Недавно в Бурятии завершилась частичная мобилизация. Однако на этом работа республики по поддержке спецоперации и ее участников не остановилась. О том, чем республика помогает фронту и как власти справляются со своими обязанностями в новых условиях, рассказал зампред правительства Бурятии Петр Мордовской.
- Насколько на ваш взгляд органы исполнительной власти Бурятии: республика, города, районы сумели адаптироваться к непростой управленческой ситуации - по сути, тыловой в условиях военных действий?
- Условия для нас совершенно новые. Мы работаем по принципу «все для фронта – все для победы». Республиканские власти, органы местного самоуправления действительно делают все возможное.
Наши граждане, наши ТОСы сегодня стараются помочь всем, чем могут. Шьют балаклавы, шьют спальники, пятиточечники, наколенники, термобелье – все, что могут.
У нас никогда не было такого единения – и в нашей стране, и в нашей республике, как в период проведения специальной военной операции. Все едины.
- Немаловажную роль в этом процессе играют волонтеры. Как вы оцениваете масштаб волонтерского движения в Бурятии для оказания помощи бойцам из Бурятии?
- Роль волонтерского движения трудно переоценить. Оно начинается с сельских поселений. Сбор сегодня ведется на поселенческом, районном, межрайонном, республиканском уровнях. Также волонтеры отправляются на территории, приближенные к зоне специальной военной операции. Это населенные пункты Ростовской области, Крыма, Севастополя. Работают наши волонтеры и в Москве – ухаживают за ранеными и так далее.
- Несмотря на обширность волонтерского движения, создано АНО Содействие, а также правительство Бурятии активно используетДобродом и другие общественные организации для помощи воинам Бурятии. Для чего это делается?
- Для людей, которые вносят свой посильный вклад, должна быть абсолютная прозрачность – куда эти деньги направлены. АНО «Содействие» - это не правительственная организация, но, тем не менее, она контролируется нами. Аккумулируются туда также все пожертвования нашего бизнеса. Существенная помощь приходит от наших торговых сетей, граждан. И мы создали фонд, за счет которого приобретаем бронежилеты, спальники, сапоги, удобную обувь, нательное белье, пятиточечники, наколенники, рации и так далее. При этом учитывается мнение и самих военнослужащих.
Сегодня у нас создана группа по приемке товаров. Комиссионно мы смотрим качество товаров, даем посмотреть военным, потому что они знают, какие характеристика важны в зоне спецоперации. И только потом подписываем акт приемки-передачи того или иного оборудования и экипировки. Все прозрачно, все ясно. Любой человек может задать нам вопрос, и мы отчитаемся за каждую копейку.
«Добродом» – эта организация создана для сбора гуманитарной помощи со всей республики. Есть муниципальные подразделения «Добродома», которые, минуя наш, республиканский уровень, могут отправить собранную на их территории помощь напрямую своим бойцам в зону СВО.
Все, что мы приобретаем, концентрируем на базе республиканского центра Добродом. И в зависимости от потребностей, от заявок со стороны военнослужащих, направляем в зону спецоперации. В конце октября мы направили три тонны гуманитарной помощи. И сбор помощи продолжается. Принимаем все, кроме скоропортящихся продуктов.
- И на федеральном, и на региональном уровне были заявлены серьезные меры по поддержке семей наших воинов. Выделите пожалуйста основные из них.
- Прежде всего, каждому военнослужащему предоставляется единовременная выплата – 150 тысяч рублей. Более 690 млн рублей на это запланировано из республиканского бюджета.
Также все семьи военнослужащих, кто проживает в частном доме, могут получить бесплатные дрова. Сначала мы сделали только для тех, кто прописан, из-за чего было много обращений. Сейчас мы поменяли условия, и бесплатные дрова стали доступны всем семьям мобилизованных. Если местная администрация подтверждает, что такой-то гражданин проживает по этому адресу, если ему необходимы дрова или уголь, то он их получит.
На сегодня более 3,5 тысяч граждан изъявили желание получить дрова. Практически более 70% граждан уже обеспечены бесплатным топливом. Это большая поддержка для жителей.
На северах 20 кубических метров дров на семью, в остальных муниципальных образованиях – 10 кубических метров на семью. Оказывается помощь по колке дров – волонтеры-добровольцы этим занимаются.
Кроме того, предусмотрено зачисление в дошкольные и общеобразовательные организации во внеочередном порядке. Есть бесплатная юридическая помощь для семей военнослужащих. Ее оказывает наш государственно-правовой комитет. Зачисление в профессиональные образовательные организации, находящиеся в ведении республики. Оплата за обучение происходит из республиканского бюджета.
Также есть социальная выплата на приобретение жилых помещений лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимавших участие в СВО.
Но этим наша поддержка не ограничивается. Если люди к нам обращаются с какими-то проблемами, мы всегда стараемся помочь.
На уровне поселений также происходит работа по поддержке семей участников СВО. Некоторые главы поселений занимаются изготовлением социального паспорта на каждую такую семью. Фамилия, имя, отчество, количество детей, какая помощь требуется, какая уже оказана.
Много идет обращений по мобилизованным – мы все их стараемся рассматривать в течение суток. По добровольцам – это двое суток, потому что там бывает сложнее провести проверку. В любом случае мы стараемся сделать это как можно быстрее, потому что понимаем – люди ждут.
Мы решает вопросы в ежедневном режиме. Завтра, например, я встречаюсь в режиме ВКС с семьями мобилизованных из Баргузинского района. Будет военком, министр социальной защиты населения. Будем разъяснять людям информацию по их обращениям.
- Помимо семей, встречаетесь ли вы с самими мобилизованными? Какие вопросы они поднимают и какой у них настрой?
Прежде всего, хочу сказать, что я проводил много своих родственников, которые сейчас находятся в зоне специальной военной операции.
Кроме того, мой подчиненный, начальник отдела - офицер полиции в отставке. Ушел добровольцем – сегодня улетел в зону специальной военной операции. Сам изъявил желание. Его поставили сейчас командиром роты. Я спрашивал его – для чего тебе это? Он говорит: «Я не могу оставаться в стороне».
Это показатель ответственности людей. Он не ждал никакой повестки, сам изъявил желание и пошел.
Конечно, помимо этого, я регулярно встречаюсь с нашими ребятами. Недавно я был на станции Дивизионная, где проходит боевоеслаживание, наша Пятая отдельная танковая бригада.
Много, конечно, вопросов, но настрой у ребят замечательный. Я много провожал ребят, беседовал с ними. Конечно, за них переживают их родные и близкие, мы за них переживаем. Но настрой замечательный. Все верят, что мы обязательно победим. Они видят поддержку, государства в лице президента страны, правительства России, правительства Бурятии, главы республики – он переживает за каждого военнослужащего.
Конечно, мы понимаем, что вернутся не все. Рано или поздно закончится специальная военная операция. Отгремят залпы, отгремят салюты. Но память о людях, которые не вернулись, останется. Как мы помним ветеранов Великой Отечественной войны, так мы будем помнить и ребят, не вернувшихся со специальной военной операции. Это наши новые герои.
Сейчас самое главное, что Бурятия объединилась: и власть, и бизнес, и общественность, и жители – все сплотились ради нашей победы. Это очень важно. Это, наверное, самая важная составляющая победы – когда все вместе.