бурятское кино
6869

«Наша картина сочетает в себе советское детское кино и аниме Хаяо Миядзаки»

Режиссер фильма «Мой друг - нерпа» рассказал о дебюте в большом кино и работе с известным российским артистом

В. Бутуханов и Б. Галкин. Фото: личный архив В. Бутуханова

Это фильм о мальчике Вадиме, который замкнут и одинок из-за развода родителей. Он приезжает на каникулы к дедушке на Байкал, где знакомится с нерпой. В фильме нерпа становится другом для мальчика и спасает брак родителей. 

Режиссер, постановщик и сценарист ленты «Мой друг — нерпа» (6+) Вячеслав Бутуханов — преподаватель в школе креативных индустрий в Улан-Удэ. Идея снять кино пришла спонтанно — во время карантина Вячеслав написал сценарий и отправил на конкурс, выиграл грант и начал снимать. Несмотря на почти готовый фильм, Вячеслав не считает себя режиссером, кино — это хобби. 

Сейчас картина находится на постпродакшене: создаются последние сцены и обрабатывается звук. Вячеслав рассказал журналисту «Информ Полиса» о съемках, нюансах и ленте в целом. 

— Как пришла идея создать фильм? 

— В 2020 году в ковидные времена я учился на сценариста, начал писать сценарий. Сейчас проводится много всероссийских грантов. Я отправил свои наработки на один из питчингов и выиграл грант в размере 500 тысяч рублей. Но этих денег для создания игрового кино было очень мало, я вложил порядка 1,5 млн рублей из своего кошелька. 

Основной идеей было создание детского фильма, т. к. в Бурятии снимали, в основном, криминальные ленты, детского контента практически не было. Наша картина сочетает в себе советское детское кино и аниме Хаяо Миядзаки. При этом сценарий создан по канонам голливудского семейного кино. Мы рассказали о Байкале через историю для детей. К тому же нерпа никогда не была задействована в российском кинематографе. 

— Советовались ли с другими режиссерами, когда писали сценарий? 

— Моя работа заняла первое место на конкурсе сценариев. Экспертом, который оценивал сценарии, был Александр Войтинский, режиссер фильмов «Ёлки», «Чёрная молния». Он дал комментарий по поводу сценария: «Очень милая история. Скроено аккуратно, добротно, линии продуманы. Необычной в сценарии была нерпа, которая подружилась с героем. Поначалу мне показалось, что нерпа — плод воображения мальчика, на этом даже строилась интрига: правда это или нет? И я порадовался, что нерпа настоящая, а не выдуманная мальчиком, как иногда бывает в некоторых детских фильмах («Мост в Терабитию», например). Хорошо, что история доведена до кульминации и заставляет нас переживать. Грамотный сценарий. К достоинствам этого ладно скроенного сценария прибавлю, что из него можно вполне сделать полный метр». 

— В фильме снимался известный актер Борис Галкин. Каково это, работать с актером такого уровня? 

— После подготовительного этапа возник вопрос: кто будет играть главную роль? Все дети-актеры были местные, а роль дедушки должен был исполнить Александр Панкратов-Черный, но уже после утверждения на роль выяснилось, что актер не сможет приехать в Бурятию. Тогда мы срочно стали искать замену. Через знакомых режиссеров вышли лично на Бориса Галкина, я скинул сценарий, ему все понравилось. Заключили договор и начали работать. Борис Сергеевич прилетел в период достаточно непростой эпидемиологической ситуации. В процессе работы он переписывал свои слова, поэтому я его включил в соавторы сценария. После просмотра черновых материалов могу с уверенностью сказать, что это одна из лучших его ролей. Он горит проектом и даже придумал для фильма новый жанр — этнографическо-лирическая драма. 

Как человек Борис Галкин оказался очень хорошим, ответственным и простым. С ним было приятно работать, вся съемочная группа и дети тянулись к нему. Большая удача, что в нашем фильме снялся Борис Галкин, актер старой школы, который работает с особой требовательностью и полной самоотдачей, привнося искренность и человечность в каждую свою роль. 

— Как проходили и сколько длились съемки? 

— Съемки начались в июне 2021 года, закончились в августе. За это время дети успели вырасти из своей одежды. В нашей съемочной группе было 5 человек — и это была основная трудность в процессе съемки. Каждый совмещал несколько должностей. Конкретно я был режиссером, сценаристом, продюсером, администратором, художником-постановщиком и водителем. Было тяжело, но мы справились. Когда прилетел Борис Сергеевич, началась плотная работа. Борис Галкин был очень удивлен, когда узнал, что съемочная группа состоит из 5 человек, твердил: «Так нельзя!» Но к концу съемок сказал, что, несмотря на такое число людей, все было «слаженно и душевно». 

— В фильме есть сцена, где нерпа спасает ребенка, каким образом она будет осуществлена? 

— Сцены с нерпой создаются по особой технологии — их будем снимать отдельно, при помощи хромакея. Нерпа из иркутского нерпинария будет сниматься во всех сценах, где она задействована, и при помощи монтажа накладываться на основную картинку фильма. Изначально была идея сделать анимированного персонажа-нерпу, но на это потребовалось бы гораздо больше времени, сил и денег. 

— Какова главная мысль фильма? 

— Трудно сказать однозначно об основных идеях ленты, каждый человек может увидеть свою идею и воспринять фильм по-своему. Однако в нем есть несколько основных тем: первая — встреча ребенка с чудом природы — нерпой; вторая — преодоление внутрисемейного конфликта через взаимодействие молодежи со старшим поколением. В картине развиты обе темы с посылом воспитательного воздействия на зрителей. Мы показали красоту байкальской природы. Именно природа оказывает благотворное влияние на человека. 

— Как сейчас обстоят дела в российском кинематографе? Трудно ли с этим в провинции? 

— Полагаю, что в связи с уходом зарубежных производителей фильмов наконец открылась перспектива для расцвета отечественного кинематографа. Кассовые сборы последних российских картин — наглядное тому подтверждение. 

Производство фильмов — достаточно дорогостоящее мероприятие, особенно в регионах. Кроме того, вдали от крупных городов наблюдается острая нехватка кадров в отрасли. Мне посчастливилось принять участие в Лаборатории документального кино для режиссеров из регионов РФ под руководством Елены Демидовой, прекрасного режиссера и замечательного преподавателя. Это очень полезный проект, потому что он позволяет нам перенять опыт профессионалов и овладеть ремеслом. Сегодня национальный кинематограф в регионе остро нуждается в пристальном внимании: это подготовка кадров, создание материально-технической базы, финансирование создания картин. С одной стороны, отрадно, что к нам в Бурятию приезжают московские кинематографисты, но порой гораздо интереснее и глубже взгляд человека, который здесь родился и пытается создавать произведения о своей малой родине. 

— Когда лента выйдет в широкий прокат? Где можно будет посмотреть? 

— Фильм планируем выпустить в 2023 году, точная дата еще неизвестна. Показ картины, предположительно, будет по всей России.

Автор: Анна Арапова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях