В последнее время в Бурятии часто разыскивают пропавших детей, которые уходят не в первый раз. Иногда побеги оборачиваются трагедией. Психологи считают, что причина такого поведения может быть в их желании получать острые впечатления и ощущения, то есть в так называемой сенсорной жажде.
О том, что это такое, как она формируется у детей и потом проявляется во взрослом возрасте, - в материале «Информ Полиса».
Удовольствие без удовлетворения
Главный внештатный медицинский психолог Минздрава Бурятии Лариса Сансанова рассказывает, что термин «сенсорная жажда» относится к сфере влечений, причем в области получения впечатлений и ощущений.
– Сенсорная система человека отвечает за восприятие и обработку полученных сигналов, состоит из отделов головного мозга, нейронных проводящих путей и рецепторов. Развитие человека невозможно без получения сигналов из внешнего окружения и внутренней среды. Каждому человеку присуща потребность в получении впечатлений. Современный мир эту жажду утоляет быстро, а порой с переизбытком, – объясняет эксперт.
По словам психолога, вокруг нас очень много раздражителей – визуальных, звуковых, тактильных – бесчисленное количество развлечений, цифровых технологий, непрерывный поток информации.
– Все это влияет на сферу влечений человека. Нарушения в сторону снижения сенсорной жажды или, наоборот, повышения влекут за собой подростковые проблемы: игромания, наркомания, любое рискованное поведение, плохая адаптация, проблемы с сепарацией от родителей – процесс психологического отделения от родителей во взрослом состоянии, – подчеркивает Лариса Баировна.
Необходимо разделять понятия «удовольствие» и «удовлетворение», продолжает медицинский психолог. Многие продукты развлечения и способы времяпрепровождения не способствуют развитию личности ребенка в силу их примитивности и упрощенности.
– Они дают лишь кратковременное удовольствие. Например, многие мультфильмы, комиксы и компьютерные игры очень легки для восприятия, однозначны и примитивны, они не активизируют воображение и мышление. Такие продукты массовой культуры преподносятся в виде ярких визуальных образов, картинок, с упрощенным сюжетом и с минимумом текста, – отмечает наша собеседница. – А ребенку необходима самореализация, которая невозможна без творческого мышления, воображения. Самореализация является одной из базовых потребностей человека, удовлетворение которой важная составляющая воспитания. Если у ребенка не развиваются воображение и мышление, то это напрямую влияет на его психологическое здоровье и успешность в будущем.
Лариса Сансанова отмечает, что нарушения сенсорной жажды могут быть следствием органического поражения головного мозга, когда есть недоразвитие высших психических функций. Выделяют группу расстройств влечений, куда входят патологические состояния, которые на самом деле не занимают большой процент в популяции:
- игромания – патологическое влечение к участию в азартных или компьютерных играх;
- дромомания – патологическое влечение к бродяжничеству, куда-нибудь уйти или уехать;
- пиромания – патологическое влечение к поджогам;
- клептомания – патологическое влечение что-то украсть без цели выгоды, а ради ощущений, испытываемых в процессе кражи.
Переизбыток впечатлений
Эксперт добавляет, что часто нарушения сенсорной жажды в виде поведенческих реакций у людей, не имеющих психических расстройств, обусловлены воспитанием, когда в детстве присутствовали либо бесконтрольное удовлетворение сенсорной жажды, либо перебор с сенсорными стимулами, когда родители ошибочно полагают «чем больше – тем лучше».
– Вы замечали, что ваш ребенок затрудняется с придумыванием рассказов, не может нарисовать картинку по своему воображению, не срисовывая с образца? Во многом потому, что у него неправильно удовлетворяется сенсорная жажда: бесчисленное количество игрушек, он ежедневно получает яркие, интенсивные стимулы через интернет, которые зачастую не способствуют развитию его познавательных процессов. Век высоких технологий дал большие возможности для совершенствования человека, но без грамотного использования информации, а также разумного потребления продуктов массовой культуры развитие и успех невозможны. Особенно это актуально для растущего человека, – делится она.
Медицинский психолог говорит, что дети, научившиеся утолять сенсорную жажду сильными и простыми стимулами для получения удовольствия, могут отказываться читать книги, смотреть фильмы со сложным сюжетом, не хотят заниматься хобби и спортом, где требуется приложить усилия.
– У них снижается любознательность, сужается общий кругозор и, соответственно, не удовлетворяется базовая потребность в развитии. При повышенной сенсорной жажде наблюдается большое количество контактов – люди, места, события, причем без особого осмысления ситуаций и глубины отношений с другими людьми. Сегодня одни встречи и развлечения, завтра другие впечатления в новой компании, постоянный поиск ярких ощущений. А в итоге истощение нервной системы в виде тревоги, нарушений сна, эмоциональной нестабильности. Такой подросток может начать поиск адреналина в опасных занятиях, – отмечает Лариса Баировна.
Контроль и сверхтребования
В своей практике медицинские психологи наблюдают у взрослых пациентов с алкоголизмом и наркоманией неудовлетворенность сенсорной жажды в детстве и пубертате.
– У них конструктивно не удовлетворялась потребность в получении впечатлений, не в полной мере развивалась любознательность, не расширялся кругозор. Одна пациентка, страдающая наркозависимостью, призналась, что в жизни не прочитала ни одной книги. Имея достаточные интеллектуальные способности и растя в благополучной семье, она проводила время праздно. Ее интересовали исключительно развлечения. Рано начала половую жизнь, затем появились наркотики «из любопытства». Когда она прочитала одну очень известную художественную книгу с глубоким и трогательным сюжетом, была потрясена. Не могла поверить, что чтение книги может так сильно повлиять эмоционально, раньше она думала, что это скучно. А самое главное, отметила: «Оказывается, когда ты расширяешь свой кругозор, это кайф, не тот кайф, за которым я гналась с помощью наркотиков», – приводит пример Сансанова.
Любые зависимости приводят к сужению сознания, обеднению личности, считает эксперт. Может быть другая крайность – низкая сенсорная жажда с тревогой и боязливостью.
– Для такого ребенка все новое вызывает страх, плохая адаптация в обществе. Они сепарируются от родителей очень болезненно, во взрослом возрасте долго живут с родителями, не хотят самостоятельности в быту и принятии ответственности, – добавляет Лариса Сансанова. – Также сенсорная жажда может встречаться среди детей очень амбициозных родителей как ответ на их сверхтребования. Такие родители загружают своих чад многочисленными занятиями и информацией, которую они не способны осилить. В результате полная апатия, отказ получать новые впечатления.
Во многом значима роль воспитания и ценностей родителей, того, что для них именно важно, порой без учета способностей детей, говорит главный внештатный медицинский психолог Минздрава Бурятии.
– Например, авторитарная и жесткая мама, которая привыкла контролировать всю семью, обращается к наркологам за помощью, так как ее дочь злоупотребляет алкоголем. А дочери уже за 30 лет, она одинока, нет личной жизни, живет с родителями. Был неудачный брак, как выражается мама. Имеет высшее образование и работу, которую выбрала мама. При этом дочь не испытывает ни малейшего удовлетворения от этой профессии. Она хотела заниматься музыкой, но мать считала это пустым занятием. Низкая самооценка, постоянное чувство вины и тревоги стали поводом приложиться к бутылке. Алкоголь стал способом ухода от реальности и нейтрализации тревоги и страхов, – предупреждает Лариса Сансанова.
Советы психолога Ларисы Сансановой родителям, чтобы избежать сенсорной жажды у детей:
- не уходите в крайности в воспитании своих детей;
- воспитывайте любовь к знаниям, внедряйте ценность культурно-духовного досуга (приобщайтесь всей семьей к прекрасному);
- своим примером демонстрируйте активный отдых, занятие спортом или творчеством;
- информационная гигиена и разумность в вопросах использования интернета;
- много игрушек для маленьких детей или постоянно большое количество развлечений не всегда хорошо;
- учите детей планированию своего дня и самодисциплине;
- всегда нагрузки соизмеряйте с возрастными, интеллектуальными и физическими возможностями ребенка;
- благоприятная эмоциональная атмосфера в семье будет препятствовать поиску новых впечатлений в азартных играх, наркотиках;
- верьте в своих детей и воспитывайте оптимизм.