Сохраняя традиции
14331

Жительница Бурятии вручную создает гутулы и продает их по всей России

Традиционную обувь кочевников она изготавливает уже два десятилетия

Фото: Н. Соктуева; личный архив В. Дамбаевой

Самозанятая Вероника Дамбаева уже 20 лет изготавливает традиционную обувь кочевников. В 2020 году она создала собственный бренд Arhan Ethno. Дамбаева делает гутулы, ботинки, сценическую обувь и аксессуары из натуральных материалов — кожи, войлока, овчины. В руках мастерицы они превращаются в красивые и современные изделия, которые покупают модники и модницы по всей России. Мы побывали в мастерской, где работает Вероника, и узнали, как она пришла к успеху.

— С чего начинался ваш путь к собственному бизнесу? Как и почему вы выбрали именно эту нишу? 

— В детстве просто любила шить, ходила на кружок кройки и шитья. А это дело, надо сказать, само меня нашло. Любви у меня к этому тогда не было. В вуз поступила на специальность «Технология кожи и меха», но, тем не менее, это не те изделия. В 2003 году устроилась в фирму по изготовлению гутул, работала по профессии. В свободное плавание ушла во время первой волны коронавируса в 2020 году. Тогда прошла акселератор для ремесленников от центра «Мой бизнес», где несколько месяцев были курсы по продвижению, ведению бизнеса. Я очень благодарна этому времени. Дочь приехала домой на дистанционное обучение, помогла развивать соцсети, фотографировать. Работали из дома, дистанционно выполняли заказы. 

— Есть ли у вашей продукции конкуренты? В чем ваша уникальность? 

— По-бурятски правильно говорить «гутул». Конечно, в Бурятии много кто занимается их изготовлением, ведь их можно назвать национальной обувью. Если говорить про дэгэлы, то ими тоже много кто занимается, есть традиционные, современные варианты. Здесь точно так же. Есть более традиционные, как бабушки шили — у них кожаная подошва, верх тканевый, в основном использовали вельвет, но и из кожи были некоторые элементы, для большей износостойкости. Для их изготовления используется специальная колодка с приподнятым носиком. 

На наших гутулах подошва такая же, как на унтах, — прошитые вручную два слоя войлока, резина и «профилактика». Однако в унтах применяется олений мех, а не кожа. Сейчас гутулы стоят красивенькие, беленькие, а сама работа достаточно грязная. Все, что связано с верхом — подкладку, узор, кожу, – делаю я, подошву делает муж. У нашего бренда уклон в этностиль, когда из кожи вырезаются узоры, наклеиваются на изделие и прошиваются.

Вся обувь делается на заказ, не скажу, что ортопедическая, но мы максимально приближаем ее к ней. Потому что с возрастом, чаще у женщин, растет косточка у основания большого пальца, она еще и болезненная. И большой палец деформируется, сдвигая остальные пальцы. Недавно обратилась клиентка с такой проблемой: не может носить обычные сапоги из-за боли. Поэтому мы взяли мерки, довели колодку до размеров заказчика, при этом сохраняя внешний вид обуви. 

Может быть, гутулы выглядят достаточно массивными, но они легкие, многие это замечают. Срок службы очень большой. Например, в 2021 году заказчик отдал гутулы в ремонт. Вспоминаем, что сшили мы их 10–11 лет назад. Он рассказал, что первые годы носил гутулы на выход, а потом начал на работу в лес носить. Снаружи кожа нормальная, внутри подклад из овчины износился. Перетянули, теперь он их столько же сможет проносить. 

— Где можно приобрести вашу продукцию? Кто ваши основные покупатели? 

— Все товары можно заказать через соцсети Arhan Ethno, найти в «2ГИС». Мы доставляем по городу и России. Из-за того, что у нас сейчас интернет связывает весь мир, я сняла видео, как правильно снять мерки для заказа гутул. Не могу сказать, что за границей покупают, но заказывают по всей Бурятии, из Иркутской области, Забайкальского края, а также Москвы, Санкт-Петербурга. Недавно в Северную Осетию заказ уехал. 

Бывает, заказывают сувениры из кожи. Вот висит пробный сувенирчик — маленький гутул, который попросили сделать для шаманского обряда.

— Какие ваши товары наиболее популярны? Есть ли новинки? 

— Была популярная модель гутул, сбилась со счета, сколько таких заказали, но завод-изготовитель перестал кожу в таком цвете производить. Сейчас очень популярны белые гутулы с витиеватым узором. Они женские, мужчины стараются эти узоры не заказывать. Нынче решила попробовать сделать кожаные ботинки для себя, так как я самый первый пользователь своих изделий. Ботинки получились намного легче, чем те, что продаются в магазине, теплые, все-таки войлок, овчина. Натуральные материалы используются. Есть кожгалантерея — сумки, кошельки, ремешки, визитницы в этностиле.

— Где покупаете материалы для изготовления ваших изделий? 

— Я постоянный покупатель в магазине кожи в Улан-Удэ, раз в неделю точно заглядываю. Знаете, это ткань еще можно купить не глядя, поверить публикации в интернете. А кожу надо полностью прощупать, проверить на пороки, поштучно купить. Но иногда рискую и заказываю на Западе по хорошей акции, даже вместе с доставкой немного дешевле получается. Войлок, овчину, кожу, резину, клей в основном покупаю в Бурятии. В пошиве обуви используется три вида клея, потому что кожа разных цветов. 

— С какими трудностями вы столкнулись? 

— В связи с закрытием Instagram (запрещенная в России соцсеть; принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в России) почувствовала разницу в заказах. Пришлось другие социальные сети осваивать. Слава богу, есть сарафанное радио, из-за которого заказы есть. Сейчас можно сказать, что Viber рулит. Буквально несколько недель назад создала группу в Viber, там 400 с чем-то подписчиков. Может быть, количество и небольшое, но оттуда уже поступают. 

— Сколько товара производите? 

— Работаем мы круглый год, потому что в прайсе есть зимняя, демисезонная обувь, сумки, кошельки. За два года количество произведенного товара увеличилось, но есть разница. Например, в 2021 году изготавливали больше гутул, в прошлом году — больше танцевальной обуви, потому что к 100-летию Бурятии районам выделили деньги на создание традиционного образа — костюм, головной убор и обувь. Заказывали крупные партии, из-за этого объем большой. Слава богу, как самозанятая могу работать с юрлицами.

— Каковы планы на будущее? 

— Хочу расширить производство, есть для этого опыт и знания, но я не бизнесвумен, а только учусь ею быть. Возможно, в этом году созрею. Есть постоянный запрос на обучение от людей. Это еще один вектор развития — проводить мастер-классы, краткосрочные курсы. В общем, мысли по этому вопросу тоже есть. 

— Успехов! 

— Спасибо!

Автор: Номина Соктуева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях