В Бурятии говорят: «Если относишься к Байкалу хорошо, он одарит тебя, если плохо – пеняй на себя». Люди верят, что у озера есть характер и своя воля: вредителей он наказывает, а за благие поступки вознаграждает. По пути к Байкалу есть священные места, в которых принято просить у духов спокойной дороги или хорошей погоды. Как сделать все правильно и не поссориться с местными духами?
Священное море
Мест поклонения – бурханов – в Бурятии много. Найти священные места можно не только по дороге на Байкал, но и у небольших сел и деревень в районе озера. На ветках деревьев от ветра колышутся сотни цветных ленточек, а за ними укрыты ступа, лавочка или беседка, где принято молиться. Их можно встретить в степи, на берегах многочисленных рек и ручьев, вдоль дороги.
О том, как правильно вести себя в таких местах, «Информ Полису» рассказал ясновидящий шаман Игорь Барлуков, для которого общение с духами – повседневность. По его словам, места поклонения духам появились тогда же, когда на берегу начали селиться люди.
– В каждой деревне есть свое святое место, куда испокон веков ходили молиться предки. Люди там живут давным-давно, столько же лет существуют эти места. Для жителей Бурятии Байкал – это священное море, а покровитель водной стихии – один из сильнейших представителей тотема богов. Как ясновидящий шаман, я, когда езжу на Байкал, могу молиться и брызгать в любом месте. Все взаимосвязано: вода не только стихия, но и суть божества, – рассказывает Игорь.
Он поведал красивую легенду о том, как боги создали Байкал. Раньше на месте озера была гора, но боги сделали чашу и с вершин окружающих гор ее наполнила чистейшая родниковая вода. Оттуда и появилось поверье, что Байкал – это священное озеро, а его воды могут подарить человеку невиданную силу.
Люди верят, что если помолиться в священном месте на пути к Байкалу, то дорога и погода во время путешествия будут спокойными. Если же относиться к озеру без уважения или, того хуже, вредить ему, то оно может ответить тем же.
– Характер у Байкала такой непростой. Люди, живущие на берегу, хорошо с ним знакомы. Взять хоть байкальский ветер – сарму. Его не зря считают одним из самых опасных ветров: он переворачивает лодки, люди тонут. Знакомый рыбак говорит, что сарма – самый страшный ветер. Дело не в его высоте, а в какой-то разрушительной мощи. У нас не принято мусорить в озеро, это табу, это осквернение воды. Все-таки Байкал – это особое место, почитаемое, – задумчиво произносит шаман.
Намоленные места
О том, что нельзя мусорить на берегу и портить воду Байкала, знает каждый. Но правильно вести себя в священных местах умеют далеко не все. Чаще всего водители бросают из окна автомобилей пару монет и со спокойной совестью едут дальше. Однако, как говорит шаман, задобрить духов подаяниями совсем не главное.
– Достаточно просто помолиться и поприветствовать хозяев местности. Все же священные места – это намоленные места, там духи открывают портал для общения с людьми, – уверен шаман.
Подкрепить свою молитву можно белой пищей, монеткой или же «побрызгать» – обмакнуть безымянный палец в напиток, а затем щелчками разбрызгать капли по четырем сторонам света, начиная с той, откуда светит солнце. Брызгать принято алкоголем: раньше для обрядовых действий и таких ритуалов использовалась молочная водка – тарасун. Ее готовили исключительно для обрядов или на большие праздники, чтобы поставить перед дорогими гостями. Сам напиток был слабоалкогольным, да и тратить дорогостоящий продукт на распитие люди не хотели.
Но со временем тарасун заменили на простую водку, ведь на изготовление молочного напитка уходило много времени, а сам процесс был дорогим. Однако есть и те, кто хранит традиции и по сей день брызгает тарасуном.
– Говорят, что буряты брызгают водкой, потому что любят пить. Но так думают только обыватели, которые далеки от бурятских традиций. Корни у этой традиции совсем другие: водка стала заменителем тарасуна, потому что ее проще и дешевле купить. Вот и вся причина, почему брызгают алкоголем, – объясняет шаман.
«Бурханить» служитель духов советует осознанно: если не знаешь, где брызгать, лучше этого не делать. Везти с собой много угощений для духов тоже не стоит, достаточно помолиться и оказать уважение поклоном. Кроме того, преподносить угощения нельзя после заката.
– Говорят, ночью не надо брызгать – чертей кормишь. После заката наступает их время. Поэтому, если ночью брызгать, угощать будешь чертей. Привяжутся потом неупокоенные сущности, – предупреждает шаман.
Знак уважения
Еще одна традиция, которая часто встречается в священных местах, – вязать на ветки деревьев хадаки. Игорь Барлуков советует не вязать их на ствол дерева, потому что шелк разлагается десятки лет и ленты могут навредить дереву. Куда лучше будет неплотно повязать хадак на ветки или же положить рядом с деревом.
Хадаки тоже своеобразное подношение духам местности. Привязывая их на деревья, люди молятся, а цветные ленты остаются как след, чтобы боги видели их молитвы. Хадаки могут быть разных цветов, и у каждого есть свое сакральное значение. Голубой – вечно синее небо, белый – открытая дорога, зеленый – природа, красный – огонь.
«Карма настигнет каждого»
– Гадить в священном месте – то же самое, что бросить мусор в воды Байкала. Даже мыслей в голове таких быть не должно! Это храм природы, и каждый должен это понимать. Если ведете себя по-свински, пеняйте на себя. Все в этом мире взаимосвязано: карма настигнет каждого, – говорит шаман.
В священных местах нельзя мусорить, охотиться, проявлять неуважение к хозяевам и вести себя непочтительно. Осквернять такие места – то же самое, что нарушать спокойствие в дацане. И наказание от духов может быть соответствующим.
Шаман, слегка покачиваясь на стуле, задумчиво говорит о том, что загадок на земле много и все же одно из самых таинственных мест – Байкал. Даже сегодня озеро изучено так мало, что люди вряд ли представляют, какие загадки таят в себе его воды. Но одно мы знаем точно: нужно с уважением относиться к Байкалу и местным божествам.
– У каждой местности есть свой хозяин. Я не знаю их историю. Может, придет время, когда я смогу с ними общаться. Сейчас я могу разговаривать с онгонами – умершими предками, но природа для меня пока загадка, – заключает шаман.