Росприроднадзор нашел 35 серьезных нарушений в Олонь-Шибирском и Никольском месторождениях, которые входят в состав АО «Разрез Тугнуйский». Все это повергает в шок. Однако этому, да и другим недропользователем, теперь так просто не отвертеться, ведь разрез обязали ликвидировать последствия своей деятельности, которая, кстати, приносит собственнику вполне серьезный доход. Подробнее обо всем этом читайте в материале «Информ Полиса».
Стоки в реку
Все началось с плановой выездной проверки, которая проводилась в АО «Разрез Тугнуйский» с 22 марта по 4 апреля 2023 года в рамках федерального государственного геологического контроля. Отметим, что компания добывает каменный уголь в Бурятии и Забайкалье.
– В деятельности предприятия выявлено 35 нарушений: не соблюдаются технические требования проектов разработки месторождений; на Никольском месторождении отрабатываются пласты, не предусмотренные планом развития горных работ; не построены очистные сооружения для слива стоков в реку Тугнуй; не выполнена предусмотренная техпроектом работа по рекультивации 32,8 га нарушенных земель на участке «Никольский»; не проводится экомониторинг по охране подземных вод при разработке Олонь-Шибирского месторождения. По результатам проверки выданы предписания и составлены протоколы об административных нарушениях. Мы проследим, чтобы нарушения были устранены, а дальнейшая работа велась ответственно по отношению к природе, – рассказывает в соцсетях руководитель службы Светлана Радионова.
Из открытых источников известно, что акционерное общество «Разрез Тугнуйский» зарегистрировано в поселке Саган-Нур Мухоршибирского района Бурятии в 1998 году. С 2022 года генеральным директором является Александр Каинов, который параллельно руководит ООО «Тугнуйская обогатительная фабрика». Учредителем общества является АО «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК) с уставным капиталом 334 тысячи рублей. При этом якобы до 2021 года учредителем компании было ОАО «Востсибуголь».Финансовые показатели «Разреза Тугнуйский» выглядят внушительно. Так, в 2021 году компания выручила 41 млрд рублей, из которых чистая прибыль составила 9 млрд. В прошлом же году ее выручка составила 102 млрд рублей, а чистая прибыль – 36 млрд рублей. Основным видом деятельности фирмы является добыча угля. При этом она имеет еще 30 видов экономической деятельности, включая лесозаготовку, производство взрывчатых веществ и передачу тепловой энергии. «Разрез Тугнуйский» имеет 13 зарегистрированных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, три из которых приходятся на Забайкальский край. В Бурятии это Никольское и Олонь-Шибирское каменноугольные месторождения, четыре скважины, офис управления буровзрывными работами, участок обезвреживания отходов и две площадки на железнодорожных станциях Челутай и Тугнуй.
Мы направили запрос в «Разрез Тугнуйский» о причинах возникновения этих грубейших нарушений и какие меры компания предпринимает по их устранению и недопущению, а также в Росприроднадзор о том, сколько компания внесла платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Ответы будут опубликованы после получения.
– Каждый недропользователь должен помнить не только о финансовых результатах, но и о последствиях для природы. С появлением «Усольского» закона угольные предприятия обязаны запастись финансированием и выполнять работы по рекультивации земель. Мы за этим пристально следим. Перекинуть восстановление нарушенных земель на плечи государства уже не получится! – заявляет Светлана Радионова.
Финансовые показатели «Разреза Тугнуйский» из открытых источников:
2018 год. Выручка – 43,9 млрд ₽. Чистая прибыль – 7,6 млрд ₽
2019 год. Выручка – 40,5 млрд ₽. Чистая прибыль – 3,9 млрд ₽
2020 год. Выручка – 38,8 млрд ₽. Чистая прибыль – 2,7 млрд ₽
2021 год. Выручка – 41,7 млрд ₽. Чистая прибыль – 9,2 млрд ₽
2022 год. Выручка – 102,7 млрд ₽. Чистая прибыль – 36,4 млрд ₽
Переложить ответственность не получится
Что же это за так называемый «Усольский» закон? Законом № 446-ФЗ 1 сентября 2022 года внесены изменения в закон «Об охране окружающей среды», устанавливающие новые обязанности собственников некоторых объектов НВОС.
Новые требования разработаны по поручению президента РФ в целях минимизации случаев оставления бесхозяйных источников негативного воздействия, переходящих в разряд объектов накопленного вреда, устранение которых осуществлялось бы за счет консолидированного бюджета РФ. То есть закон исключает перекладывание ответственности с недропользователей на плечи государства.
На какие объекты распространяются требования закона?
- Производственные объекты I и II классов опасности (далее – ОПО I и II классов опасности), на которых осуществляется обращение с токсичными и высокотоксичными веществами, а также веществами, представляющими опасность для окружающей среды, которые включены в государственный реестр опасных производственных объектов.
- Здания и сооружения, которые являются вышеуказанными ОПО или в которых находится ОПО.
- Шахты угольной промышленности, т. е. ОПО, на которых ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых (далее – угольные шахты).
- Объекты, на которых размещаются отходы I и II классов опасности (далее – ОРО I и II классов опасности).
Производственные объекты (далее – ПО), на которые распространяется закон, подлежат включению в реестр отдельных ПО, ведение которого будет осуществлять Росприроднадзор. «Усольский» закон обязывает недропользователей предоставлять информацию о сроке эксплуатации ПО в Росприроднадзор.
Какие же обязанности накладывает «Усольский» закон на недропользователей? Так, при выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельного ПО им необходимо предотвратить и ликвидировать его загрязнение окружающей среды в соответствии с планом мероприятий. А чтобы начать выполнение мероприятий, предусмотренных планом, собственник должен (не позднее чем за 5 лет до истечения срока эксплуатации объекта) предоставить в Росприроднадзор информацию об эксплуатации объекта.
Еще одним важным изменением «Усольского» закона стало то, что плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) стала целевой и ее можно потратить только на ликвидацию последствий природопользования. Она вносится предпринимателями по месту нахождения источника или объекта загрязнения: 40 % – в бюджет региона, 60 % – в бюджет муниципалитета.
На примере «Разреза Тугнуйский» мы увидели, что недропользователи чувствуют себя довольно вольготно, не стесняясь варварски добывать богатства Бурятии. Если уж этим грешит крупное предприятие, то что уж говорить про остальные? Однако работа Росприроднадзора и появление «Усольского» закона дают понять, что еще не все потеряно и остались неравнодушные люди, которые проследят, чтобы последствия для природы и жителей были минимальными.
Если у вас есть предложения, инициативы или жалобы, то обращайтесь к куратору социально значимого проекта «Экокультура Бурятии» Данилу Дагаеву по е-mail: ecolog@infpol.ru.