С начала специальной военной операции прошел один год. С тех пор российская экономика подвергалась санкциям со стороны западных стран. В стране произошли значительные изменения, наметились новые витки для развития.
О том, что сейчас представляет собой экономика России, как развиваются импортозамещение и параллельный импорт и чего ждать в 2023 году, - в материале «Информ Полиса».
Показали устойчивость
Председатель Общественной палаты (ОП) Бурятии Татьяна Думнова рассказывает, что в российской экономике в 2022 году сложилась поразительная ситуация, не имеющая аналогов в мире.
- Западные «партнёры» надеялись, что российская экономика рухнет уже в первые месяцы после введения ими санкций, по числу которых наша страна стала абсолютным мировым лидером. Исходя из анализа прошлых кризисов в России 90-х, 2008-го и 2014–2015 годов, многие российские эксперты после начала СВО предрекали, что экономика протянет полгода на созданных запасах сырья и оборудования, ВВП снизится от 6 до 9%, инфляция достигнет более 20%, безработица - 7–8%, произойдет стремительный рост цен под 40%, а курс доллара взлетит до отметки 250 рублей. К счастью, ничего из этого не подтвердилось. Экономисты прогнозировали, что в России возможен банковский кризис и дефолт, и тогда спад был бы гораздо более глубоким, - говорит наша собеседница.
Бюджет 2022 года закрыт с небольшим дефицитом (в районе от 0,9 до 2% ВВП). Бюджетные расходы выросли на 23%, но за счёт сверхдоходов первого полугодия удалось избежать масштабных трат денег из ФНБ для покрытия дефицита бюджета (потратили 300 млрд рублей). Падение ВВП - 2,5%.
С другой стороны, неопределенность в экономике привела к ажиотажному спросу со стороны населения, а в магазинах были очереди и пустые полки, продолжает экс-министр экономики РБ.
- Ситуация, которая складывалась в феврале и марте 2022 года, к другим выводам и не располагала. Возможно, прогноз был бы точнее, если бы у экономистов было время на серьезные и длительные исследования каждой отрасли, - предполагает Думнова. - Вопреки всем ожиданиям и прогнозам, экономика России подстроилась под санкции лучше, чем ожидали власти и эксперты в начале кризиса. Этому способствовало несколько причин. Во-первых, помогли умения выживать в любой ситуации, освоенные предпринимателями за 30 лет рыночной экономики современной РФ. Во-вторых, федеральные власти ввели беспрецедентные меры, которые позволили оставить внутри страны максимум валюты и остановить «набег» на банки.
В-третьих, косвенную помощь оказали предельно негативные прогнозы экспертов и аналитиков, ведь важно заранее выявить опасные тенденции, расставить флажки, чтобы и власти, и бизнес знали о возможных опасностях, приняли меры и смогли найти способы защиты.
- Впервые за многие годы власти прислушались к предложениям бизнеса по введению необходимых для них антисанкционных мер. В-четвертых, на федеральном и региональном уровнях приняты меры поддержки бизнеса, - отмечает Татьяна Гавриловна. - Платежеспособный спрос населения поддерживался бюджетными средствами. Грамотные действия финансового блока правительства РФ позволили пройти испытания 2022 года намного лучше, чем ожидалось. Даже западные экономисты вынуждены были признать, что российская экономика продемонстрировала «определенную устойчивость» к санкциям благодаря экстраординарным шагам Москвы. Если правительство России столь же удачно будет находить новые совместные возможности и дальше, то выстоим. Главное не паниковать.
Нужна консолидация
В 2022 году экономического краха России не случилось благодаря поступившей в бюджет максимальной экспортной выручке, продолжает Татьяна Думнова. Этому способствовали мартовские события.
- К концу месяца стало понятно, что приток доходов от экспорта покроет все текущие потребности в валюте, так как в первые месяцы СВО санкции почти не коснулись экспорта углеводородов (эмбарго на российскую нефть ввели только США). С учетом падения курса рубля Минфин РФ по итогам месяца отчитался о рекордных нефтегазовых доходах в 1,2 трлн рублей. В апреле достигнут новый рекорд - 1,8 трлн рублей, - вспоминает председатель ОП РБ. - Одновременно начал сокращаться импорт - в марте импорт из стран, на которые приходится три четверти внешней торговли России, упал на 40% по сравнению с мартом 2021 года. В апреле импорт обвалился, по разным оценкам, от 50 до 80%.
По словам Думновой, Россия активно зарабатывала на экспорте, но с трудом могла потратить эти деньги (обычно во время кризисов ситуация обратная). Экспортные «излишки» поддержали рубль, и обвала экономики не случилось.
