В мастерской Анастасии Аксёновой тихо творится чудо. В ловких руках куски размятой глины превращаются в уникальные горшки, тарелки и кружки. Немногие понимают, что за этой легкостью и полётом фантазии стоят годы обучения сложному технологическому процессу, страхи и преодоления.
Анастасия открыла свою мастерскую «Артгараж» два года назад. Тогда она не знала, насколько её дело будет востребованным, окупится ли, сколько людей будут посещать её занятия. Но чётко знала, что любит и хочет заниматься им всю жизнь.
— Анастасия, расскажите немного о себе: откуда вы родом, из какой семьи? Кто вы по образованию?
— Я родилась в Улан-Удэ. Моя мама работала педагогом по фортепиано, а отец занимал руководящую должность в МВД. Сейчас они оба на пенсии. Долгое время я не знала, кем хочу быть, но всегда мечтала делать что-то своими руками. По образованию я менеджер информационных технологий, училась во ВСГАКИ.
«По уши влюбилась в керамику»
— Как и когда вы впервые познакомились с глиной и чем она вам понравилась? В какой момент поняли, что всё серьёзно?
— Помню, что из глины я начала лепить ещё в детском саду. Но по-настоящему познакомилась с этим материалом в 2017 году, когда привела свою дочь на мастер-класс по лепке в мастерскую «Домбо». Мы сели лепить вместе, каждый своё изделие. Слушали тихую музыку, и в тот момент пришло осознание, что вот оно — именно этим я и хочу заниматься всю жизнь! Это была, что называется, любовь с первого взгляда (смеётся). Теперь, спустя пять лет, когда я сижу в своей мастерской, с улыбкой вспоминаю тот момент.
— Как возникла идея открыть свою мастерскую? Быстро ли пришли к своей цели?
— После того как я по уши влюбилась в керамику, начала потихоньку учиться. Сначала в Улан-Удэ, потом на Ольхоне, затем в Грузии, далее — у некоторых российских мастеров онлайн. А недавно летала к мастеру в Новосибирск. Лепила сначала для себя, на подарки близким и друзьям — так и отрабатывала пройденный материал.
В 2019 году учителя-керамисты с Ольхона подали мне идею написать заявку в Фонд президентских грантов. Нашлись люди, которые мне в этом помогли, и мы выиграли. Так, полтора года я работала по проекту в Доме творчества в одном из районов республики, где учила детей и взрослых. За это время получила просто колоссальный опыт обучения людей разных возрастов.
Когда работа по гранту закончилась, логическим продолжением моей истории было открытие собственной мастерской. К тому же я заключила договор с Министерством соцзащиты на получение соцконтракта и докупила недостающее оборудование и материалы. В сентябре 2021 года нашла помещение, сделала ремонт и открыла мастерскую! Конечно, было очень много сомнений, страхов и так далее. Но дорогу осилит идущий, и я потихоньку начала работать. Здесь важно отметить поддержку родных и друзей, которые верили в меня. Очень поддерживал и сейчас поддерживает меня мой брат, восхищается каждым моим творением и многое покупает.
— Как выбрали название?
— До мастерской я лепила дома на подоконнике, а обжигала и красила в гараже. Когда пришло время как-то называться, долго думать не пришлось (улыбается).
— Какой была задумка, какую миссию вы хотели нести?
— Самой главной миссией были и остаются эмоции человека. Когда есть огромная любовь к своему делу и ты занимаешься тем, что действительно любишь, тогда и люди, которые приходят на мастер-класс или покупают мои изделия, чувствуют это и получают массу позитивных эмоций.
— Кто посещал ваши первые занятия, много ли было человек?
— Сначала приходили мои друзья, потом друзья друзей. Затем при поддержке центра «Мой бизнес» начали развиваться мои страницы в соцсетях, люди постепенно стали обо мне узнавать.
Самое дорогостоящее — обучение
— Насколько мне известно, работа с глиной — удовольствие не из дешёвых. Что самое затратное? Где вы приобретали материалы?
— Честно сказать, я не считаю. Когда что-то надо купить, ты уже не думаешь, дорого это или нет, ты просто зарабатываешь на это и покупаешь. Какое-то оборудование и материалы уже были, какие-то я купила по социальному контракту. Главное, конечно, это глина, глазурь и муфельная печь. Но не всё так просто, необходимо научиться всем тонкостям. Работа с керамикой — это технологически сложный процесс. Также важно учиться декорировать керамику. Думаю, что самое дорогостоящее — это всё-таки обучение. Потому что учиться хочется у разных мастеров, добавим сюда расходы на дорогу, проживание и так далее. Всё оборудование и материалы я приобретаю на специальных сайтах для керамистов в Москве, Питере и Новосибирске.
— Какая проходимость в вашей мастерской сегодня, например, за неделю, месяц?
— Бывает, что мастер-классы проходят каждый день, на них приходят люди группами по несколько человек. Бывает, что раз-два в неделю придут по одному человеку. В свободное время я стараюсь полепить что-то для себя, на заказ или для продажи на ярмарках.
В моей мастерской проходят мастер-классы по ручной лепке для детей и взрослых, индивидуальные гончарные мастер-классы для взрослых, также можно провести любое мероприятие. Очень часто проходят детские дни рождения, дети лепят изделия, потом пьют чай, поздравляют именинника, к тому же на память у них остается красивое изделие. Также дни рождения отмечают и взрослые, проводят корпоративы, иногда даже собрания.
Больше приходят всё-таки взрослые, в последнее время — целыми компаниями, коллективами. Бывает, что всей семьей или только муж с женой, парень с девушкой.
— Ваши работы участвуют в конкурсах?
— Пока я участвовала и выиграла только в одном конкурсе, который проводил Республиканский центр народного творчества, — «Уран-Дархан». Я делала серию керамических тарелок по мотивам домовой росписи семейских Забайкалья.
В планах — расширение и посуда для ресторанов
— Окупается ли ваш бизнес? Каковы планы развития своего дела?
— Неожиданно моё хобби превратилось в любимую работу. Обо мне и моей мастерской узнает всё больше и больше людей: работает сарафанное радио, а также помогает участие в различных ярмарках и маркетах. Поэтому и заработок растёт. Бывают и спады. На мастер-классы записываются почти каждый день.
В планах — расширить мастерскую, сделать отдельный кабинет для мастер-классов и отдельный — для производства и покраски керамики. Также появились мысли относительно производства авторской посуды для ресторанов.
— Нужно ли образование художнику, чтобы обучать?
— Я сама не профессиональный художник. Считаю, что самое главное — очень любить то, чем занимаешься, любить людей, которые к тебе приходят, и ответственно относиться к своему делу.
«Говорят: «У меня руки не оттуда», а потом плачут от счастья»
— Чем, на ваш взгляд, помогает творчество?
— Почти каждый, кто ко мне приходит, после мастер-класса говорит: «Я перезагрузился!» или «Я потеряла счёт времени!» Когда я вижу радость и счастье на лицах учеников, это не передать словами. Когда человек творит и видит результат своей работы, он чувствует себя творцом, и это очень важно. Во время лепки нет времени думать ни о чём плохом: тебе нужно прочувствовать толщину и равномерность изделия, детально продумать декор, представить, каким это изделие выйдет после обжига. На мастер-классе человек находится здесь и сейчас.
Большинство гостей говорят: «У меня точно не получится, у меня руки не оттуда, я не смогу», я с улыбкой отвечаю: «Ну-ну, где-то я уже это слышала!» А когда через два часа из комка глины появляется кружка или миска, единственная в своём роде, с особым оригинальным декором, многие так искренне и по-детски радуются: «Ну как так! Как из куска глины я смог сотворить эту красоту!?» Некоторые даже плачут от счастья. Второй раз люди радуются, когда забирают готовую работу после обжига, и продолжают радоваться, когда уже дома пользуются своим изделием по назначению. Энергия, которую я получаю взамен, бесценна!