После видео с избиением ребёнка, которое попало в соцсети, инспекторы ПДН и прокуратура Бурятии начали проверку. Двое детей, участвовавших в драке, оказались в больнице. В Улан-Удэ сразу в двух школах ученики пытались разрешить конфликт кулаками.
Прокуратура Железнодорожного района Улан-Удэ начала проверку после появившегося в соцсетях видео, на котором несколько учеников школы № 38 микрорайона Кирзавод избивают мальчика где-то в подворотне. Ролик опубликовали в паблике «Подслушано на Машзаводе» с подписью: «Повторяется уже не раз. Ребята после школы избивают мальчика на протяжении нескольких дней. Учатся в школе посёлка Кирзавод. Видео снимал кто-то из ребят».
Ранее мы сообщали о другой драке — между учащимися самой большой на Дальнем Востоке школы — № 8. По информации «МК в Бурятии», несколько учащихся одного из классов вступились за новичка. Драка произошла за пределами школы, в результате один ученик получил травму и был госпитализирован. Пострадал и зачинщик потасовки.
Уполномоченный по правам ребёнка в Бурятии Наталья Ганькина заявила, что оба инцидента — в 8-й и 38-й школах — проверяют инспекторы ПДН. Будет дана оценка и школам, чьи учащиеся были замешаны в конфликтах. Кроме того, прокуратура Бурятии организовала проверку потасовки между учениками школы № 8, где оба мальчика серьёзно пострадали.
— В ходе проверки будет дана оценка деятельности органов системы профилактики и администрации образовательного учреждения по исполнению законодательства в сфере организации учебного процесса. По результатам проверки при наличии оснований будут приняты меры прокурорского реагирования, — сообщили в ведомстве.
Драка до больничной койки
Если в школе № 38 конфликт обошелся без серьёзных травм, то в восьмой неприязнь между одноклассниками достигла предельной точки. Драка между 9-летними детьми началась ещё в здании школы, а продолжилась за её стенами. Разнимать ребят пришлось проходившим мимо старшеклассникам, говорилось в паблике «Весь Улан-Удэ».
— Теперь у одного из детей закрытая черепно-мозговая, сотрясение и началось движение кисты. Это грозит операцией, исход которой в положительном ключе врачи не гарантируют. Второй мальчик тоже в больнице, у него сильно поврежден глаз, — сообщает телеграм-канал.
Как уточнили корреспонденту «ИП» в Минздраве Бурятии, оба мальчика уже выписаны из больницы, повреждений глаз ни у кого из них не выявлено.
— В связи с дракой в школе № 8 госпитализировано двое мальчиков 9 лет с закрытой черепно-мозговой травмой и сотрясением головного мозга. Повреждений глаз у мальчиков не выявлено, переломы не подтвердились. Состояние удовлетворительное, средней степени тяжести. Медики провели необходимое лечение, оба ребенка выписаны домой в удовлетворительном состоянии, — сообщили в министерстве.
Заступился и получил в глаз
По информации нашего источника, один из мальчишек, учащихся в школе № 8, развязал конфликт на перемене, начав задирать новенького. За новичка вступились два его одноклассника. После этого мальчишки вчетвером пошли за территорию школы, где и произошла потасовка. В ней участвовали непосредственно зачинщик, новичок и один из его заступников.
— Четвёртый ребёнок стоял неподалеку и наблюдал за прохожими. Зачинщик конфликта ударил заступника в глаз, после чего последний попал в больницу. Сам он при первом обращении за помощью имел несколько гематом, но от госпитализации отказался. После обращения на местный телеканал родители зачинщика ссоры госпитализировали сына. По словам одноклассников и учителей мальчика, он не без греха, часто сам инициирует споры и задирает одноклассников послабее его, — рассказал наш источник.
Почему конфликтам в улан-удэнских школах не придавали значения до того, как о них стало известно всей республике? Не знали учителя? Не замечали родители? С этим предстоит разобраться правоохранителям. К проверкам и профилактической работе подключились детский омбудсмен республики Наталья Ганькина, Минобрнауки Бурятии, Комитет по образованию, Комиссия по делам несовершеннолетних, директор Центра диагностики и консультирования и администрации школ.
По словам Натальи Ганькиной, важно не только разобрать этот инцидент, но и определить, являются ли школьные потасовки системой. В правовое просвещение погрузятся все участники образовательного процесса, включая родителей школьников. Им напомнят о правилах поведения и видах ответственности.
Наталья Ганькина, уполномоченный по правам ребёнка в Бурятии:
- По факту конфликта, произошедшего между учащимися СОШ №8 администрацией школы и Комитетом по образованию Улан-Удэ проводится служебная проверка. Выводы служебных проверок находятся на моём контроле. 29 марта запланировано заседание Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Улан-Удэ по рассмотрению вопросов о чрезвычайных происшествиях с обучающимися общеобразовательных школ Улан-Удэ. В работе Комиссии и обсуждении предложений в адрес органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних приму личное участие. Согласно статье 13 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» сведения о состоянии здоровья детей не подлежат разглашению.
Три ответа на агрессию
Мы задали несколько вопросов о травле в детском коллективе психологу, кандидату психологических наук, руководителю Центра практической психологии Игорю Бадиеву:
— Как родителям подготовить ребёнка к переходу в новую школу или класс, чтобы он не давал себя в обиду?
— Не стоит готовить ребёнка к тому, что переход в новую школу или класс обязательно будет сопряжён с попытками его обидеть. Смена места учёбы и так достаточно стрессовая ситуация, поэтому необходимо настроить ребёнка позитивно, на ожидание дружелюбной атмосферы.
Гораздо более важно учить детей не давать себя в обиду в целом, независимо от того, идёт он в новую школу или нет. Есть три вида реакции на агрессию, из которых только один не вызывает ответные нападки. Непродуктивная реакция — это неуверенный ответ, когда человек начинает каким-то образом оправдываться, бояться, пытаться избежать конфликта. Неуверенное поведение провоцирует. Вторая непродуктивная реакция — агрессивное поведение, приводящее к эскалации конфликта, когда ставится вопрос, кто в итоге окажется сильнее. Третий, верный вариант — это уверенный ответ, когда ты реагируешь не агрессивно, чётко определяешь свою позицию и отстаиваешь интересы. Не пытаешься нападать на противника, но и не отступаешь и не боишься — проще говоря, не ведёшь себя как жертва.
К сожалению, далеко не все взрослые умеют достойно себя вести в конфликтных ситуациях. Психологи во многом занимаются именно тем, что учат людей ассертивному поведению, позволяющему, с одной стороны, избежать острых конфликтных ситуаций, с другой — не продуцирующему волну агрессии. Дети часто перенимают то поведение и те нормы и правила, которые наблюдают у взрослых. А чему мы обычно учим детей? Чтобы они давали сдачи. Если на тебя реагируют агрессивно, то и ты должен тем же отвечать. Но такое поведение лишь обостряет ситуацию, что порой приводит к трагичным последствиям.
— Почему дети проявляют агрессию к более слабым сверстникам?
— Когда в группе начинает доминировать право сильного (кто сильнее, тот и прав), это способствует распространению насилия в этой группе. Дети ещё не обладают развитой рефлексией и эмпатией, поэтому им очень сложно бывает поставить себя на место другого человека. Этому их, конечно, необходимо учить.
— Как объяснить ребёнку, что обижать плохо?
— Как объяснять, что насилие недопустимо, зависит от возраста ребёнка. Для детей дошкольного возраста — в форме поучительных сказок. Ученикам младших классов можно говорить об этом уже достаточно прямо, как есть. С подростками это всегда происходит в процессе обсуждения какой-то ситуации, проблемного момента. Тут важно иметь собственную аргументированную позицию, почему насилие — это плохо.
— Почему многие взрослые — учителя, директор, классный руководитель, родители — закрывают глаза на конфликт в детском коллективе?
— По сути, это является отрицанием буллинга, важную роль в котором играют защитные механизмы. Когда в школе или классе происходит травля, там нет сторонних непричастных наблюдателей: все наблюдающие за конфликтом тем или иным образом включены в ситуацию и начинают идентифицировать себя либо с агрессором, либо с жертвой. Если первое, то такие люди говорят, что жертва сама виновата, что провоцирует такое поведение; если второе, то люди начинают защищать жертву, нападая на агрессора, — так происходит виктимизация агрессора, который в итоге становится жертвой. В психологии это называется «треугольником Карпмана», когда происходит смена ролей в конфликте: агрессор, жертва, спаситель. Из этого замкнутого треугольника бывает трудно вырваться самостоятельно. Отрицание конфликта, которое можно встретить в лице учителей и родителей, имеет защитную функцию. То есть взрослый как бы говорит: «Я же хороший учитель/родитель, а у хорошего учителя/родителя ребёнок не может быть агрессором». Эта установка взрослых мешает разглядеть агрессивные формы взаимодействия между детьми.
— Как понять, что ребёнка травят в школе?
— Внешних признаков достаточно много. Например, когда ребёнок не хочет идти в школу, испытывает страх перед походом в школу, у него меняется настроение, он становится более замкнутым и угрюмым, молчит. Могут проявляться невротические реакции. Среди внешних признаков могут быть систематически пропадающие вещи — то шапка, то ручка пропадёт, то тетрадка порвана, то рюкзак грязный. При этом ребёнок не объясняет, куда пропала вещь, или придумывает неправдоподобную историю её исчезновения, порчи. Дело в том, что человек, который подвергается насилию, испытывает сильный стыд за то, что оказался в такой ситуации. Поэтому всячески пытается скрыть факт насилия над собой. Здесь очень важно установить доверительные отношения с ребёнком. Но не нужно пытаться сразу решить все его проблемы, бежать и защищать. Именно доверительное обсуждение происходящего позволяет ребёнку более спокойно делиться с родителями теми проблемами, которые его беспокоят.
Телефон горячей линии по вопросам урегулирования конфликтов в школе, медиации и примирения Центра защиты прав и интересов детей: 8 (800) 222-34-17.
Горячая линия Центра диагностики и консультирования Улан-Удэ: 8 (3012) 55-38-16.