Дома у Рады Нимаевой свободно говорят на бурятском языке. Даже шестилетний крошка-сын напевает песенки на родном языке. Поэтому, когда учительница в школе предложила создать свой проект по сохранению и развитию языка, Рада с удовольствием согласилась. Сегодня у нее свой Youtube-канал, где она публикует ролики по изучению бурятского языка.
- У вас свой проект по сохранению и развитию бурятского языка, так? Расскажите о нем подробнее. Как он называется, в чем его цель, на какую аудиторию он рассчитан?
- Да, у нас свой Youtube-канал «Урагшаа», где мы размещаем обучающие видеоролики на бурятском языке. Они для желающих научиться говорить на бурятском языке и понимать его. В основном наши ролики рассчитаны на дошколят и учеников начальных классов, но посмотреть их будет полезно и взрослым, которые хотят вспомнить язык.
Сейчас можно посмотреть 13 роликов на самые разные темы - вспомнить названия животных, цвета, повторить падежи, выучить детские песенки на бурятском языке. То есть темы самые разные - как пополнение словарного запаса, так и грамматика. Один ролик идет около минуты, стараемся сделать каждый красочным и понятным для деток, чтобы изучение родного языка было интересным и простым.
- Как у тебя родилась идея создать такой проект?
- У младшей дочери - Наяны - в классе начали делать проекты по сохранению и развитию бурятского языка. Она у нас учится в республиканском бурятском национальном лицее № 1. Классная руководительница скинула в родительский чат положение о конкурсе на соискание премии главы РБ в области развития бурятского языка «Священный дар родного языка». Первый этап в школе, а дальше - на республику.
Мы сразу откликнулись! Я начала думать над форматом, перебирала разные варианты в голове. Дочка предложила сделать мультики. Я не знала, как это сложно, и согласилась. Потом начала вникать в процесс создания, и там все оказалось очень трудно… 13 кадров - это всего секунда ролика! Тогда мы решили отказаться от этой идеи - очень сложно!
Все-таки очень хотелось сделать что-то яркое и красочное, чтобы интересно было в первую очередь деткам. И мы решили делать видеоролики - вставлять анимации и картинки, а сверху накладывать озвучку голосом дочек - Номины и Наяны.
- Как происходит процесс создания роликов? Насколько это трудозатратно?
- Я всегда любила делать видеоролики, но еще не знала, сколько будет сложностей именно с обучающими роликами по бурятскому языку. Жаргалма Цыреновна отправляла нам тексты, а я выбирала из них те, которые будет легко проиллюстрировать, сделала ролик. Ей все понравилось, и мы начали работать в связке: она составляла текст, я делала ролик, а дочки озвучивали.
Оказалось, что в интернете мало анимационных картинок на бурятскую тематику. Поэтому я решила делать их сама. В бесплатном приложении можно было делать только одну анимацию в день, поэтому процесс был совсем не быстрый! И хотя все ролики у нас длятся меньше одной минуты, все равно получалось трудозатратно: найти картинку нужного формата, превратить ее в анимацию, соединить ролик.
С озвучкой тоже были свои сложности. С дочкой мы записывали по одной фразе, а потом отправляли классному руководителю, чтобы проверить, все ли правильно с произношением. Наяна хорошо говорит по-бурятски, но ведь это обучающие ролики, поэтому не должно быть и малейшей ошибки в произношении. В общем, каждую фразу мы записывали раз по десять (смеется). Наяна, кстати, очень старалась и с удовольствием помогла при создании роликов.
- Насколько я знаю, ты подавала свой проект на грант. Расскажи об этом подробнее.
- В школе наш проект занял первое место, и нас отправили на республиканский этап в номинации «Самая лучшая семья». За победу боролись около 12 семей со всей Бурятии. И из них выбрали только трех победителей, но мы в их число не вошли.
Дочка, конечно, расстроилась, говорила: «Больше не буду этим заниматься, я столько старалась и все зря!» В общем, интерес пропал. Но потом мы с этим же проектом приняли участие в научной конференции, и Наяна заняла третье место в республике. Тогда она была прямо довольна! Так и решили продолжать вести канал. Учительница Наяны сказала, что ее одноклассники с интересом смотрят обучающие ролики на физминутках и радуются, что слышат голос Наяны. А у Наяны гордость.
- А как ваши ролики воспринимают зрители?
- Наверное, их отзывы и мотивируют заниматься этим дальше. В нашем канале родители говорят, что включают ролики малышам, и они просто оторваться не могут - с удовольствием повторяют слова и учат бурятский. Даже за границей наши ролики смотрят - это приятно! Семья блогеров из Бурятии сейчас живет в Тайване, и, конечно, они не хотят, чтобы их ребенок забывал родной язык. Я посоветовала им посмотреть наши ролики, и детки понемногу начали говорить. Это сильно мотивирует двигаться дальше! Было приятно, когда они нас отметили у себя в сторис наш канал.
А еще нашими роликами заинтересовался электронный бурятский учебник nomto.ru: они попросили разрешения разместить их у себя на сайте. Мы, конечно, согласились, так что скоро они появятся и там.
Все говорят, что это хорошее учебное пособие для ребят. Нашей классной руководительнице даже пишут учителя из районов, рассказывают, что включают наши ролики в детском саду и в начальных классах, а детки с удовольствием смотрят.
- Как ты считаешь, важно ли сейчас заниматься развитием и сохранением бурятского языка?
- Конечно, сейчас такое время, когда дети только на русском смотрят мультики, целыми днями сидят в Youtube и TikTok. И нужно, чтобы они и бурятские ролики тоже с интересом смотрели в соцсетях и заодно получали полезное. Помню, когда мы записывали с дочкой ролик про бурятские песенки, младший сын в соседней комнате играл и тоже напевал песенки на бурятском языке. То есть дети легче воспринимают бурятские слова - проект наш нужный. Мы - буряты. Как можно забывать родной язык?!
- Расскажи, пожалуйста, о своей семье. Вы говорите дома на бурятском?
- Я из Окинского района, и дома мы говорили только на бурятском. Поэтому сейчас для меня не говорить на родном языке кажется странным. Вот и мои дети тоже привыкли говорить на бурятском, ходят в бурятский национальный лицей.
- Планируешь ли ты развивать проект в дальнейшем? Если да, то как?
- После республиканского конкурса мы не остановились, продолжили снимать ролики - сейчас у нас два в процессе. Хотим подавать на грант, чтобы улучшить качество видеороликов, может, сделать их более продолжительными по времени. А то родители уже говорят, что деткам мало и они просят: «Как быстро закончилось? Хотим еще!» Было бы здорово, как предлагала изначально дочка, делать целые мультики.
Ну и вообще многие учителя говорят о том, что им не хватает интерактивных пособий в таком формате по изучению бурятского языка: нужно что-то красочное, простое для понимания. Так что наши ролики могут стать отличным пособием.
Очень мотивирует, когда родители пишут, что ролики им нравятся, что дети стали с удовольствием учить бурятский язык и расширять свой словарный запас. Честно, я и сама не знала, что проект получит такой большой отклик. Это приятно! Надеюсь, он продолжит расти и развиваться и все больше деток по всей Бурятии выучат новые слова на родном языке, получат толчок, чтобы говорить и понимать на нем.