинам, чтобы отправиться на кладбище, мы встречаем хозяина магазина. Евгений подавлен. Он признаёт: тревожной кнопки в его магазине нет, только простая сигнализация.
- Да, наш магазин поджигали, но это ещё до меня, при другом хозяине, - говорит он. - А вообще население здесь дружное, мирное, хоть и пьющих достаточно. Тревожной кнопки у нас нет, там такая охрана была - максимум заверещать может. Семье помогли финансово. Сегодня автобус организовали для родственников.
Почти никто не расходится по домам. По центральной улице колонна скорбящих медленно движется в направлении к кладбищу, скрываясь за поворотом.
По данным прокуратуры Бурятии, за 9 месяцев 2022 года в Заиграевском районе произошло 9 убийств и покушений на убийство плюс последнее, в котором жертвой стала многодетная мать Ольга Сергейчева.
Как помочь семье Ольги?
Узнав о трагедии из соцсетей и СМИ, многие жители Бурятии отозвались на горе семьи. Родные благодарят за поддержку всех неравнодушных.
- Большая поддержка и помощь нам оказываются. Всем, всем, всем, кто отозвался на нашу беду, большое спасибо! - говорит её сестра Юлия. Детей Ольги Юлия со своим мужем заберут к себе.
РЕКВИЗИТЫ
Номер карты (Сбербанк): 5228 6005 7082 2512 (получатель Денисова Юлия Викторовна, сестра Ольги)
Мобильный банк (Сбербанк, Тинькоф): 89503871171
Мобильный банк (Сбербанк): 89834265299 (получатель Эльвира Михайловна Ф., тётя Ольги).
Рейтинг районов Бурятии по уровню преступности
Если рассматривать эту статистику по количеству тяжких и особо тяжких преступлений без учёта количества населения, то Заиграевский район занимает второе место после Улан-Удэ и первое - среди сельских районов.
Левая колонка - количество тяжких и особо тяжких преступлений. Правая - уровень на 10 тысяч человек.
Традиционно в криминальных сводках
Наталья Семёнова, полиграфолог, профайлер:
- Думаю, это связано с тем, что в Заиграевском районе неблагополучная социальная ситуация, а именно - безработица, бытовое пьянство. Этот район традиционно мелькает в криминальных сводках своими резонансными событиями. Во многом криминальная ситуация зависит и от работы правоохранительных органов района, в том числе от профилактической работы, которую, видимо, проводят не самым лучшим образом. Но не только правоохранители должны работать по линии профилактики. Профилактикой пьянства обязаны заниматься медицинские учреждения, учреждения культуры и образования. Сейчас мы видим последствия их недоработок в виде повального бытового пьянства, разнузданности и неуважения к закону и человеческим ценностям, главные из которых - жизнь и здоровье.