- Судить об уровне жизни россиян сложно, ведь ВВП связан с доходами от экспорта при сокращении импорта, а это часть потребления. В России этот показатель составляет 1,048 млн рублей (уровень жизни населения рассчитывается как стоимость товаров и услуг в среднем на 1 жителя), - рассказывает экс-министр экономики РБ. - В Бурятии ВРП на душу населения составляет 362 тысячи рублей, то есть уровень жизни почти в три раза хуже, чем в среднем по РФ. С этим коррелирует высокий уровень бедности: около 200 тысяч жителей РБ живут за чертой бедности. Среднедушевой доход в месяц составляет 33 тысячи рублей, включая зарплату, пенсии, пособия, соцвыплаты.
По данным Минэкономразвития РФ, по итогам 2022-го ожидается сокращение реальных денежных доходов россиян на 3,4% (доходы за вычетом обязательных платежей с поправкой на инфляцию).
- По сравнению со средними данными по России, динамика в Бурятии ожидается положительная и превышающая на 4% общероссийские показатели. Это подтверждается повышением зарплат в перерабатывающих и добывающих отраслях экономики региона, а для малоимущих слоев населения уровень жизни поддерживался с помощью соцвыплат, - добавляет Татьяна Думнова. - Итоги 2022 года должны нацеливать органы власти, бизнеса и общества на то, что масштабные ограничения из-за санкций не пройдут безболезненно для экономики страны в будущем. Для этого нужна консолидация в принятии решений для смягчения негативных тенденций в экономике, как в стране, так и в нашей республике.
Вынужденная мера
Проблема импортозамещения в России возникла задолго до 2022 года, рассказывает Татьяна Думнова. Многие товары десятилетиями завозили в страну, не вкладывая в производство внутри страны значительных средств.
- Первые шаги к замещению импортных продуктов стали делать в 2014 году. В результате в течение 2022 года не было проблем с обеспечением населения продовольствием. Сработал и дал результат параллельный импорт, благодаря которому ассортимент в магазинах от введения санкций практически не пострадал. Продукция поступает теперь не через авторизованных дистрибьюторов, а альтернативными способами и, как правило, при измененных логистических цепочках, - объясняет экс-министр экономики РБ. - Нужно отметить, что параллельный импорт - вынужденная мера, и в легальном секторе экономики она не может стать основной. Это лишь временная помощь бизнесу для поиска новых поставщиков, альтернативных товаров.
Параллельный ввоз осуществляется и через страну, в которой был произведен товар, и через страны, дружественные России. За все это приходится платить, говорит Думнова. Отчасти наша инфляция обусловлена именно более высокой себестоимостью товаров и дополнительными издержками импортеров, ищущих новые пути поставок.
- Так, например, рост цен на некоторые позиции составил до 300%. По данным Федеральной таможенной службы, всего с начала запуска режима параллельного импорта его объем превысил 20 млрд долларов и более 2 млн тонн. В основном это непродовольственные товары: автомобили, станки и оборудование, электроника, лекарства, бытовой ширпотреб в виде одежды и обуви, - приводит данные эксперт. - Некоторые компании смогли диверсифицировать своих поставщиков сырья и товаров, найдя новых продавцов в странах, не присоединившихся к санкциям. Кто-то смог организовать схемы параллельного импорта и ввоза в Россию товаров из санкционных списков. Безусловно, параллельный импорт в 2023 году продолжит изменять рынки, но это будет, скорее, перераспределение, чем реальное изменение. Одни компании в итоге полностью прекратят импортные поставки или сконцентрируются на чем-то одном, другие, наоборот, громко заявят о себе. Импортные товары остаются востребованы покупателями, значит, есть спрос. И бизнес найдет возможность удовлетворить его.
По словам председателя ОП РБ, предприниматель в долгосрочной перспективе не будет строить работу на продаже импортной продукции, ввезенной в отсутствие согласия производителя.
- Остается риск предъявления претензий от владельца торговой марки, и отвечать придется тем, кто задействован в обороте. Временной горизонт параллельного импорта зависит от его вытеснения продукцией внутреннего производства в стране или дальнейшей легализации со странами-импортерами. Довольно быстро правительством РФ были определены и ключевые отрасли импортозамещения. Основной акцент сделан на обеспечении населения России продовольствием, жизненно необходимыми лекарствами, - отмечает Татьяна Гавриловна.
В целом в стране успешно развернута программа помощи производителям и предприятиям в ключевых отраслях, ряд зарубежных компаний был продан российским владельцам.
- В 2022 году в стране была создана биржа импортозамещения. Новый электронный сервис использует данные из государственной информационной системы для промышленников. Площадка позволяет покупателям и поставщикам импортозамещаемой продукции находить друг друга, взаимодействовать, совершать сделки, - рассказывает Думнова. - Правительство страны предлагает уделить особое внимание нескольким ключевым областям, в которых предприятиям Бурятии стоит занять достойную нишу, - это авиастроение, автомобилестроение, IT, туризм, химическая промышленность, производство металлоизделий и картона, микрочипы.
С чем точно Россия успела справиться с 2014 года, так это с проблемами зависимости финансового сектора от зарубежных институтов, заявляет эксперт.
- Система быстрых платежей (СБП) и карты «Мир» вполне успешно выдержали отключение от мировой системы обмена данными. Уход Visa, MasterCard, отключение ряда финансовых организаций от SWIFT доставили россиянам некоторый дискомфорт, но не лишили их накоплений. Уход из страны некоторых иностранных компаний поначалу породил тревожные ожидания экономистов и предпринимателей, однако вскоре ощущение шока прошло и стали появляться компании, ввозящие параллельный импорт и производящие новую продукцию, - отмечает Татьяна Думнова.
Разворот на восток
В 2022 году Россия вошла в десятку стран мирового рейтинга, с 11-го места она переместилась на 9-е, говорит Татьяна Думнова. На сферу услуг в 2022 году приходится 67,8% ВВП (эта доля близка к показателям высокоразвитых стран), на промышленность - 26,6%, сельское хозяйство - 6,6%.
- Трансформации сырьевой модели не произошло, в промышленности сильно преобладали добывающая отрасль, электроэнергетика и топливный сектор. Тем не менее структурные изменения нашей хозяйственной системы очевидны, - делится председатель ОП РБ. - В послании от 21 февраля Владимир Путин обозначил глубину геополитических вызовов и перспективу быстрого роста и модернизации российской экономики. По оценкам экспертов, новая экономическая программа обеспечит рост ВВП на 4–6% в год уже в 2023–2024 годах. Президент заявил программу активной и системной поддержки со стороны государства уже происходящих структурных изменений в экономике России, без разрушения рыночной природы этих изменений.
Перечень ключевых отраслей для импортозамещения будет постоянно расширяться, и есть вероятность, что через 5–7 лет у России будет достаточно ресурсов для замены большей части импортных товаров, считает эксперт.
- Наиболее сложно пока протекает импортозамещение в промышленности. В послании президента были указаны такие меры поддержки импортозамещения, как налоговые льготы на прибыль в размере 1,5 рубля на 1 рубль, потраченный для приобретения отечественного высокотехнологичного оборудования. Еще одно нововведение в 2023 году - промышленная ипотека, позволяющая брать дешевые кредиты на развитие промышленных площадок и развитие системы промышленных кластеров. Третий элемент поддержки импортозамещения - государственные инвестиции в развитие инженерного образования. Сюда же следует отнести и поручение разработать решения для привлечения капитала в быстрорастущие высокотехнологичные бизнесы, - делится Думнова.
Так, продолжает наша собеседница, мощный импульс экономическому росту придадут импортозамещение, наращивание экспортных потоков в Азию, Африку, на Ближний Восток.
- Разворот на восток в большей степени связан с инвестициями в логистическую инфраструктуру, и у Бурятии появляются уникальные шансы с пуском второй ветки БАМа и строительством газопровода в Китай, - подчеркивает Татьяна Гавриловна. - Во второй половине 2022 года началось изменение структуры внутренних доходов страны в пользу широкого круга граждан, что связано с резким ростом спроса на трудовые ресурсы и следующим за ним ростом заработной платы. Кроме того, структурные сдвиги предполагают привлечение инвестиций в основной капитал. При этом, поскольку осваиваются новые рынки, эти инвестиции поначалу имеют высокую отдачу, что привлекает в них все больше и больше свободных средств.
При ограниченном рынке труда (а у нас он именно такой) довольно быстро снижается безработица и растут зарплаты, что добавляет к структурному сдвигу эффект роста внутреннего спроса, и это еще больше ускоряет рост, появляется больше возможностей для социальных программ и обеспечения более высокого уровня жизни, добавляет Татьяна Думнова.
- Если рассмотреть структуру ВРП Бурятии, то требуется провести его серьезный анализ, т.к. доли обрабатывающего производства (11,9%), торговли оптовой и розничной (11,7%) и госуправления и соцобеспечения (11,7%) практически имеют равные пропорции, - резюмирует экс-министр экономики РБ. - В 2023 году наша страна подошла к абсолютно новому этапу экономического развития с опорой на внутренние силы и пониманием, что этих сил в нашей стране достаточно. Это было заявлено в экономической программе послания президента. Важно то, что подтвержден курс на суверенизацию экономики, и для этого предстоит очень многое сделать. Здесь важна очень слаженная и ответственная работа государственных органов, их внимание к конкретным запросам и предпринимательства, и населения.