Первый образовательный форум состоялся 4 апреля в Закаменском районе. Делегации из четырех районов Бурятии и города Улан-Удэ осмотрели образовательные площадки Закамны и ознакомились с передовыми практиками местных педагогов. Главной целью форума стало повышение качества образования на основе принципов «Школы Минпросвещения России».
По единой программе
Форум «Профессионально-педагогический инжиниринг как механизм становления «Школы Минпросвещения России» начался с пленарной части. Гостями форума стали депутаты Народного Хурала, представители Министерства образования Бурятии и республиканского комитета профсоюза работников народного образования и науки РФ.
В ходе пленарной части закаменские педагоги поделились своими методами и стандартами по повышению качества образования, а также вместе с участниками обсудили реализацию проекта «Школа Минпросвещения России».
Этот проект подразумевает под собой переход всех школ России на общую программу обучения, который планируется сделать с сентября 2023 года. Цель проекта — сделать современное и качественное образование доступным для каждого ребенка, будь то школьник из Москвы или ученик сельской школы на окраине России.
Сделать переход предстоит и Бурятии. Поэтому сегодня так важно определить, готовы ли республиканские школы к переменам, а главное, какие стандарты необходимо включить в новую систему образования. Этой теме и был посвящен образовательный форум в Закамне.
- Сейчас школы России работают по разным программам: по одному предмету существует около ста разных учебников. Когда ребенок меняет школу, ему приходится осваивать новую программу, и зачастую это дается ему непросто. Сегодня перед Министерством образования стоит глобальная задача — разработать единый стандарт обучения, чтобы по разным направлениям было общее понимание, — выразил свое мнение депутат Народного Хурала Геннадий Доржиев.
Участники сошлись во мнении, что единые стандарты обучения — это далеко не «пакетное решение», а образ школы будущего. Какой она будет, зависит от того, что за база будет заложена сегодня. Именно поэтому образовательный форум, который впервые состоялся в Закаменском районе, так важен для Бурятии.”
— На форуме мы разработаем дорожную карту и резолюцию, которая поможет реализовать проект «Школа Минпросвещения России» в нашей республике. Федеральные и государственные образовательные стандарты обновились, и нам важно идти в ногу с ними, чтобы педагоги развивались как профессионалы, а школьники получали современное и качественное образование. Бурятии предстоит перейти на единую систему образования в сентябре, и сегодня Закаменский район взял на себя роль флагмана, — заключил врио замминистра образования Бурятии Батор Цыренжапов.
Гордость Закамны
После пленарной части гостей форума пригласили на юбилей детского сада «Солнышко». Он открыл свои двери для малышей еще в далеком 1973 году и с того времени продолжает совершенствоваться и стремиться к новым высотам в развитии дошкольного образования.
«Солнышко» — настоящая гордость Закамны. Детский сад входит в ассоциацию «Лучшие сады России», а также является трехкратным победителем федерального конкурса «8 жемчужин дошкольного образования». Вот и гости форума с большим удовольствием осматривали помещения детского сада и знакомились с его маленькими воспитанниками.
— Детский сад всегда был базовой площадкой для образования детей, именно здесь ребята получают первые навыки и умения, развивают свои таланты. Коллектив у нас небольшой, но очень дружный! И мы рады, что сегодня отмечаем круглую дату — 50 лет — в такой прекрасной компании, — рассказала заведующая детским садом Вера Викулина.
Дошколята устроили для участников настоящий концерт с песнями, танцами и стихотворениями. Гости вручили детскому саду денежные сертификаты, а воспитателям и другим сотрудникам — благодарственные письма и грамоты. Впрочем, и делегации тоже не ушли без подарков — на память каждому участнику подарили рукодельные магниты в виде маленьких солнышек.
Когда горят глаза
Участники форума посетили три стажировочные площадки: «Воспитание», «Учитель. Школьная команда» и «Творчество и профориентация». На каждой площадке педагоги Закаменского района представили свои лучшие практики и методики, а также поделились опытом с делегациями соседних районов.
Первая площадка — «Воспитание» — развернулась в Закаменской школе № 1. Во дворе школы гостей встретили приветливые ребята, одетые в бурятские национальные костюмы. Школьники станцевали ёхор и подарили делегациям из районов синие хадаки — знак гостеприимства.
В коридоре школы выстроились юные кадеты — еще одна гордость района. Спортивные ребята в красных беретах синхронно поприветствовали гостей и сопроводили их в актовый зал, где педагоги рассказали об успешных практиках по направлению «Воспитание». В пример они привели кадетство и школьный туризм.
Как оказалось, школьники с большим рвением включаются и в кадетство, и в туризм, а педагоги видят замечательный результат: дети при деле, расширяют свой кругозор и занимаются. В спортивном зале гостям представили туристское снаряжение школы № 4: снегоход «Буран», десятки новеньких лыж и специальных ботинок, обмундирование для походов.
— Благодаря федеральным и региональным программам оснащение в школах Закаменска выросло. И знаете, у детей загорелись глаза! Новое снаряжение, современные снаряды — у них даже интерес к спорту проснулся. Вот планируем весной провести поход на Мунку-Сардык, дети этого очень ждут. Да и нам, преподавателям, работать только в радость! Возможностей больше, — рассказал учитель физкультуры школы № 4 Алдар Батуев.
Участники форума согласились, что воспитание имеет огромное значение в образовательном процессе: именно воспитание прививает детям бережное отношение к Родине, обычаям и традициям своего народа, родным местам. В школах воспитанию уделяют особое внимание, ведь здесь закладываются основные качества и принципы любого человека.
От идеи до результата
Следующая площадка — «Учитель. Школьная команда» — развернулась на базе ресурсного центра для детей и молодежи. Здесь участники обсудили важность роли наставника в жизни школьников. Кто как не учитель может показать ребенку хороший пример и мотивировать на занятия творчеством, отличные оценки и интерес к школе? Школьная команда — это ресурс развития образовательного учреждения, а каждый учитель — наставник.
После обсуждения закаменские педагоги показали настольную дидактическую игру на бурятском языке. Все — от идеи до реализации игровых полей и фишек — преподаватели реализовали сами. Игра основана на трех бурятских мужских играх: стрельбе из лука, конных скачках и борьбе — и направлена на сохранение и развитие родного языка. Участники учатся говорить на бурятском, развивают речь и пополняют словарный запас.
Попробовать свои силы в игре решился не каждый, но посмотреть на процесс хотели все. Депутат Народного Хурала Виталий Лыгденов назвал больше всех прилагательных на бурятском языке и стал победителем одной из игр.
- Это очень интересная игра! Захватывает то, что нужно быстро думать и принимать решения, быстро вспоминать слова на бурятском. Суть — в знании родного языка. Думаю, что настольная игра не только познавательная, но и очень увлекательная. Чувствуешь азарт! Очень обрадовался, когда победил, - рассказал депутат Народного Хурала Виталий Лыгденов.
Изначально игру делали для старшеклассников, но практика показала, что она интересна всем. Педагоги уже адаптировали ее в компьютерную версию, чтобы привлечь молодежь. Школьники с удовольствием играют и в настольную игру, и в компьютерную версию. Такого принципа педагоги стараются придерживаться во всем образовательном процессе: чтобы информация была не только познавательной, но и увлекательной. Положительный результат налицо — школьники вовлечены в процесс и учатся с удовольствием, а не потому, что так нужно.
«Основа закладывается в школе»
На базе центра дополнительного образования представили площадку «Творчество и профориентация». В школе закладываются основные навыки и личные качества человека, именно на этом этапе он понимает, в чем его сильные стороны и таланты, а также решает, каким будет его будущее. Именно поэтому в школе дети должны получать максимум ресурсов, чтобы открыть в себе творческий потенциал и способности.
И в Закаменском центре дополнительного образования эти ресурсы есть. Здесь более 15 студий, в которых можно развить тот или иной навык. Вот и сегодня коридоры наполнены музыкой и детскими голосами. В одном кабинете ребята занимаются 3D-графикой и учатся рисовать на планшете, в другом — монтируют ролики и создают целые видеопередачи, а в третьем и вовсе собирают роботов!
— Я собираю машинки с датчиками, которые могут ездить кругами. Сделал корпус, а датчики помог учитель. Я уже год занимаюсь робототехникой, бывает сложно, конечно, но мне нравится, — рассказал 11-летний Дашинима.
Центр отлично оборудован и отвечает всем стандартам современного и качественного образования. Местные педагоги рассказали, что технологии центра делают уроки более актуальными и интересными для сегодняшнего поколения, а мотивация учиться и развивать новые навыки растет. Более того, благодаря качественному оснащению школьники развивают проектно-технологическое и инженерное мышление, что очень пригодится им в дальнейшей жизни. Куда в современное время без технических навыков? Информатика, физика, ИЗО — теперь преподавание всех этих предметов вышло на новый уровень, что радует как учителей, так и школьников.
— Сегодня мы понимаем, что основа будущего закладывается в школе, поэтому так важно хорошо подготовить учеников. Необходимо, чтобы они были конкурентоспособными, обладали навыками и компетенциями, которые пригодятся им в дальнейшем. А наша главная задача — обеспечить детей хорошими условиями и единым стандартом образования. На форуме мы увидели, что директора закаменских школ работают в одной команде с преподавателями, это очень важно и нужно, — заключил депутат Народного Хурала Бурятии Геннадий Доржиев.
Образ школы будущего
Форум завершился экспертным диалогом. Представители Министерства образования и делегации из районов поделились своим мнением о проекте «Школа Минпросвещения России», а также подвели итоги образовательного мероприятия в Закаменском районе.
— Несомненно, мы будем реализовывать удачные практики Закаменска в своем районе. Думаю, что у каждого района есть образовательный опыт, и замечательно, что сегодня у нас появилась возможность им поделиться. Хочется, чтобы такая практика продолжалась и дальше! Закаменск подал отличный пример другим районам, и будем надеяться, что образовательный форум будет развиваться и дальше, — рассказал представитель делегации Кяхтинского района.
Образовательный форум в Закаменском районе получился насыщенным и нестандартным. Участники получили максимум знаний и наполнились новыми идеями, многие уже готовы реализовывать их в школах своих районов. После экспертного диалога стало ясно, что Бурятия готова двигаться по единой программе обучения, а наши педагоги могут не только работать в существующих рамках, но и выходить далеко за их пределы.
- После того как мы прошли этап дистанционного обучения, стало ясно, что образовательный процесс нужно рассматривать по-другому. Новое поколение все больше общается цифровыми технологиями, и система образования должна этому соответствовать. Время не стоит на месте, поэтому и обучение нужно модернизировать. Нужно осваивать новые форматы, искать новые подходы к детям, по-новому давать им информацию. Сегодня на форуме мы поделились опытом и удачными практиками с другими районами, чтобы вместе прийти к тому образу школы будущего, - заключил глава Закаменского района Сергей Гонжитов.