Наталья Ганькина отреагировала на видео, опубликованное в соцсетях, и инициировала проверку. На нём подростки бьют беззащитную школьницу по голове, толкают и роняют на пол.
Видео, где трое парней бьют и обижают девочку, появилось в паблике «Аноним 03» 16 ноября. По словам автора, это происходит в Хонхолойской средней школе Мухоршибирского района, а жертва обидчиков имеет проблемы со здоровьем.
«Знаю, что у этой девочки один глазик слепой с рождения, и поэтому нельзя никаких физических нагрузок на второй глаз. А эти упыри били её по голове. И охранник видел и никаких мер не принял», – написал очевидец.
На инцидент сразу обратила внимание Наталья Ганькина, уполномоченный по защите прав детей в Бурятии. По её словам, в школе будет проведена служебная проверка.
– Считаю, что выводы проверки необходимо рассмотреть комплексно на заседании районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с участием родителей школьников, принять меры по защите прав девочки и возмещению причиненного ущерба, – говорит Наталья Ганькина. – Пока работают специалисты и полиция. Со слов директора школы, это первый случай. Родители жертвы и обидчиков поставлены в известность о случившемся администрацией школы. Сейчас в школу выехал психолог районного управления образования.
Известно, что своего психолога в сельской школе нет.
По факту применения насилия и оскорбления в школе прокуратура Бурятии организовала проверку. В надзорном органе дадут оценку соблюдению администрацией школы законодательства о безопасности учащихся в ходе образовательного процесса.
- По результатам проверки при наличии оснований будут приняты меры прокурорского реагирования, - сообщили в пресс-службе прокуратуры РБ.
«Сознательно закрывают глаза»
Тем временем по России каждый третий ребёнок подвергается травле в школе, в Бурятии – меньше, чем каждый четвёртый. Такие данные Наталья Ганькина привела «Информ Полису» в одном из недавних интервью по теме буллинга.
– Определённого возраста, в котором дети начинают проявлять агрессию по отношению к сверстникам, нет, – говорит Наталья Ганькина. – Конфликты могут возникнуть как среди младшеклассников, так и у более взрослых ребят. Жертву также не выбирают по какой-то конкретной причине, а поводом может стать что угодно. Дети часто не рассказывают о том, что подвергаются нападкам. Боятся заявлять об этом открыто, но готовы делать это анонимно. Родителям не говорят, чтобы не расстраивать, и считают, что справятся самостоятельно. Учителя иногда не замечают конфликтных ситуаций либо сознательно закрывают на это глаза. Многие не обладают инструментами, чтобы этот конфликт определить. В информационном поле очень много различных методичек и так далее, но у педагогов просто нет времени всё это прочитать, проанализировать и выбрать лучшее. Родители порой сами могут спровоцировать конфликт, обучая детей линии поведения в духе «дай сдачи».
Почему «дать сдачи» – не всегда хороший совет, как помочь жертве травли и зачем родителям нужно работать со всеми участниками конфликта. Об этом мы спросили психолога.
Дети - отражение своих родителей
На вопросы о школьной травле отвечает главный внештатный психолог Минздрава Бурятии Лариса Сансанова.
– Что такое буллинг?
– Особенность буллинга (травли) в школе –- это асимметричность, то есть детская, подростковая агрессия в среде сверстников, где жертва всегда в меньшинстве. Жертвой, которая подвергается словесной, иногда физической агрессии, может выступать один человек или небольшая группа. Принцип тут неважен: внешние данные, социальный статус, одежда, дефект речи и т. д. Любые подобные ситуации, разгорающиеся конфликты родителям, педагогам и школьным психологам нужно пресекать на корню. Потому что последствия запущенной травли могут быть плачевными: как физические увечья, так и комплексы во взрослой жизни.
– Почему дети начинают обижать сверстников?
– Причин может быть много. Это может быть вседозволенность и отсутствие контроля со стороны родителей, когда ребёнок не чувствует границ, не понимает, что хорошо, что плохо. Также причиной может стать высокая тревожность – такие дети часто совершают агрессивные поступки. Это может быть агрессия, направленная на других, более слабых (буллинг), либо на себя. Причин масса – неурядицы в семье, плохое воспитание, возможно, этих детей самих бьют дома либо они недополучают любви, заботы и внимания со стороны родителей. Зачастую мамы и папы сами транслируют агрессию, даже вербальную: матерятся, плохо отзываются о коллегах, начальстве, знакомых, родственниках. Ребёнок всё это слышит и впитывает образ мысли и навыки поведения взрослых. Дети – отражение родителей.
– Как объяснить ребёнку, что травля – это плохо? Как помочь своему ребёнку, если его обижают в школе?
– Нужно постоянно быть в контакте с ребёнком, объяснять, что слабых обижать нельзя, нельзя оскорблять других людей. Объяснить, что буллинг – это болезнь, и, если её запустить, процесс будет хроническим и иметь последствия как для жертвы, так и для обидчиков. Если вашего ребёнка обижают, в первую очередь нужно разобраться с родителями обидчика. Конечно, это не должно вытекать в конфликт с выяснением отношений. Нужно выяснить, почему это происходит, как давно, затем поговорить с учителями и школьным психологом. Возможно, прийти на классный час с участием самих детей и обсудить проблему.
Многие дети не рассказывают об обидчиках взрослым, переживая это в одиночку. Некоторые из-за неумения противостоять травле, начинают подыгрывать агрессору, подстраиваться под ситуацию. Дайте ребёнку понять, что в любой ситуации он может обратиться к вам и получить помощь. Обучайте стрессоустойчивости, умению отстаивать свои границы. Не закрывайте глаза на проблему. Некоторые взрослые вместо поддержки советуют своим детям: «Не обращай внимания. Просто не реагируй и не общайся». Но под каким давлением и стрессом ребёнок каждый день будет ходить в школу? Во что это может вылиться для него во взрослой жизни? Нужно работать со всеми участниками буллинга.
– Многие родители советуют своему ребёнку «дать сдачи» обидчику. Насколько это действенный способ?
– Не для всех ситуаций этот совет эффективен. Где-то мальчишка дал сдачи другому, и на этом конфликт завершился – они сдружились и продолжили общение во взрослой жизни. В некоторых случаях ответная агрессия может лишь спровоцировать развитие конфликта. К тому же, если мальчики обижают девочку, она зачастую не может дать равноценный ответ.
Дружные классы, в жизни которых активно участвуют родители, где неравнодушны учителя, почти не сталкиваются с проявлениями агрессии.