Одинокие пенсионеры или продвинутые студенты, взрослые люди или школьники, которые только-только получили банковскую карту, - жертвой телефонных мошенников может стать каждый. Об этом говорит печальная статистика: только за 2023 год кибераферисты «развели» жителей Бурятии более чем на 200 млн рублей. Как не стать жертвой мошенников и уберечь от этого своих близких?
Финансируют военные кампании?
Субъекты профилактики призывают жителей Бурятии внимательнее относиться к звонкам с неизвестных номеров. Все дело в том, что случаев кибермошенничества становится больше и люди теряют довольно круглые суммы. Кто-то только получил зарплату, кто-то копит на отпуск или новенький автомобиль, а кто-то откладывает на жизненно важные цели - лечение или операцию. Мошенникам не важно, кто на том конце провода и для чего он бережет свои деньги, они готовы пойти на любые уловки, чтобы сорвать куш.
- В этом году у нас регистрируется увеличение совершенных IT-мошенничеств на 115% по сравнению с прошлым годом. В количественном выражении совершено порядка 1100 дистанционных мошенничеств и 500 краж с банковских счетов граждан. В основном преступления регистрируются на территории Улан-Удэ, также этому виду мошенничества чаще подвергались наши крупные районы: Кабанский, Северо-Байкальский, Селенгинский, Кяхтинский. Ущерб, который был причинен нашим гражданам от действий преступников, составляет более 212 млн рублей, - рассказывает начальник Управления уголовного розыска МВД по Бурятии Дмитрий Тугаринов.
По его словам, телефонные мошенники активизировались после начала специальной военной операции. Так, на территории Украины находятся порядка 800–900 колл-центров, которые занимаются телефонным мошенничеством и финансируют военные кампании.
Повод насторожиться
Любой неожиданный звонок, СМС или письмо – повод насторожиться, считают специалисты. Аферисты могут представиться службой безопасности банка, налоговой, прокуратурой. А могут и вовсе спекулировать самым дорогим - жизнью и здоровьем наших близких. На такие уловки чаще всего ведутся пенсионеры, которым просто втереться в доверие.
- Мошеннические схемы постоянно меняются. Например, звонят сотрудники якобы полиции, прокуратуры, ФСБ и сообщают, что у родственника проблемы или близкий человек попал в ДТП. Особенно пожилые люди чаще всего верят и стараются помочь, забывая о бдительности. У каждого пожилого человека есть близкие более молодого возраста, которые могут и должны подсказать, уберечь от посягательств интернет-преступников, - подчеркнул зампред правительства Бурятии Пётр Мордовской.
Мошенники мастерски играют на наших слабостях и выманивают деньги даже у самых осторожных людей. Нужно понимать, что попасться на их удочку может каждый, а потеря бдительности может влететь вам в крупную сумму. Так, одной из самых классических схем «развода» остаются звонки от сотрудников банка.
Поэтому службы безопасности банков разрабатывают свои мероприятия по предупреждению киберпреступлений в отношении клиентов. Их главная цель - предупредить преступление.
- Например, мы можем проанализировать ситуации, когда житель Бурятии, скажем, где-то в Мурманске пытается снять крупную сумму денег. Естественно, мы, считая это аномальным поведением, уточняем у клиента, действительно ли он совершает операцию, или это лица, получившие неправомерный доступ к счету. Банк приостанавливает операцию, проводит верификацию клиента, - рассказал Игорь Моисеенко, заместитель управляющего - руководитель РСЦ Бурятского отделения ПАО «Сбербанк».
Он добавил, что «в официальном приложении банка, которое устанавливается на телефон, можно подключить услугу «Фильтр входящих звонков». Когда человеку будет поступать звонок с номера, который уже идентифицирован как номер, с которого производится массовый обзвон, пользователь будет видеть на экране надпись «Возможно, мошенники».
Как распознать мошенников?
НА ВАС ВЫХОДЯТ САМИ
Аферисты могут представиться службой безопасности банка, налоговой, прокуратурой
РАДУЮТ ВНЕЗАПНОЙ ВЫГОДОЙ ИЛИ ПУГАЮТ
Сильные эмоции притупляют бдительность
НА ВАС ДАВЯТ
Аферисты всегда торопят, чтобы у вас не было времени на обдумывание
ГОВОРЯТ О ДЕНЬГАХ
Предлагают спасти сбережения, получить компенсацию или вложиться в выгодный проект
ПРОСЯТ СООБЩИТЬ ДАННЫЕ
Злоумышленников интересуют реквизиты карты, пароли и коды из банковских уведомлений
ВАЖНО!
Сотрудники банков и полиции НИКОГДА не спрашивают реквизиты карты, пароли из СМС, персональные данные
НИКОГДА НИКОМУ НЕ СООБЩАЙТЕ:
- коды из СМС
- трехзначный код на оборотной стороне карты (CVC)
- PIN-код
- пароли и логины к банковскому приложению и онлайн-банку
- кодовое слово
- персональные данные