музыка
5292
1

«Городу не хватает зала на тысячу мест»

Известный в Улан-Удэ звукорежиссёр рассказал о работе с известными артистами и недостатках концертных площадок

Фото: личный архив А. Ганькина

Работа нашего героя уже много лет остаётся невидимой, но в то же время одной из самых важных в проведении концертов и прочих массовых мероприятий в Бурятии. 37-летний Александр Ганькин опытный звукорежиссёр и в то же время владелец компании, занимающейся техническим обеспечением и прокатом звукового оборудования. 

В беседе с журналистом «Информ Полиса» Александр рассказал, за что любит свою работу, чем она сложна и чего не хватает столице Бурятии для проведения некоторых концертов. 

Знакомство со звукорежиссурой

Коренной улан-удэнец Александр Ганькин по образованию режиссёр эстрады и театрализованных представлений. В молодости он сам играл рок в местной группе «Неоргазм Нострадамуса», даже записал два альбома, в которых можно услышать его вокал. Далее Александр работал и по сей день помогает со звукорежиссурой другой группе из Бурятии – «Аборт мозга». 

Кстати, в некоторых музыкальных кругах его знают по прозвищу Автогном. Почему именно такая «кликуха» к нему прикрепилась, он скромно утаил, но отметил, что было это ещё давным-давно и она не обидная. 

Ещё в годы учёбы во ВСГАКИ (ныне ВСГИК) парень впервые сел за пульт звукорежиссёра, так как на курсе должен был быть человек, ответственный за звук. Так и началось его подробное знакомство с этой сложной аппаратурой. 

Первые азы этой работы Александр стал постигать с 2005 года, с 2009-го начал трудиться на небольших концертах, и ещё через пару лет эта деятельность стала его основной. Как отмечает он сам, в профессии у него было два витка развития – с 2011 по 2018 и с 2018 по сей день. В первый период Александр работал вместе с компаньоном, а когда тот уехал жить в другой город, стал владельцем своей компании и принялся вести это дело в одиночку. 

Сегодня Александр Ганькин не только звукорежиссёр, но и владелец компании ProSound UU, которая занимается техническим оснащением мероприятий и прокатом звукового оборудования.

«То пусто, то густо»

Звукорежиссура – главное занятие в жизни Александра и его единственный источник дохода. 

– Больше я ничем не занимаюсь, этим и живу, – рассказывает он. – Я работаю на всём подряд – выставки в городе, открытия какие-то, свадьбы, выпускные, концерты приезжих звёзд и большие фестивали. От работы не отказываюсь никогда. В плане дохода тут по-разному – то пусто, то густо, как говорится. Самый мощный сезон, когда много работы, – лето и Новый год. А осень и весна раз на раз не приходится. В этом году, например, с февраля не помню, чтоб нормально отдыхал. 

Всё хозяйство звукорежиссёра – а это огромный перечень разных колонок, пультов, проводов, усилителей, микрофонов и прочей техники – хранится на складе. В штате у Александра работают ещё пять-шесть человек, которые помогают с перевозкой и установкой данного оборудования. 

Как признаётся звукорежиссёр, сидеть на месте никогда не приходится, ведь такая работа требует постоянного развития. 

– Объём аппаратуры приличный, что-то меняется, обновляется. Нет такого, что ты просто сидишь и ничего не делаешь, надо постоянно что-то делать. Стремиться всегда есть к чему. Есть в этом плане мечты, в том числе и несбыточные, – улыбается Александр. 

Работа с приезжими артистами

На одних мероприятиях он сам сидит за пультом в качестве звукорежиссёра, а на других могут выступать как прокатчик оборудования, так и продакшен-менеджер. Особенно это касается случаев, когда в Улан-Удэ приезжают гастролирующие артисты. 

– Если мы берём артиста, у которого на сцене диджей и микрофон, – это одно, а если берём группу, у которой на сцене духовая секция, перкуссия, барабаны и бэк-вокал, – это совсем другое. Другой момент – фестиваль, где у тебя десять разных коллективов и у каждого своя направленность и предпочтения, видения своей музыки. Подготовка оборудования занимает от одного до трёх дней. Аппарат устанавливаем меньше чем за сутки. Артист приезжает на площадку – у нас аппаратура уже стоит. У всех, как правило, есть своя техническая группа. Есть технический райдер, который нам дают заранее, и мы его согласовываем с техгруппой артиста. Я связываюсь с техгруппой, высылаю по его райдеру оффер-лист, где прописано всё оборудование, которое мы будем предоставлять на площадке, и, если всё есть, работаем. Если чего-то не хватает, то либо что-то заменяем, либо довозим из соседних городов, – рассказал Александр. 

В Улан-Удэ с гастролями приезжают артисты разного уровня и разных жанров. В городе можно пойти на концерт исполнителей шансона, поп-музыки и рока. И практически на каждом выступлении где-то в углу у сцены или, наоборот, в самом конце зрительного зала можно увидеть Александра за звуковым пультом. 

– Попсовые коллективы качественнее, с ними проще работать – они имеют цель заработать денег и к этому идут. А есть какие-то молодые группы, нецеленаправленные, из-за этого у них меньше репетиций, как следствие, хуже качество игры, звукоизвлечения, соответственно, хуже всё на сцене, – признаётся звукорежиссёр. 

«Хотелки» гастролёров

По его словам, практически со всеми приезжими звёздами приятно работать. С техниками некоторых групп даже завязываются дружеские отношения. 

Другое дело – работа на фестивалях. Главный в Бурятии, конечно же, «Голос кочевников». Из 12 состоявшихся фестивалей наш герой пропустил только первые два. Сейчас Александр главный звукорежиссёр этого мероприятия. 

– На фестивале каждый коллектив стремится настроить всё под себя. Мы стараемся полностью выполнить райдер коллектива. Если райдер разный, стараемся объединить в один, но чтобы это для каждого коллектива было по-своему, как они привыкли работать. С фестивалями я начинаю работать за месяц-два до их начала, делаю сводные документы. Документной работы тоже много бывает – ты сидишь и «хотелки» каждой группы подбиваешь в одно, – делится он. 

Что касается этих самых «хотелок», то, к сожалению, в нашем регионе они не все доступны так, как в западных регионах. 

– Надо понимать, что мы далеко не Запад и не центр Сибири. Всё равно я не работаю так, как коллеги в Москве. У нас более ограниченные бюджеты, какие-то желания просто не можем выполнить ввиду менее финансовой развитости. Я прекрасно понимаю, когда артист много лет работает на одной и той же акустической системе, которая дорого стоит. А у нас её нет, просто потому что нам она здесь не нужна: если ты здесь её купишь, то будешь до могилы работать на неё. Нецелесообразно её тут держать, короче, – объяснил Александр Ганькин. 

Нет у нас в городе и идеальных концертных площадок. Это одна из причин, по которой многие известные артисты во время гастролей просто минуют наш город. 

– Моё мнение: городу не хватает зала на тысячу мест. Театры можно обозначить, но и там в каждом есть свои проблемы. Во-первых, занятость своя большая, а во-вторых, не везде поставишь шоу, потому что билет будет сильно дорогой, а посадочных мест мало. В ФСК, наоборот, сильно много народа либо по техническим моментам концерт там может не получиться, – уверен звукорежиссёр. 

На своём месте

Ответственный и чёткий труд Александра привёл к тому, что в городе в данной сфере у него практически нет конкурентов. По крайней мере, организаторы крупных мероприятий предпочитают видеть на работе именно нашего героя. 

– Я на своём месте, мне эта работа нравится и меня всё устраивает. Где-то запарная работа, конечно, бывает, что за двое-трое суток удаётся только часа четыре поспать. Но я человек стрессоустойчивый и мне в этом плане проще, – с улыбкой говорит мужчина. – Конкуренция есть в любой сфере, это же бизнес. Если сфера не приносит доход, то там и нет конкуренции. Порой, когда неделю работал, приходишь домой и думаешь: «Может, кто-то появится, кто заберёт какую-то часть работы?» Не всегда всё успеваешь, но приходится выкручиваться. А сам получаешь кайф, когда на сцене кайфовый коллектив, когда ребята умеют играть, когда всё звучит чётко, как дома, когда пластинку слушаешь. Это бальзам на душу. 

При всём своём успехе звукорежиссёр признаётся: ему ещё многому предстоит учиться. 

- Кому-то нравится, как я работаю, кому-то нет. Сколько людей, столько и мнений. Кто-то любит шансон, кто-то рок, кто-то поп-музыку. И когда все эти люди приходят на концерт, у них своё восприятие музыки, и всем не угодишь. У тебя из ста человек обязательно найдётся десять, которым не понравилось, и десять, которые будут в восторге от происходящего, – говорит он. – Технологии развиваются, и ты за ними порой не успеваешь. Возможно, продавать хлебобулочные изделия намного более успешный бизнес, чем заниматься прокатом звукового оборудования, но главное, что тебе нравится то, что ты делаешь. Ты занимаешься любимым делом, а если это ещё и твой бизнес, значит, ты успешный человек.

Автор: Антон Алексеев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях