В 2021 году она создала собственный бренд «Зыбка», что означает колыбель (ранее ООО «Строчка»). Мастерица работает с совершенно разными тканями, в том числе винтажными. Ирина Клементьева шьет сценические костюмы, традиционные семейские наряды, выпускные платья и другие изделия, которые покупают ценители моды по всей Бурятии и России. Мы побывали в мастерской, где она работает, и узнали, как она пришла к успеху.
– С чего начинался ваш путь к собственному бизнесу? Как и почему вы выбрали именно эту нишу?
– Сейчас у меня в мастерской все кувырком, ведь конец учебного года и столетие республики.
Сколько себя знаю, столько и шью. Сначала шила наряды для кукол. С четвертого класса начала шить одежду себе, братьям, так и продолжаю одевать себя и семью (Ирина встретила нас в блузке и юбке, которые сама изготовила). Наверное, толчком стало то, что бабушка шила на ножной машинке с чугунным колесом. Это было завораживающее зрелище: нитки, пуговицы, шкатулочки. Прабабушка шила одеяло из квадратных кусочков ткани, проложенное ватой и простеганное вручную. Это называют сейчас пэчворк, но скорее это есенинское лоскутное одеяло. Теперь этим занимается моя тетя, берет у меня накопленные за год лоскутки ткани и шьет покрывала, прихватки. Я бы с удовольствием сама это делала, но нет еще пары рук и пары дней в неделе.
Первое образование у меня профильное – инженер-технолог легкой промышленности. Второе – экономическое образование. После университета работала во Дворце творчества и районном доме творчества, вела «вязание и изделие из кожи». Потом работала в лесхозе, в строительной компании, где дослужилась до финансового директора. Ушла во второй раз в декрет и подумала: «Не нужны мне эти цифры». Для себя поняла, что карьеру сделала, а с маленькими детьми нужен более свободный график.
В 2010 году государство выделяло деньги на развитие бизнеса. Зарегистрировала ООО «Строчка», наняла работников. Поработали, и потом третья беременность. Было не до того. А когда старшая дочка начала заниматься танцами, нас несколько раз позвали делать костюмы для коллектива. Так мы перешли на костюмы, занимаемся их вышивкой. Долго сопротивлялась, но купила вышивальную машинку. Так и утонула в этом.
Дети нас всегда толкают в какое-то направление (смеется). Дочь пошла на бальные танцы, и начала шить бальные платья для девочек. Для мальчиков не берусь, потому что это тоже целое направление, пласт знаний огромный. Рекламу не даю, работает сарафанное радио между родителями.
В 2019 году приняла участие в акселераторе «Путь ремесленника», где нам рассказывал этнограф, как должна выглядеть настоящая семейская одежда по месту жительства. То есть не то, что мы воспринимаем на сцене. С этого момента стараюсь, чтобы мои костюмы были более фольклорные, по подбору тканей, с большим ручным трудом, с социальным статусом и местом жительства. Так, дочь рисует и помогла разработать коллекцию семейских нарядов совместно с Республиканским центром народного творчества.
В начале 2021 года стала самозанятой, очень нравится. С ООО было тяжело работать, так как я одна.
– Кто ваши основные покупатели? Есть спрос в Бурятии и за рубежом?
– Городские, районные творческие коллективы, танцоры занимают основное время. Сейчас шью платья для отчетного концерта коллектива ДК «Рассвет». Здесь использую специальный креп-сатин с напечатанным рисунком. Закончу и в июне начну выполнять индивидуальные заказы, которые еще с октября расписаны. Я удивляюсь, что некоторые клиенты готовы подождать, когда я освобожусь и сошью им выпускное платье, например.
Люблю кукол. Изначально думала делать их для детских садов, чтобы они были максимально приближены к реальности, а дети понимали, как семейский и бурятский костюмы выглядели и носились. Но оказалось, что спросом они пользуются у коллекционеров или в качестве подарка-сувенира. Я была в шоке!
– Что вас отличает от других? Вашу продукцию?
– Наверное, у моих клиентов надо спрашивать, если они повторно приходят. Для себя я определила: если человек возвращается и он с тобой, то ты все правильно делаешь и по тканям, и по качеству, и по срокам. Когда работаю с натуральными тканями, обязательно делаю предварительную обработку перед раскроем. Стираю, утюжу, чтобы была усадка и в дальнейшем она не будет красить. В комбинации красящие ткани нельзя использовать. Конечно, рекомендации по уходу есть.
Я не работаю дистанционно. Приезжаю в районы, снимаю мерки, чтобы мешочком не сидело. Смотрю хореографию, какие костюмы уже есть в коллективе, чтобы не повторяться, какая идея у постановки. Если это танец, то важно узнать место, время действия песни, саму ситуацию – народное, военное, современное. С руководителем коллектива согласовываем дизайн, подбираем ткани. Также костюмы должны быть износостойкие. Сотрудничаю с танцевальным коллективом из челябинского села Коркино, куда ездит наш хореограф Наталья Михаленко. Им понравились мои костюмы, поэтому я научила Наталью снимать мерки.
Все одному сделать невозможно. Помимо костюмов что-то делаю, например украшения. Стараюсь привлекать мастеров, например, есть человек, который делает поднизи для девичьих повязок, в Хакасии заказывала плетеный пояс, который изготавливается месяц. Для фольклорных костюмов заказывала обувь в Чите. Удивилась, что у нас не шьют ичиги (легкая обувь в виде сапог с мягким носком и внутренним жестким задником. – Прим. авт.) и чирки (кожаная обувь с невысоким голенищем. – Прим. авт.). Потом обратилась к мастеру Веронике Дамбаевой, которая шьет гутулы под брендом Arhan Ethno, и она одни ичиги сделала. Если будет потребность, то к ней смогу обратиться.
– Какие материалы вы используете и где их покупаете?
– Материалы в основном заказываю в разных городах. Ткани разные: в фольклоре – одни, в сценическом костюме – другие, в бальных танцах – третьи. Также есть нюансы в каждом направлении. Например, в бальных танцах есть не только разница между стандартом и латино, существует и классификация по возрасту – везде разные требования. Нельзя взять и сшить костюм, ведь на соревнованиях могут дисквалифицировать за не туда приклеенные стразы. Не думала, что там все так сложно, но очень интересно.
В фольклорном костюме могу использовать винтажные ткани 50–60-х годов XX века, которые покупаю в антикварных магазинах, на барахолках, на «Авито». То же самое с бижутерией. Можно, конечно, китайские заказать, но у других стран качество лучше.
– Какую еще продукцию вы создаете? Есть новинки?
– До пандемии с экологами решили делать проект «Экосумки». Я кроила сумки и давала мастер-классы начинающим швеям по их пошиву. Экологи шоперы продавали и средства отправляли на уборку мусора и другую благотворительность.
Потом к дочке приехали подруги из другого города. Мы решили подарить им джинсовые шоперы с бурятским орнаментом. Они были в восторге и не понимали, почему их не продают. Теперь их продаю, есть русский и бурятский орнаменты.
Также мне дали сделанные вручную узбекскую жилетку и тюбетейку, чтобы их реставрировать и дошить полноценный костюм с платьем, штанами. А обычные вещи не ремонтирую. Ненавижу пришивать пуговицы, подшивать штаны.
– Пандемия и санкции как-то осложнили вам жизнь?
– Санкции никак меня не коснулись. Были скачки цен, но все выровнялось. В пандемию была просадка, потому что сшила танцевальные костюмы, а отчетные концерты не прошли из-за локдауна. В 2021 году заказов особо не было, потому что остались костюмы с прошлого года. Поэтому занималась обучением.
– Сколько в год вы производите продукции?
– Год на год не приходится. Затраченное время зависит от костюмов – продумывание образа, трудозатратность, материалоемкость. Если коллектив из 20 человек, то могу шить где-то три недели сложные костюмы с подъюбником, головными уборами. Не могу сказать, что за день шью пять костюмов, потому что все происходит поэтапно. Пока сделаешь мелкие детали, пока кроишь, потом собираешь. Привлекаю своих детей на платной основе: они костюмы выворачивают, проутюживают, вставляют резиночки. Думаю, это правильно.
– Примерный годовой доход вашей компании?
– Как уже говорила, каждый год разные заказы. 2,4 млн рублей максимального дохода самозанятого я не превышаю. Мне хватает, работаю ведь для себя. Нет цели поменьше поработать, чтобы побольше получить. Пробовала переходить на масс-маркет, но это не мое. Мне нравится в истории колупаться.
Цена костюма зависит от кроя и ткани, поэтому ориентируюсь на бюджет заказчика. Один наряд стоит от 3 до 6,5 тысячи рублей. С другой стороны, коллекция семейских костюмов для РЦНТ в общем стоила где-то 500 тысяч рублей. Мы там закупали соболь на шапки, дорогой атлас, кожаную обувь, янтарные запонки и бусы. Только бусы обошлись в 100 тысяч рублей.
– Какие у вас планы развития?
– Очень хочу разрабатывать и шить фольклорные костюмы. Перейти все-таки на индивидуальное предпринимательство, нанять работников.