«Информ Полис» продолжает знакомить читателей с музыкантами, которые выступят на «Голосе кочевников» 14 и 15 июля. В этом году фестиваль пройдёт уже в тринадцатый раз и, как и ранее, соберет на своей сцене самых ярких, креативных и уникальных музыкантов.
Одним из коллективов станет группа «Нукер», созданная летом прошлого года в Заиграевском районе. Музыканты исполняют традиционную музыку и песни бурят в рок-интерпретации. В своём творчестве коллектив представляет горловое и народное протяжное пение, мелодичное звучание моринхура, лимбы и хомуса.
Любители тяжёлого рока
Участники группы «Нукер» - любители тяжёлого рока и национальной культуры. Именно эти две вещи музыканты совмещают в своём творчестве. Их репертуар состоит из народных бурятских песен, сделанных в рок-аранжировках, при этом с использованием национальных инструментов.
В коллективе шесть участников. Вокалистка Арюна Нимаева поёт, в том числе горловым пением, и играет на моринхуре и хомусе. Сарюна Бальчинова также поёт и играет на лимбе. Вячеслав Вставский - по профессии журналист - барабанщик группы. Преподаватель Новобрянской музыкальной школы Александр Антонов играет на бас-гитаре, а сотрудник МЧС Дмитрий Карпуков - на ритм-гитаре. Недавно в группе появился клавишник, что скрасило музыкальное звучание. Андрей Казанков исполняет партии на баяне и синтезаторе.
- Название группы двузначное. «Нухэр» переводится с бурятского как «друг». А Чингисхан ставил дружинниками своих друзей, и оттуда слово «нукер» приобрело значение как «дружинник». Нам понравилось, что слово означает «друг» и само по себе такое харизматичное и воинственное. Мы ведь играем хард-музыку, поэтому такое название для нас гармонично, - объяснила солистка группы Арюна Нимаева.
Девушка много выступала и до сих пор иногда выступает сольно. Но ещё будучи студенткой она мечтала создать свою рок-группу. Арюне эти мысли не давали покоя, требуя реализации. Пришла же она к осуществлению своей мечты спустя годы. Об этой истории расскажем более подробно.
Влюбилась в национальную культуру
Кому-то может показаться, что девушка, виртуозно владея навыками игры на моринхуре и горлового пения, всю жизнь была погружена в национальную культуру и занимается этим с раннего детства. Однако нет. Любовь к такому творчеству проснулась в ней относительно недавно.
– Будучи школьницей, я слушала тяжёлый рок. А о местной культуре почти ничего не знала. Я даже не знала, какие инструменты у нас бывают национальные, и вообще думала, что у бурят нету ничего. Знала только, что у русских есть балалайка, - это все мои представления о национальных инструментах, - с улыбкой вспоминает Арюна. - У моей сестры была тяга к искусству, и она поступила в БРУКИ (ныне Колледж искусств им. Чайковского. - Прим. авт.) на фольклор, но их перевели на инструментальное отделение, и она стала там обучаться игре на лимбе. И когда она начала приносить домой лимбу и всё время репетировать и играть, меня это как-то затянуло. Я стала на её репетиции ходить, на концерты, и когда услышала в первый раз моринхур, не знаю, что со мной произошло… В тот момент что-то во мне пробудилось.
До этого девушка планировала поступить в БГУ на факультет иностранных языков, чтобы в последующем переехать жить за границу. Но после знакомства с волшебной национальной музыкой внезапно захотела стать моринхуристкой. Влюбилась и в горловое пение. С той поры она с головой погрузилась в культуру бурятского народа, и не только в области музыки.
Арюна отучилась в Бурятском республиканском университете культуры, после три месяца проучилась в Академии культуры, а после, уже имея высшее педагогическое образование, работала педагогом в ДШИ им. Линховоина.
– Во ВСГАКИ я проучилась три месяца, но там не было преподавателей по моринхуру, мне не хватало развития. Бросила эту учёбу и просто начала работать педагогом, - рассказывает она. - Без музыки я себя не представляю, не знаю, чем бы я занималась. Когда я только бросила ВСГАКИ, были мысли заняться другой профессией, работала официанткой. Меня хватило на пару месяцев. Это было похоже на ситуацию, словно человек ушёл из дома и не знает, куда же ему податься, всё вокруг не то и чуждо. И в один момент мой учитель позвал меня сыграть на моринхуре на выставке в музее природы. Я согласилась, сыграла, даже попала в телевизионный кадр - и как будто снова вернулась к себе домой. Я тогда убедилась, что музыка - это моё, и не нужно никуда уходить от этого. Именно в музыке я вижу себя и добиваюсь успеха. Музыка - это моё лицо.
«Моринхур не просто инструмент»
В 2013 году Арюна вышла замуж и переехала в село Сосново-Озёрское Еравнинского района. Там все эти годы она преподавала игру на моринхуре в детской школе искусств, отдав этому делу всю свою душу.
– Там я подняла уровень исполнительства на моринхуре. У населения до этого было такое отношение к музыке, как к кружку рисования, например: походил, и можно бросить. Несерьезное отношение. А ДШИ - это школа, там аттестат вручается после окончания, для этого пять лет нужно учиться и всё выполнять, включая домашние задания, - говорит Арюна.
В райцентре даже создали ансамбль моринхуристов, который успешно представлял район на республиканских конкурсах.
– Чтобы научиться играть на моринхуре, нужны музыкальные данные - слух и чувство ритма, но главное - иметь тягу к бурятской национальной культуре, потому что моринхур не просто инструмент, а символ бурятской культуры. Так же, как я в своё время не только моринхур полюбила, но и всю бурятскую культуру. И тут так же надо любить свой народ, свою культуру, и тогда ты не перегоришь, - уверена она. - Когда я понимаю, что моя деятельность приносит пользу, что я делаю благое дело и сохраняю культуру своего народа, меня это всегда вдохновляет и мотивирует, даже когда устаёшь или теряешься. Это же круто: ты делаешь то, что тебе нравится, не только зарабатываешь деньги, но ещё и приносишь пользу своему народу!
Предвкушая главное событие
Спустя почти десять лет жизни в Еравнинском районе Арюна вместе с семьёй, в которой уже воспитывается трое детей, переехала ближе к городу - в пригородный посёлок Эрхирик.
Вскоре сестра, уже знакомая с музыкантами, предложила ей солировать в рок-группе. И с осени 2022 года Арюна стала выступать в коллективе «Нукер».
Коллектив можно было видеть на мероприятиях Заиграевского района, а когда участники изъявили желание выступить на «Голосе кочевников», арт-директор фестиваля Наталия Уланова предложила ребятам сыграть сольный концерт в Бурятском театре драмы. И 13 мая это выступление состоялось при полном зале.
14 июля «Нукер» можно услышать уже на самом фестивале «Голос кочевников».
– Как только появился такой фестиваль, молодёжь начала развиваться. Это такое культурное событие, которое очень сильно развивает население, особенно молодых. Мне нравится, что на «Голосе кочевников» собирается креативная молодёжь, неординарная, у которой современное мышление. Среди гостей много духовно развитых людей. И благодаря фестивалю Бурятия становится современной. Это поднимает статус республики. Я была на западе России и слышала, как там люди говорили об этом фестивале, то есть люди знают о Бурятии как о регионе, где проводится такое крутое мероприятие, - рассказывает Арюна Нимаева.
В ближайших планах у участников группы выступление ещё на нескольких фестивалях этим летом. Среди глобальных планов - съёмки клипа и запись альбома, но, как признаётся лидер группы, на это пока не хватает финансов.
Ну а когда осуществятся эти планы, ребята обязательно приступят к воплощению своей главной мечты, о которой грезит любой успешный музыкант, - большим гастролям.
– Нужно чаще ездить по фестивалям, чтобы стать заметными и известными, - отметила Арюна.
Билеты на фестиваль «Голос кочевников» на сайте voiceofnomads.ru и в кассе Бурятской филармонии (ул. Каландаришвили, 23).
Фестиваль организован Бурятской государственной филармонией при поддержке Министерства культуры Республики Бурятия.
Знак информационной продукции: 0+