Юг Турции и север Сирии, где произошло землетрясение с очень тяжелыми последствиями, – район высокой сейсмической активности. Мы спросили учёных из Бурятии и Иркутской области, чем объясняются частые подземные толчки в нашем регионе, почему десять тысяч сейсмособытий в год нормально для нас и может ли в нашей республике повториться такое же землетрясение, как в Турции. Спойлер - может.
Высокий сейсмический риск
Регионы с высоким сейсмическим риском есть и на территории России. По словам директора Института физики Земли РАН, доктора физико-математических наук, член-корреспондента РАН Сергея Тихоцкого, Дальний Восток – Камчатка, Курилы, район Владивостока, в значительной степени юг Восточной Сибири, Байкал, Северный Кавказ – это районы с высоким сейсмическим риском, где землетрясения происходили и будут происходить.
За сейсмологической активностью в Байкальской рифтовой зоне – глубинном разломе земной коры, в котором расположен Байкал, наблюдает Байкальский филиал Единой геофизической службы РАН (Иркутск). В эту зону входят Иркутская область, Бурятия и часть Забайкальского края.
Может выпасть на наш век
Как говорит директор Байкальского филиала Единой геофизической службы РАН, кандидат физико-математических наук Елена Кобелева, в год в Байкальской рифтовой зоне регистрируется порядка 8–10 тысяч сейсмособытий магнитудой до -2. И для нашего региона это вполне нормально.
– Байкальская рифтовая зона представляет собой узкую полосу, которая тянется вдоль Байкала и горных хребтов: Саяны – с юга, зона БАМа – с севера. Иркутская область расположена по левому берегу Байкала, а Бурятия – по правому. Мы находимся как раз в зоне сочленения Сибирской платформы и Амурской плиты, где идёт переходная Саяно-Байкальская складчатая область. Между плитами происходит растяжение, отчего и возникают землетрясения. В среднем в Байкальской рифтовой зоне мы регистрируем 8–10 тысяч событий в год – от 5,6 по классу представительности (класс 5,6 равен магнитуде -1, -2). Хотя в 2015 году, например, их было 37 тысяч, – говорит Елена Кобелева.
Да, частота подземных толчков пугает, хоть они и не сильные. Однако, по словам Елены Кобелевой, в Байкальской рифтовой зоне возможно куда более серьёзное землетрясение – магнитудой 8,0.
– Вспомним 50-е годы прошлого столетия, когда у нас произошло три крупных землетрясения: Среднебайкальское магнитудой 6,8, Мондинское – 7,0 и Муйское – 7,6. Так вот Муйское землетрясение сравнимо с нынешним Турецким, и вполне возможно, что повторится. Ведь такие сейсмособытия происходят в среднем раз в 100–150 лет, и одно из них может выпасть на наш век. А землетрясение магнитудой 6,3, как Култукское, как Хубсугульское, возможно чаще – думаю, даже в ближайшее десятилетие, – говорит Елена Анатольевна.
По словам специалиста, наука сегодня может лишь предположить, где и насколько сильное произойдёт сейсмособытие. Но предвидеть и просчитать, когда именно, не может никто.
– Иркутские ученые, которые разработали способ обнаружения предвестников сильных землетрясений, всё же не могут ничего предсказать. Предвестники определяются по факту, и заранее никто вам не скажет: «Подготовьтесь, завтра будет землетрясение». Предвестники – это фундаментальное исследование для разработки теории прогноза. Когда эта теория будет разработана, неизвестно. Ею занимаются уже более ста лет, – говорит она.
Почему одни здания падают, а другие выдерживают?
Страшное землетрясение в Турции привело к геологическому сдвигу Аравийской плиты – она наползла на восточно-европейскую платформу. По данным GPS-наблюдений и по информации учёных, занимающихся этим регионом, сдвиг составил три метра.
– Я видела снимки с разрывами земной поверхности. Там всё намного сложнее, и сказать конкретно, какие здания и почему рухнули, нельзя. Могу только отметить, что в этой стране очень большая плотность населения и развито высотное строительство. В нашем регионе преимущественно одноэтажное деревянное строительство, такие дома спокойно могут выдержать и 8 баллов. Да, могут пострадать печные трубы, но сами здания – маловероятно. Улан-Удэ отдалён от Байкальской рифтовой зоны почти на 200 км, Иркутск – на 70 км, – говорит Елена Кобелева.
По словам эксперта, степень разрушений от землетрясения зависит от многих факторов: класса и типа того или иного здания, технологии его строительства, материалов, соблюдения норм строительства. Даже от того, как расположено здание, зависит его судьба после прихода сейсмической волны.
– Важно также состояние фундамента. Ведь были случаи в Турции, когда толчки магнитудой 5–6 давали на здание нагрузку, которая со временем накапливалась, и дома падали уже потом, в спокойное время, – говорит эксперт.
Что такое магнитуда землетрясения?
Магнитуда – это величина, характеризующая энергию, выделившуюся при землетрясении в виде сейсмических волн. Первоначальная шкала магнитуды была предложена американским сейсмологом Чарльзом Рихтером в 1935 году, поэтому в обиходе значение магнитуды называют шкалой Рихтера.
– Вводил он её для океанических сейсмических событий глубиной более 100 км. Когда такое сейсмособытие происходит в океане, опасно даже не само землетрясение, а цунами, которое оно вызывает, – говорит Елена Кобелева. – Энергетический класс для землетрясений Прибайкалья, Сахалина и Камчатки определяется по методике Т. Г. Раутиан. Мы пользуемся этой методикой ввиду маленьких глубин – порядка 20 км. Допустим, если землетрясение произойдёт у острова Ольхон с классом 9,0, то магнитуда составит 2,5. А что получим мы? Четыре балла в посёлке Хужир на острове Ольхон. Или, например, дельта Селенги, где недавно было событие классом 8,6. Энхалук от этого получил три балла.
Бурятия - от 7 до 9 баллов
Лариса Цыдыпова, научный сотрудник лаборатории методов сейсмопрогноза Геологического института СО РАН, кандидат геолого-минералогических наук:
- Именно интенсивность (балльность) землетрясения может стать показателем его разрушительности в населённых пунктах. Поэтому она важнее мощности землетрясения, его энергетического класса или магнитуды. Все землетрясения по способу образования можно разделить на тектонические, вулканические, обвальные и взрывные, то есть искусственные. Тектонические распространены больше остальных и возникают, когда происходит разрыв в породах. Причиной при этом становится упругая отдача. Подобно часовой пружине, которую закручивают всё туже и туже, глубинные породы земной коры могут упруго деформироваться. И чем больше эта деформация, тем больше энергии накапливается в породах. И когда пружина лопается, происходит резкое высвобождение упругой деформации, частично в виде тепла и частично в виде упругих волн. Эти волны и представляют собой землетрясения. Постоянные и небольшие по интенсивности землетрясения дают своего рода разрядку этому напряжению – это означает, что более сильных землетрясений, скорее всего, будет меньше. Наша республика находится на территории, где проходит зона от 7 до 9 баллов, то есть землетрясения такой силы с вероятностью до 10 % могут здесь произойти. На границе с Монголией, около Кяхты, – это 7 баллов. Практически вся республика, включая Улан-Удэ, – 8 баллов. И вблизи Байкала могут превышать 9 баллов.
Байкальская рифтовая зона, где, по предположению ученых, идёт расхождение Евразийской и Амурской тектонических плит, имеет протяженность около 2 тысяч километров. В её центре находится озеро Байкал, на юге – озеро Хубсугул (Монголия), на севере – горный район, по которому проходит Байкало-Амурская магистраль (БАМ).
Пройдите опрос!
Лаборатория методов сейсмопрогноза Геологического института СО РАН проводит опрос с целью определения ощутимости землетрясений в различных районах Улан-Удэ и в целом по Республике Бурятия.