хобби
6070
1

«Этим богатством хочется делиться со всеми людьми»

Художница из Забайкалья изображает бурятскую культуру в уникальной технике

Фото: личный архив Г. Аюрзанаевой

Художница Гэрэлма Аюрзанаева родом из поселка Могойтуй Агинского округа Забайкальского края. Сейчас она работает дизайнером мебели в Москве, а свободное время посвящает рисованию. Бурятские костюмы, сказки-легенды, традиции и обычаи — все знания и любовь к родной культуре она воплощает в своих работах. Мы поговорили с художницей о творчестве, поиске вдохновения и красоте бурятской культуры. 

Далее повествование пойдет от лица Гэрэлмы Аюрзанаевой. 

Рисовала забавных человечков на обоях

Впервые я начала проявлять свои художественные способности примерно в 4 года на домашних обоях — до сих пор помню тех забавных человечков, которых нарисовала красной ручкой, и, думаю, мама тоже. Хотя кто не занимался этим в детстве? 

В начальной школе я начала ходить на кружок рисования в Дом детского творчества, как и почти весь мой класс. Со временем ребята потеряли интерес к этому делу, но я поняла, что хочу продолжить рисовать, и в 5-м классе пошла на художественное отделение Школы искусств им. Л. Линховоина. Сколько помню себя, я всегда рисовала: на скучных уроках последние листы тетрадей были изрисованы девушками и нелепыми портретами; на уроках рисования, когда выходил учитель, помогала рисовать одноклассникам; рисовала стенгазеты в школе; дома, когда уставала делать домашнее задание, доставала листочки и начинала рисовать свои детские миры, фантазии и мечты. Однажды пересматривала свои детские работы и поняла, насколько забавно они выглядят.

Когда в старших классах оказалась перед выбором будущей профессии, то поняла, что хочу заниматься тем, что хоть как-то связано с творчеством. В 11-м классе я участвовала в конференции «Шаг в будущее», где создала и представила стилизованный костюм Небесной девушки-лебедя, прародительницы хори-бурят. Согласно легенде, от неё и Хоридой-мэргэна произошли наши 11 хоринских родов. 

В тот период мне хотелось стать модельером и дизайнером одежды, так как моя мама была художницей по костюмам нашего местного танцевального ансамбля и учителем технологии. Я росла в окружении тканей, различной фурнитуры, мерок, выкроек, энциклопедий по истории моды, биографий художников и модельеров, каталогов и журналов, в атмосфере творчества и созидания. Тогда я хотела поступить в Иркутский национальный исследовательский технический университет на кафедру дизайна (дизайн одежды), но в тот год это отделение закрыли. Поэтому я поступила на смежную специальность — на кафедру монументально-декоративного искусства.

Там я изучила основы рисунка, живописи, композиции, теории цвета и многое другое. Занималась витражами, мозаикой в разных техниках, росписью стен, гобеленом, текстильным панно, работала с бетоном и известью для основ художественного производства. На 6-м курсе проектировала и реализовывала диплом в материале: два витража в жестком каркасе с подсветкой в технике тиффани, также для завершения и обрамления общей композиции делала мозаику из керамической плитки и стекломозаики. Эта работа сейчас находится в фойе физико-технического института Иркутского технического университета. Далее 4 года работала художником в одной компании, которая занимается стеклами и зеркалами, где разрабатывала и делала витражи, отрисовывала эскизы для пескоструйной обработки, занималась всевозможным декорированием этих материалов.

«Сложно изобрести колесо»

Мне нравится рисовать на акварельной и пастельной бумаге. Они имеют приятную фактуру. Капиллярной ручкой я обрабатываю мелкие детали, также использую маркеры, тушь, акриловую краску. Конечно же осваиваю современные графические программы. Мне близок векторный формат (Adobe Illustrator, Corel Draw), с помощью них можно сделать стилизованные цельные работы. Пишу на холсте масляными красками, но это очень длительный и скрупулезный процесс: краска наносится слоями, после чего нужно дождаться, пока подсохнет определенный слой. Я люблю использовать мастихин, писать пастозными мазками, поэтому масло сохнет особенно долго. 

Не сказать, что у меня есть какой-то определенный стиль, но многие сразу узнают его. Мы живем в такое время, что все прекрасное уже когда-то создалось до нас, а нам остается лишь весь этот огромный пласт мирового искусства брать и пропускать через себя. Сложно изобрести колесо. Можно сказать, я всё ещё в поисках своего стиля, но для меня более близок пластически-плоскостной принцип изображения, что-то графичное, контрастное, местами с тщательной проработкой деталей. Также мне нравится сочетание абстракции с реализмом и строгой геометрии с плавными живыми природными линиями.

«Следуешь зову и направлению руки»

Самое главное в процессе создания картины — это идея и задумка. Это может быть мимолетная мысль, и её надо зафиксировать у себя в голове, хотя непонятно, что выйдет в итоге: может получиться хуже или лучше. Также важнейшая часть творческого процесса — это насмотренность, поиски аналогов и референсов, чтение литературы, знакомство с работами коллег по цеху. Я стараюсь часто посещать выставки, после них появляется огромное желание творить. Для меня процесс творчества — это прежде всего удовольствие, как некая арт-терапия или медитация: включаешь любимую музыку, далее следуешь зову и направлению руки, будто впадаешь в транс, потом подключаешь мозг и всё правишь, подгоняешь. 

Иногда я устраиваю себе личные челленджи: нарисовать столько-то портретов, пройти «Инктобер». У нас с друзьями-художниками из Иркутска есть маленькое объединение «Станция А4». На Новый год мы устраивали рисовального Тайного Санту, а в ближайшее время планируем нарисовать автопортреты со своим тотемом или любимым животным. Также проводим различные рисовальные марафоны. Вдохновение можно найти во всём: в людях, в себе, в работах известных художников, в книгах, в мировом кинематографе, в каких-то событиях и беседах с другом по душам. Вдохновение — это не что-то эфемерное, это жизненный опыт и желание.

Сохранять и чтить

Я росла в бурятской культуре, поэтому многие образы в моих работах отсылают к ней.  Я пытаюсь на этой основе найти что-то новое через стилизацию, сочетание разных современных и традиционных техник. Благодаря моей маме я с детства впитывала эту культуру, она дала мне знания о бурятском костюме, сказках-легендах, языке, традициях и обычаях. Бурятская культура — это неотъемлемая часть меня. Я всё так же буду стараться творить в этом направлении. 

Показывать красоту бурятской культуры миру безусловно важно, как и любая другая, она богата и многогранна. Но, к сожалению, из-за того, что она была в тени советской унитарной культуры, мало кто мог постичь всю её прелесть и великолепие. Но сейчас у нас есть гораздо больше возможностей познавать, углубляться в неё, сохранять и чтить, черпать из неё что-то выразительное и чудесное. И этим богатством также хочется делиться со всеми людьми, чтобы радовать их, давать повод узнать что-то новое и, может быть, сделать чуточку счастливее. 

Ещё в старших классах я поняла, что творчество станет значимой частью моей жизни, так оно и случилось. С уверенностью могу сказать, что работа художника, создание чего-либо — это мое призвание. Я не представляю себя вне творчества, хотя бы какая-то часть меня должна быть неразрывно связана с ним. «Я рисую — следовательно, я существую» — думаю, так я могла бы (в шутку) переделать под себя известное высказывание Р. Декарта.

И хотя сегодня сложно говорить о планах, но я всё же планирую продолжать заниматься тем, что умею делать хорошо, а также узнавать что-то новое. Хотелось бы больше погрузиться в диджитал арт, работать на зарубежных площадках, быть открытой этому миру. Делать коллабы с коллегами, привнести ещё больше смысла в работы, добавить концепта, объединять больше в коллекции и полиптихи, статьболее цельной как художник. Я давно вынашиваю идею о выставке, но думаю, что пока рано говорить об этом. 

Как и любой другой художник, я рисую для самовыражения и хочу донести до людей свои чувства и эмоции, чтобы через мои работы они увидели себя, заглянули вглубь своего сознания и нашли в этом некий смысл. Также рисую для себя, это моя отдушина: бывает, садишься за рисунок или холст, оставляешь все свои проблемы там, за дверью, главными становятся лист и действия, которые происходят там. С одной стороны, в творчестве я на какое-то время ухожу от реальности, но обязательно возвращаюсь оттуда в этот мир с чем-то, чем хочу поделиться со зрителем. 

В этом месяце я посетила выставку Аллы Цыбиковой «Шёпот времени» и очень долго стояла завороженная у одной работы. Я не знаю, что хотел сказать автор, и никогда не узнаю, но, наверное, это и не так важно: главное — это то, что я для себя что-то поняла и почувствовала. Эта картина настолько впечатлила меня, что я ещё несколько дней ходила и думала о ней. Вот какие сильные эмоции она оставила во мне, именно через эти эмоции я понимаю, что такое искусство. Мне хотелось бы иметь хоть одного зрителя, у которого также ёкнет что-то в груди: так я пойму, что всё это было не зря.

Автор: Александра Муромцева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях