смерть человека
6411
2

«Многое в показаниях свидетелей не сходится»

Жительница Бурятии пытается доказать, что смерть ее сына не была случайностью, но ее никто не слышит

Фото: В. Бальжиева

Больше пяти лет прошло со дня смерти 23-летнего Дмитрия Трунёва. Осенью 2017 года он выполнял работы по отгрузке щебня на перегоне Новоильинск — Затяжной и попал под вагон. Сначала в материалах дела говорилось, что мужчина был пьян и погиб по собственной неосторожности, но повторная экспертиза опровергла факт опьянения. Женщина считает, что помимо нынешних обвиняемых мастера и сигналистки ответственность за смерть её сына должны понести и руководители. 

За время расследования мать Дмитрия Лариса Трунёва выслушала всякое, в том числе и обвинения в попытке нажиться на смерти сына. Тем временем на его похороны, а также суды, экспертизу и адвокатов ей пришлось потратить более полумиллиона рублей. 

На контроле главного следователя страны

В декабре 2021 года безутешная женщина попала на приём к председателю Следственного комитета России Александру Бастрыкину, после чего уголовное дело было передано в центральный аппарат ведомства. Весной 2022 года Лариса Викторовна обратилась в редакцию «Информ Полиса», и уже в апреле главный следователь страны поручил управлению доложить о ходе расследования. 

— Дима был помощником машиниста на путевой машинной станции № 56 (ПМС-56), — рассказывает Лариса Викторовна. — В тот день он вместе со своей бригадой шёл между Новоильинском и Горхоном. На перегоне Затяжном всё и произошло. Во время работы один из напарников всегда идёт с одной стороны вагона, второй — с другой. Один открывает фиксаторы, чтобы из хопперов-дозаторов сыпался щебень, а второй следом закрывает их с помощью специальной клюшки. Говорят, что Дима шёл по междупутью и, когда был дан сигнал о приближающемся по соседнему пути поезде, он якобы поднялся на переходную площадку, хотя мог перейти пути и уйти на обочину. Затем он будто бы упал с площадки в сцепку между вагонами, она каким-то образом его развернула и занесла под бункер (ёмкость под щебень), голова лежала на рельсах. При этом состав был в движении ещё метров шесть. Если шесть метров человека тащит под бункером, что от него останется? Тогда бы его одежда была изорвана и имелись бы характерные травмы и следы волочения. В этом происшествии многое до сих пор непонятно: что именно произошло, как он оказался под бункером, почему нас, родителей, не известили о смерти сына? Мы узнали об этом не сразу и от гражданской жены Димы. 

По словам Константина Бадеева, одного из адвокатов, ранее занимавшихся делом Дмитрия, в истории с погибшим были проигнорированы требования охраны труда со стороны руководства. Об этом же говорится в заключении проверки государственной трудовой инспекции. 

Не провели инструктаж и подделали подпись?

Что же могло привести к смерти Дмитрия, задаётся вопросом его мать. Ведь он работал под присмотром старших товарищей. Как следует из свидетельских показаний напарника погибшего, по инструкции он (напарник) должен был идти по междупутью, а Трунёв — со стороны обочины. Однако почему-то их поменяли местами, поставив менее опытного Дмитрия в междупутье. 

По показаниям одного из коллег погибшего, перед работой им не провели инструктаж. Обратное утверждает мастер, который должен был его провести. Также на допросе он пояснил, что Трунёв с напарником сами поменялись местами, поскольку на крутой обочине Дмитрию было неудобно работать. 

«Перестановка членов бригады (фамилия) и Трунёва была вызвана профессиональной необходимостью, с целью возложить более тяжёлую работу на более опытного сотрудника (фамилия), с целью избежать возможного несчастного случая с более молодым сотрудником Трунёвым», — говорится в материалах дела. Однако несчастный случай всё же произошёл. 

По словам Ларисы Трунёвой, подпись в инструктаже, который Дмитрий должен был пройти перед тем, как заступить на смену, отличается от его настоящей подписи. Об этом она заявила следствию и запросила почерковедческую экспертизу. 

— В итоге я заказала экспертизу за свои деньги в правовом центре, и эксперт написал, что подпись сделана не Диминой рукой, — говорит женщина. 

О том, что в деле Дмитрия много странностей, говорят и другие моменты. На месте трагедии не были сделаны схема происшествия и фотосъёмка. Более того, после случившегося работы не остановили. 

– Диму погрузили в машину и повезли в Новоильинск, на старый заброшенный вокзал. И почему-то только там начали проводить осмотр тела, — рассказывает Лариса Трунёва. — Фельдшеру скорой не сообщили, что есть погибший, вместо этого сказали, что «человеку плохо». Многое в показаниях свидетелей не сходится: одежда, характер травм и другое. 

На наш запрос в ОАО «РЖД» ответила служба корпоративных коммуникаций ВСЖД: «Вся необходимая информация для вынесения объективной оценки по данному случаю была предоставлена следственным органам. Со своей стороны можем подчеркнуть, что перед началом работ помощник машиниста ХДВ ПМС-56 Трунёв Д. С. предварительно прошёл все необходимые инструктажи. Железнодорожная инфраструктура является источником повышенной опасности. В связи с этим охране труда, а также строгому соблюдению сотрудниками требований производственной безопасности в компании ОАО «РЖД» уделяется приоритетное внимание. Восточно-Сибирская железная дорога выражает глубокие соболезнования родным и близким Трунёва Д. С., погибшего в результате несчастного случая на производстве. За время работы сотрудник положительно характеризовался, а также не имел нареканий по месту работы»

После происшествия катались ещё сорок минут 

Судебные тяжбы продолжаются по сей день. Их ходом мать погибшего недовольна. В деле сейчас только двое обвиняемых — мастер ПМС-45 и сигналистка. По словам Ларисы Трунёвой, никто из руководства ответственности не понёс, а один из сотрудников даже получил повышение. 

— В суде мастер сказал, что его не приглашали на эксперимент по несчастному случаю, — говорит женщина. — Также на место происшествия должен был выехать ревизор от локомотивного депо, чего не было сделано. На вопрос, почему после происшествия не остановили работу, отвечают, что торопились. Но ведь даже когда животное попадает под колёса, всё тут же останавливается. Более того, начальника ПМС после происшествия повысили в Иркутске. Теперь мы узнаём, что локомотив, на котором ребята работали, был неисправен и они запрашивали новый, но им было отказано. То есть работа должна была быть остановлена. По словам помощника машиниста, во время работы оторвалась муфта и началась утечка воздуха по магистрали. При падении давления происходит резкая остановка и вырываются рукава. От удара рукава Диму и повалило — у него удар пришёлся в правый висок. Я уверена, что потом его сдавило сцепкой и потащило — судя по сапогу, его ноги било о болты. Даже обвиняемый мастер вместо того, чтобы выгораживать себя, утверждает, что Дима не виноват, что он никак не мог вскочить на переходную площадку и свалиться с неё. У него просто не было необходимости взбираться на площадку, поскольку рядом не было опасности в виде, например, проходящего поезда. И даже если бы он сделал это, то удержался бы за поручни, поскольку был молодым и крепким. 

Как бы то ни было, дело строится на том, что мужчина всё-таки взобрался на переходную площадку. Доводы обвиняемого суд во внимание не принимает, говорит женщина. 

— Потерпевшая считает, что есть ещё вина руководства локомотивного депо, — говорит новый адвокат Ларисы Трунёвой. — Определёнными материалами уголовного дела доказано, что они должны были сделать, но не сделали. Например, был неисправен тепловоз. Как сказал помощник, вместо остановки работы они ещё 40 минут катались. Мы будем ходатайствовать, чтобы по руководству, машинисту и помощнику тоже были приняты решения. 

После вмешательства главного следователя страны целенаправленное и правильное расследование так и не было проведено, а настоящие виновные избежали ответственности, уверена мать погибшего.

Автор: Валерия Бальжиева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях