технологии
4492

Студенты из Улан-Удэ хотят научить «Алису» понимать бурятский

Молодые люди представили проекты на стартап-конференции компьютерных технологий

Фото: freepik.com; архив героев публикации

Студенческие годы хороши тем, что можно реализовывать себя в разных направлениях, создавать собственные проекты и воплощать в жизнь самые смелые мечты. Для этого есть время, желание и возможность стать участником конкурсных программ, которые являются стартовой точкой в достижении цели. Студенты из разных университетов Бурятии создали программы, которые представили на ежегодной стартап-конференции в Восточно-Сибирском государственном технологическом университете. 

Бурятский вместе с «Soyol»

Вопрос сохранения бурятского языка остро обсуждается в последние годы в нашей республике, поэтому студенты ВСГУТУ пытаются найти решение этой проблемы. Идея создать приложение по изучению бурятского появилась у Дарьи Булутовой, студентки 3-го курса направления «Бизнес-информатика». Сейчас над проектом работают 3 человека: сама Дарья, Алексей Галданов, Валентина Хатуева. 

- Я углубленно изучала бурятский язык в лицее, но когда пришла в университет, поняла, что многие мои одногруппники даже не знают элементарных фраз вроде приветствия или прощания. Это создает настоящую культурную пропасть между представителями старшего и нынешнего поколений. Отсюда и возникла необходимость разработать такое приложение, - рассказывает Дарья. 

Мобильное приложение «Soyol» - это проект, предназначенный для изучения бурятского языка, в котором уроки разделены по модулям или темам. Сейчас он находится на стадии разработки, но уже имеет свои особенности. Например, при обучении пользователям будут присваиваться баллы, из которых в дальнейшем сформируют систему рейтингов. В приложении также планируют внедрить раздел с фильмами, сериалами, мультфильмами, музыкой на бурятском языке. Самым важным станет наличие «переводчика» с бурятского, которого на данный момент нет ни в одной системе. 

Студенты говорят, что отличной возможностью для изучения языка могла бы стать интеграция с колонкой «Алиса» для возможности говорить с ней на бурятском языке, но пока это просто идея. 

- Пока что мы не привлекали никаких средств со стороны. Наши вложения - это наше время и силы, - рассказывает Валентина. 

На конференции их проект занял первое место. В будущем ребята могут стать участниками стартап-тура «Сколково», который пройдет в Байкальске. 

- Мы считаем, что развитие IТ-сферы в Бурятии не использует весь свой потенциал. В нашем регионе существует большая проблема нехватки программистов. Большинство специалистов уезжает в другие города, к сожалению. Но мы яркий пример того, что реализоваться можно и в нашей республике, - поделились ребята. 

Про «Пролог»

Сейчас портал «Пролог», так называется будущая соцсеть, находится на стадии разработки. Его релиз запланирован на 25 сентября 2023 года. А пока ребята набирают аудиторию на других площадках, публикуют произведения и рассказывают о мероприятиях, которые хотят провести. На сайте проекта уже есть 42 работы, хотя запущен он был не так давно. Это стихи, статьи и книги. Ребята сотрудничают с Государственным архивом, откуда предоставляются эксклюзивные материалы для публикаций, произведений бурятских авторов. 

Создатели проекта - творческие, интересные люди. Некоторые из них пишут для «Пролога». 

- Еще в школе я начал писать роман, ходить на литературные вечера и общаться с писателями. Роман я так и не дописал, зато загорелся идеей создать место, где читатель напрямую может что-то спросить у автора, познакомиться с ним самими и другими читателями, которым понравилось произведение, - рассказывает ведущий разработчик дизайна и интерфейса, студент ВСГУТУ Антон Иванов. 

За проектом пока что стоят чистый энтузиазм и желание объединить как можно больше людей, чья жизнь связана с литературой.  В скором времени ребята попробуют свои силы на конкурсе и постараются получить студенческий грант на реализацию замысла. Сейчас они разрабатывают специальный редактор для интерактивных книг, когда сам читатель участвует в написании произведения. Он выбирает в моментах, какое действие должен совершить герой, и от этого зависит ход истории. Социальная сеть позволит добавлять музыку к произведениям, создавать обложки для книг. А у читателей будет возможность объединяться в группы по интересам и цитировать фрагменты работ авторов в специальном чате. Все это и не только ребята постараются реализовать в ближайшее время. 

Над проектом работают восемь студентов. Каждый из них вносит свой вклад, чтобы сделать его интересным и востребованным как у читателя, так и автора. 

- Меня позвали в качестве композитора, чтобы я написал несколько музыкальных тем, которыми могли бы пользоваться авторы «Пролога», добавлять к своим произведениям как фоновую музыку. Но этим дело не ограничилось. Я активно занимаюсь продвижением «Пролога» на разных площадках и мероприятиях, чтобы о нем узнало как можно больше людей, - рассказывает фронтмен группы «Пацаны не плачут» композитор Вячеслав Свинобой. 

Как отметили ребята, в «Прологе» не будет различия между аккаунтами. Каждый читатель будет иметь возможность стать автором, а автор — читателем. Такой подход они считают нужным и важным для того, чтобы проявили себя новые талантливые писатели, сформировались творческие коллективы и развилась литература в целом. 

Советский панк 

Как бы дико это ни звучало, но некоторые студенты делают свои дипломные работы с большим удовольствием. Идею создания игры о Советском Союзе Александр Овдин вынашивал с осени прошлого года. Он вдохновлялся многими проектами на ту же тематику, которые обрели популярность совсем недавно, к примеру, игра Atomic Heart.  INFIDELITY. Red Sunrise - это пиксельная игра, в которой вам предстоит дать отпор внеземному разуму и раскрыть секреты далекого космоса. Сейчас будущий выпускник представляет ее как часть своего диплома. 

- В игре много интересного и необычного - от инопланетян до магии. Вообще, действие происходит в 1975 году. Играть геймерам предстоит за персонажа, который умеет перемещаться во времени. Сейчас мы планируем создать несколько концовок игры, в зависимости от действий игрока по ходу сюжета. Всю сценарную линию не буду раскрывать, но уверен, что найдутся те, кому она придется по душе, - рассказал студент 4-го курса ВСГУТУ Александр Овдин. 

Над проектом работают Александр Овдин и Григорий Шушлебин, который отвечает за графику. Создавались персонажи игры не только собственными силами, но и с помощью нейросетей, что ребята называют интересным опытом. 

Релиз игры планируется на конец 2023 года. Сама разработка не требует вложений, однако в планах перевести игру  на английский и китайский языки, для этого потребуется опытный лингвист. Также требуются затраты для продвижения проекта и оплаты вступительного взноса на площадке на которой будет распространятся игра. Пока студенты покрывают все расходы собственными средствами. Так что перспектива выиграть грант на реализацию игры кажется им хорошим решением возникших трудностей. 

- Сейчас IT-сфера в Бурятии развивается, но все же отстает от западных регионов. Хотя это и своеобразный плюс для молодежи. Из-за нехватки специалистов существует низкий порог входа в эту область. Есть много разных компаний, которые готовы взять новичков, - рассказывает Александр Овдин. 

Такие смелые и интересные проекты подтверждают, что IT-сфера в республике расширяется и нуждается в поддержке. Если обратить на нее внимание прямо сейчас, то дальнейшее создание и внедрение продуктов этой области во многие отрасли произойдет гораздо быстрее.

Автор: Ольга Назимова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях