59-летний Владимир Комлев - из села Кудара-Сомон Кяхтинского района, ветеран труда и лучший овцевод республики 2020 года. За его плечами немало районных, республиканских и федеральных наград, в том числе от министра сельского хозяйства России. В прошлом он - успешный спортсмен-многоборец, уже в седьмом классе стал кандидатом в мастера спорта, а после армии занимался боксом. Фермер рассказал, как обеспечивает всю республику вкусной сочной бараниной, порой рискуя жизнью.
- Владимир Владимирович, когда и с чего вы начинали своё дело?
- В 90-е годы я за китайскую водку купил у колхозников семь ягнят и развил до полутора тысяч, вот и всё (смеётся). Так я и занимаюсь овцеводством по сей день. На рынке Бурятии в основном моя баранина, она очень котируется. В хозяйстве мы работаем вдвоём с сыном Александром, содержим, пасём, сено убираем.
Вообще в сельском хозяйстве я с детства, как начал коз пасти, так и работаю. Родители научили трудиться на земле.
- Прошедшие кризисы, пандемия, частичная мобилизация как-то отразились на вашем КФХ?
- Не было такого, чтобы какой-либо кризис нас остановил - если мясо не продаём, то продаём что-нибудь другое, например, дрова. Также в первый год пандемии я пять тонн ореха в одиночку добыл - это и стало подспорьем. Единственное - цены на ГСМ влияют на развитие, конечно. А так, ни ковид, ни мобилизация не отразились на нас - мы с сыном работаем вдвоём.
- В чём сложности разведения овец?
- Вообще сельское хозяйство - это долгая история. В нашем случае ещё и опасная, потому что стоянка у нас в лесу, и овец пасти я должен с карабином постоянно - здесь волки ходят, то и дело нападают. Волки, кабаны да медведи. Весь покос перекопали. Каждый день у нас экстремальный, уже не раз приходилось отстреливаться. Я с детства охотник, и сейчас бы в лес со скотом не поехал, если бы им не был.
- Получали ли господдержку за годы труда?
- У нас дотации просто идут на увелчиение поголовья. Но я довёл скот до пика по количеству, уже земля не выдерживает - кормовой базы не хватает, они её выедают да вытаптывают. В этом случае дотация не идёт, потому что она предусмотрена на увеличение поголовья. А мне куда? Постоянно увеличивать нельзя. Без кормовой базы страдает качество мяса - баранина должна быть жирной, сочной. Эти годы были дождливыми, трава хорошо росла, но у нас такое поголовье, что уже через пол лета земля голая чёрная.
- Каким должно быть поголовье в идеале, чтобы не страдало качество мяса?
- На каждую овцу по-научному по гектару выпаса должно быть. Если у меня полторы тысячи баран, то должно быть полторы тысяч гектаров, а у меня всей земли-то 120 га.
- На ваш взгляд, что необходимо для успеха в вашем виде деятельности, в сельском хозяйстве в целом?
- Чтобы преуспевать в сельском хозяйстве, надо думать лет на пять-десять вперёд. Вот, недавно с Монголии привёз солнечные батареи, всё поставил, а летом гроза ударила и всё оборудование, бытовая техника у меня сгорели. Вся стоянка от них питалась. Сейчас жду батареи с Москвы. В Улан-Удэ есть фирма, которая этим занимается, но у них накрутка в десять раз.
- Вы повезёте свою баранину на мясную ярмарку. Расскажите, чем она отличается?
- Наша баранина - это продукт самой тяжёлой породы - мериноса. Её нелегко содержать, но её мясо намного сочнее обычной баранины. Мне удалось сохранить эту породу. Такую содержат некоторые хозяйства в Бурятии, но я не знаю, в каком количестве. Да, мой сын Саша на днях поедет на мясную ярмарку в УланУдэ - там наши земляки и могут её приобрести. Обычно он за полтора-два часа ярмарки продаёт тридцать баранов. В то время как люди, чтобы продать два-три барана, целый день стоят. Мы потому что качество держим. Чтобы развиваться дальше, людей нельзя обманывать. В таком случае и рекламы не надо (улыбается).