Масштабное обновление общественного транспорта, сокращение нерентабельных маршрутов и пересадочный тариф — все это начало транспортной реформы в Улан-Удэ. О том, как в ближайшие годы изменится сфера пассажирских перевозок, рассказали представители агентства дорожной информации «РАДАР» и транспортной отрасли Улан-Удэ.
Максимум комфорта
Главная цель текущей реформы — сделать работу общественного транспорта максимально эффективной и удобной для жителей Улан-Удэ. Для этого необходимо не только увеличить число подвижного состава, но и разработать качественную маршрутную сеть, которая будет отвечать запросам горожан.
За разработку транспортной модели Улан-Удэ взялись пермские специалисты из агентства дорожной информации «РАДАР». Агентство работает в транспортной отрасли более 20 лет, и за это время им реализовано около 200 проектов по всей России. Иными словами, за плечами у пермских специалистов большой опыт и много практики.
Исполнительный директор «РАДАРа» Юрий Попов в режиме ВКС рассказал, что любые изменения в транспортной модели необходимо проводить только после тщательных исследований пассажиропотоков. В IV квартале 2021 года специалисты анализировали транспортную систему Улан-Удэ: отслеживали пассажиропоток на городских остановках, наблюдали за перемещением абонентов сотовой связи, а также проводили опрос среди горожан.
— В ходе сбора данных мы провели опрос населения Улан-Удэ, чтобы узнать, какими видами транспорта они пользуются, куда и откуда ездят, что их не устраивает в текущей работе общественного транспорта. Все это делалось для того, чтобы составить наиболее функциональную модель, которая будет устраивать горожан, — отметил Юрий Попов.
Собранные данные легли в основу новой транспортной модели Улан-Удэ, которая поможет эффективно распределить пассажиропотоки и будет удобной для горожан. Проводить оптимизацию маршрутной сети было решено в несколько этапов.
В три этапа
Предварительный этап не предполагал кардинальных изменений маршрутной сети, вместо этого упор решили сделать на увеличение подвижного состава большой провозной способности. Подготовительным нулевым этапом стало пополнение парка общественного транспорта. Во второй половине 2022 года в Улан-Удэ поступило 124 автобуса — 59 большого класса и 65 среднего. Это стало возможным благодаря поддержке главы Бурятии Алексея Цыденова и усиленной работе мэрии Улан-Удэ.
Новые автобусы распределяются по самым проблемным участкам маршрутной сети: на Левобережье, Загорское и Юго-Западное направление, в микрорайоны Дивизионный, Мясокомбинат и другие. Большую часть новых маршрутов установили по укороченной схеме, чтобы увеличить оборотные рейсы, а дублирующие маршруты, наоборот, снизить. Все это помогло снизить нагрузку на улично-дорожную сеть, а значит, и пробок в городе стало меньше.
— Учитывая увеличение автобусов большой и средней вместимости на магистральных направлениях, уровень жалоб снизился до 10 % по сравнению с предыдущими годами. Самая большая проблема была в пиковые часы. Автобусы малого класса не справлялись с пассажиропотоком. В 2023-м будет приобретено в лизинг еще 14 автобусов большой вместимости в соответствии с заявкой, одобренной Минтрансом России, — рассказал председатель комитета по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству Юрий Ткачев.
Он отметил, что новые автобусы помогли сделать рынок пассажирских перевозок в Улан-Удэ более устойчивым. Общественный транспорт стал более доступным и комфортным, соответственно, вырос и пассажиропоток. Водители идут работать в муниципальное предприятие на новые автобусы более охотно. Сегодня на предприятии насчитываются 225 водителей и 88 кондукторов, а заработная плата увеличилась на 27 %.
— В город поступило огромное количество техники — 124 автобуса. Такого не было никогда! Поэтому муниципальные предприятия активно привлекают на работу водителей, кондукторов и слесарей. Мы улучшили условия для сотрудников — заработная плата поднялась. За последний год приняли на работу более ста человек, так что темп неплохой. Благодаря новым автобусам и пополнению кадров доля перевозимых автобусами пассажиров у МУП «Городские маршруты» выросла с 6 до 13 %, — отметил директор МУПа Алексей Кожевников.
Благодаря расширению парка общественного транспорта удалось перейти к следующим шагам реформы — уменьшению дублирующих маршрутов, оптимизации интервалов движения и организации систем пересадок. На сегодня отменили уже несколько нерентабельных маршрутов.
— Время показало, что люди пользуются ими мало и у каждого есть дублирующий, более эффективный маршрут. В перспективе — заменить 13 таких маршрутов и оставить те, что востребованы у горожан, — рассказал начальник отдела организации пассажирских перевозок Сергей Будагаев.
Тарифы и льготы
Сегодня, когда первые шаги в транспортной реформе Улан-Удэ уже сделаны, можно сказать, что все изменения пошли на пользу городу. Благодаря пройденным этапам удалось реализовать систему пересадочных тарифов, которые предусматривают возможность проезда на двух видах транспорта по цене одной поездки в автобусе.
Большим прорывом для транспортной отрасли Улан-Удэ стало введение льготных проездных. Эта мера социальной поддержки не предоставлялась с 2010 года, а сейчас ей могут пользоваться пенсионеры, школьники, инвалиды, ветераны боевых действий и студенты очной формы обучения.
Конечно, большой объем работы проделывается и в улучшении работы общественного транспорта. В Улан-Удэ ремонтируют дороги и трамвайные рельсы, прокладывают тротуарные дорожки и обновляют остановки. Реконструируется и проезжая часть. Так, в ближайший год планируется сделать следующий серьезный шаг — организовать выделенную полосу по пр. 50-летия Октября в направлении центра города.
В 2022 году в полном объеме заработали два новых кольцевых трамвайных маршрута. Выход вагонов увеличен с 40 до 48 ед. Рост пассажиропотока на городском электрическом транспорте за год вырос с 17 до 20 млн, то есть на 18 %.
Задачи на 2023-й
Словом, транспортная реформа в Улан-Удэ происходит спокойно и без потрясений для пешеходов и водителей. Радует и темп проводимых работ.
— Конечно, работы предстоит еще много, но вы только вспомните, в каком состоянии была транспортная отрасль пять лет назад. Мы всерьез думали отменить трамваи из-за дорогостоящего обслуживания, а у МУП «Городские маршруты» большая часть автобусов работала только благодаря волшебным рукам слесарей. Сегодня у нас появились современные вместительные автобусы и трамваи, комфортные остановки — ситуация совсем другая, — отметил председатель КГХ горсовета Улан-Удэ Сергей Бурдиков.
Пермские специалисты согласились, что все изменения пошли городу на пользу: качество перевозок стало значительно лучше, время ожидания сократилось, а пробок на дорогах стало меньше.
Юрий Ткачев заключил, что сегодня цель транспортной реформы — обеспечить потребность горожан в общественном транспорте. В ближайших планах у комитета продлить работу муниципальных автобусов в позднее вечернее время и обеспечить частный транспорт терминалами. Учитывая то, какими темпами удалось выполнить предыдущие этапы, реализовать эти цели планируется в ближайший год.
Этапы транспортной реформы
- «Нулевой» этап — расширение автопарка. В МУП «Городские маршруты» поступило 124 новых автобуса большого и среднего классов.
- Первый этап — отмена неэффективных маршрутов и изменение направлений существующих. Отменен маршрут № 4, шесть маршрутов садово-дачного направления, выходящих за пределы города, сокращен путь следования маршрута № 92, принимается решение в отношении маршрута № 25.
- Второй этап — существенное снижение дублирования маршрутов и увеличение количества пересадок. Закрывается ряд ненужных маршрутов и меняются направления востребованных. Все это сопровождается введением пересадочных тарифов.