Семью Рекуновых в Гусиноозёрске знают все. Алёне и Антону ещё нет сорока, но в их большом и уютном доме воспитываются целых четырнадцать детей! У Алёны нет статуса матери-героини, но таковой она быть не перестаёт, ежедневно вкладывая всю себя в каждого из ребят.
Алёна и Антон вместе почти всю сознательную жизнь. Ему 35, ей 34. У неё своё ИП, он машинист бульдозера на ГРЭС. Рука об руку они идут ещё со школьной скамьи, поступили в один техникум и оба мечтали о большом доме и весёлой многодетной семье. Но первую беременность выносить не удалось. Казалось, мир рухнул.
- Мы прожили вместе год, и нам захотелось детишек. Я забеременела, Антон тогда уехал на заработки на Север, такой счастливый был в ожидании малыша, - рассказывает Алёна. - Но на шестом месяце у меня отошли воды, ребёнок не выжил. На фоне этого мне поставили диагноз «бесплодие». Было очень горько и обидно - как же жить без детей? Но в итоге я родила троих, а год назад - четвёртую.
Супруги верят, что кто-то свыше наградил их за взятых под опеку детей. В 2015 году Рекуновы решили взять первого ребёнка - Дашу.
Папа убил маму и сел в тюрьму
Вскоре, после того как Даша обрела семью в лице Алёны и Антона, из органов опеки Рекуновым позвонили с предложением взглянуть ещё на одну хорошую девочку - 9-летнюю Алину. Семья в взволнованном настроении отправилась в Улан-Удэ.
- Алина сразу спросила: «Когда вы за мной приедете?» - вспоминает Алёна. - Мне так неловко стало, и я ответила, что скоро. Выходим из здания, а там бабушка стоит со своей внучкой Ариной - сдаёт её в детский дом. Бабушка объясняла, что уже старенькая, болеет и не справляется. Я на Арину смотрю, а у меня сердце кровью обливается! Она ведь только первый класс окончила, стоит, плачет. Оказалось, что семья у неё была очень неблагополучная - папа убил маму и сел в тюрьму. Девочка сильно заикалась, говорить не могла. Мы пошли спрашивать у руководства о ней, решили - пока она не знала, что такое детский дом, нужно было забрать её в семью. У меня было постановление только на одного ребёнка, поэтому я быстро переделала документы на двоих. Так мы привезли двух - Алину и Арину.
«Он выдумал себе маму и внушил, что она в больнице»
Со временем Рекуновы сделали пристрой к дому, так что места хватало на всех и даже больше. Казалось, живи и радуйся, но что-то не давало покоя, говорит Алёна.
- Мы подумали, что нам скучно жить! (Смеётся) Так и решили взять ещё одного ребёнка, ведь сколько их в детдомах... Нашли по интернету мальчика и приехали посмотреть, но, как обычно, нам сразу предложили посмотреть ещё кого-нибудь. Показали фотографии, и я заметила, что некоторые дети в инвалидных колясках. Я спросила: «У вас что, дети с инвалидностью есть?» На меня посмотрели так удивлённо: «Вы приехали в дом инвалидов». Это «Журавушка» на Верхней Берёзовке. Я растерялась, попросила прощения, сказала, что мы уходим.
Алёна и Антон испугались, что не справятся. Они ведь ещё молоды и не имеют опыта воспитания особенных детей. Да и как дети отнесутся к новенькому Саше? Как он сам будет среди них себя чувствовать? Но на все вопросы, которые терзали взрослых, маленький Саша ответил сам.
- Только мы стали выходить, бежит наш Саша, к которому мы приехали изначально. Запрыгивает на меня и кричит: «Мама, я знал, что ты выздоровеешь и приедешь за мной!» Мне стало так плохо, так жалко его! Смотрю на него и вижу: да, ребёнок с инвалидностью, он отставал в развитии, носил памперсы. Мы с Антоном пообщались с мальчиком и поехали в Гусиноозёрск. Весь путь до дома молчали. Нам рассказали, что Саша всю жизнь провёл в детском доме - мама отказалась от него сразу после родов. Когда мальчику было семь, он выдумал себе маму и внушил, что она в больнице лежит.
Сейчас Саша совсем другой человек. Он забыл, что такое памперсы, легко может сам себе приготовить обед, понимает время. Год назад его навестили сотрудники «Журавушки» и очень удивились, как за четыре года изменился их бывший подопечный. У молодых родителей спросили, как им это удалось и куда они возили мальчика, в чём секрет такого преображения.
- А никакого секрета нет! - говорит Алёна. - Саша просто живёт с обычными детьми. Естественно, он смотрит на них и пытается повторять - ребята прыгают, ныряют в воду, и Саша за ними. Многие говорят, что мы ещё молоды и не побоялись такой ответственности. Другие за спиной: мы из-за денег взяли детей. Какие деньги, если пособие на одного ребёнка около 7 тысяч. На них дитё не вырастишь. Вложений нужно гораздо больше. Плюс к каждому индивидуальный подход. А это большой труд.
«Не планировала, но привезла ещё двоих»
Каждые выходные Алёна, Антон и дети выезжают из дома отдыхать и активничать на природе: кататься на лыжах, коньках или санках. А если все остаются дома, то проводят различные мастер-классы: лепят пиццу, буузы или торты. Для каждого они сшили фартучек и поварскую шапочку.
Появление в семье ещё двух мальчишек - история необычная, говорит многодетная мама. В 2019 году Алёна поехала в Кяхтинский детский дом, но не за ребёнком, а по работе.
- Я, как председатель клуба Гусиноозёрской опеки, ехала и вообще не планировала смотреть детей. В тот день в дом пришли родители-кандидаты, к ним привели мальчика 14 лет - Руслана. Но он почему-то сразу пошёл ко мне. Его пытались направить, а он спросил: «Можно мне с этой тётенькой поговорить?» Мы с ним вышли, он меня обнял и попросил забрать его. Конечно же, я рассказала мужу о Русе, какой он хороший, спокойный мальчик. Мы с Антоном всё оформили и приехали за ним. Когда друг Руслана Костя узнал, что его забирают, он чуть с ума не сошёл - просился вместе с ним. И мы взяли его тоже, - говорит Алёна.
Оказалось, что до семьи Рекуновых Костя жил в шести (!) приёмных семьях и все они отказывались от него.
- Не буду вдаваться в детали, но были проблемы. Точно скажу: мы с Антоном не можем его предать и отказываться не собираемся. Сейчас Косте 17 лет, он взрослеет, меняется. И у нас всё будет хорошо! - говорит мама.
С первого дня зовут мамой
Больше года назад у Рекуновых родилась малышка Стефания. Так, в их большой дружной семье стало девять детей. Но, как и в доме, в сердцах Алёны и Антона было ещё много места. В конце прошлого года им позвонили из органов опеки.
- Сказали, что есть несколько детей, попавших в трудную жизненную ситуацию: мама умерла, папу посадили. Дети очень хорошие, учатся хорошо. Но... их пять человек! Ксюша, Даша, Рита, Миша и Наташа. Возрастом от 6 до 15 лет, - рассказывает Алёна.
В Кижингу, где находились ребята, Рекуновы отправились без долгих раздумий.
- Уже было ясно - берём! - улыбается Алёна. - Прошло два месяца, как они живут с нами. Я удивляюсь смекалке детей. Когда мы с младшей-первоклашкой занимаемся, она схватывает всё буквально на лету, алфавит Наташа знает полностью. Вообще все дети у нас умные и способные. Единственное, за что мы переживали, - подружатся ли они между собой. Всё-таки сразу пять новых ребятишек придут в семью. Когда мы за ними уезжали, я сказала домашним приготовить ужин. Вернувшись, мы увидели накрытый праздничный стол! Конечно же, ребята все подружились почти сразу, будто знали друг друга. После ужина я пошла усыплять младшую и слышу, как новенькие детки говорят обо мне «мама» - два часа прошло всего (смеётся). Почему-то так получается, что все дети с первого дня зовут меня мамой.
Антон и Алёна решили остановиться на 14 детях. Ведь им нужно отучить всех старших, поднять их на ноги, чтобы выпустить в самостоятельную жизнь.
О проблемах, доверии и обнимашках
В семье Рекуновых каждый ребёнок чем-то увлекается. Кому-то сулят футбольную карьеру, кто-то хорош в баскетболе, кто-то пишет стихи.
- Даша, Серёжа и Ариша увлекаются туризмом, - говорит мама ребят. - По совместительству Ариша с Ксюшей и второй Дашей волонтёры - помогают бабушкам, дедушкам, одиноким матерям, где дров наколоть, занести, где что-то другое по хозяйству. Помогают нуждающимся с вещами. Однажды они сказали, что им надо кое-куда съездить. Загадочно так. Я спросила, зачем и куда, а они: «Это сюрприз! Но тебе, мама, очень понравится!» Потом приносят документ, мол, распишись. Смотрю, а они в волонтёры записались! Конечно, мне приятно, гордость за них! Ксюша и Даша пишут очень красивые стихи. Я горжусь детьми.
Конечно, в их жизни, как и во многих семьях, не всё так радужно и весело, признаются родители. Особенно когда у тебя несколько подростков. Самое главное - доверять детям и чтобы они доверяли тебе, - считает Алёна.
- Мы стараемся, чтобы дети ничего не таили от нас, делились переживаниями. Они ничего не боятся с нами обсуждать. У меня есть пароли от их социальных сетей, но я туда редко захожу, так как уверена в ребятах. Для меня счастье, когда они радуются своим достижениям, когда им нравится то, чем они занимаются, - эти искорки в их глазах и дают мне сил! Есть семьи, в которых дети, приходя из школы, не обнимаются с родителями, их не целуют в щёчку. Мол, зачем? Он же пацан и уже взрослый! А у нас, если ребёнок пришёл и хотя бы не обнял тебя, значит, что-то не так с настроением. Я сразу по взгляду понимаю, если есть проблема, - говорит многодетная мама.
Настоящий мужик
Каково это - быть родителем такого количества разновозрастных школьников, спрашиваем мы Алёну. Как всё успеть?
- Да, бывает, что в один день у нас по несколько родительских собраний. В таком случае мы с мужем делимся - он идёт к сыну, например, я к дочке, потом отпрашиваюсь и бегу на третье сразу. Иногда прихожу, а там уже Антон сидит (смеётся). Вообще муж у меня молодец! В Гусинке иногда говорят, какой он всё-таки настоящий мужик, рукастый, ответственный и активный. Не каждый отец будет помогать семье, даже родным детям. Если я на работе, он легко может организовать выезд с детьми на каток. Люди привыкли, что за всё обычно отвечают мамы. А у нас всё совместно! Да и дети подсказывают, решают какие-то вопросы. Мы стараемся все домашние дела делать в пятницу, чтобы освободить себе выходные. Генералим, стираем формы, делаем уроки - всё дружно и весело, - говорит Алёна.
«Ты свою норму съел»
Саша никогда в жизни не пробовал мороженого. Алёна и Антон поняли это, когда бабушка принесла Саше рожок, а он начал с ним играть. Мальчик спросил, почему игрушка такая холодная, и бросил её на пол.
- Я сказала, что это мороженка, её кушать надо. Он так удивился... У меня ком в горле встал. Как же так? - вытирает слёзы женщина. - А однажды я принесла целый ящик киви, хотела, чтобы дети объелись вкусненького. Отвлеклась, а киви и след простыл. Искали всей семьёй и нашли в ящике с картошкой! Оказалось, Саша решил, что это картошка, и высыпал все киви туда. Ещё критиковал, что какая-то мягкая испорченная картошка. И смешно, и грустно.
А ещё Саша не знал, кто такой папа.
- Он долго называл Антона «этот» или «он»: «А когда этот с работы придёт?» Он не знал, как вообще выглядит мужчина, ведь всю жизнь его окружали сотрудницы детдома. И это ещё не всё, что мы замечали за детьми, отчего становилось больно. Например, если я стряпаю, то стряпаю целыми тазами - на всю семью. Однажды пожарила гору чебуреков и поставила на стол. Но дети съели только по одному. Сидят, смотрят. Я спрашиваю, неужели наелись, а они удивлённо: «А что, ещё можно?» Только Саша потянулся ко второму чебуреку, как сестра его окликнула, мол, ты чего, хватит, ты свою норму съел. Они привыкли есть по норме и что добавки ждать не стоит. Мы с мужем сказали детям, что они могут есть столько, сколько хотят, и когда захотят. В нашем доме все должны быть сыты. Антон сделал в подполье много полок для моих солений, но нам всё равно не хватает места! Увожу к бабушкам, что делать.
В процессе интервью Алёна много и с гордостью говорит о муже. Без его поддержки было бы очень нелегко, признаётся женщина.
- Ещё Антон смастерил нам гардероб, так как одежды у нас очень много. Дети растут быстро, и обновки периодически нужны всем. Мы стараемся, чтобы они были одеты опрятно и хорошо, и если что-то покупаем, то каждому. Хотя между ними нет конкуренции, никто не дуется, если ему чего-то не досталось, - улыбается Алёна.
Рекуновы не привыкли жаловаться и просить. Единственная проблема для них - это транспорт. Они мечтают о большом автобусе, чтобы всем вместе выезжать на отдых. А пока семье приходится по четыре раза за день гонять машину или арендовать микроавтобус.
- В остальном у нас всё здорово! Дети дают энергию. Поэтому всем, кто хочет, но не может иметь детей, я от всей души желаю набраться смелости и взять хотя бы одного ребёнка из детского дома! Вы будете вознаграждены! - говорит Алёна.