Сохраняя традиции
7894

Когда боги становятся ближе

Зачем в Бурятии проводят родовые молебны

Фото: шаманский центр «Тэнгэри»

Весь летний период священнослужители республики проводят родовые молебны. Обряды традиционно проходят в местах, называемых обоо. Считается, что в этих местностях живут духи, к которым тот или иной род обращается за помощью, молится и делает подношения. Чем примечательны такие обряды, каковы их цели и обычаи, чем они отличаются у буддистов и шаманистов? Читайте далее. 

Настоятель Курумканского дацана «Гандан Ше Дувлин» Еши Намжил лама (Олег Намжилов) рассказал об обычаях проведения родовых молебнов у буддистов. 

Альтернативное место для молитв

По словам Еши Намжил ламы, многие наши современники, к сожалению, утратили обычаи своих родов и не знают о местах, в которых могут помолиться своим предкам и попросить их поддержки. В таких случаях лама предлагает им другое, не менее сильное место. 

- Раньше родовые молебны были более актуальны, потому что у каждого родового объединения был свой летник и зимник, соответственно - два молельных места барьса. В определённое время люди собирались там и молились духам своих предков, своей родословной. Сейчас это, можно сказать, почти забылось. Мы давно уже живём не родами, когда у каждого была своя территория, а поселениями и городами - с представителями других родов, других народов, национальностей и так далее. Сейчас это всё утрачено и забыто. Многие люди не знают, где раньше проживал их род, где располагалось молельное место. Часто ко мне в дацан приезжают представители того или иного рода, потомки какого-то именитого родителя. Они хотят помолиться на своём родовом месте, но не знают, где оно. Тогда я предлагаю им альтернативу - молельное место в Баргузинской долине - Барга хан, где раньше жили все наши родовые объединения. Все они подчинялись главному савдаку (духу местности). В этой местности проводится общий для всех молебен, - говорит Еши Намжил лама. 

Вообще же, по его словам, в буддизме очень много ритуалов, и если какой-либо из них не сработал, то всегда можно попробовать заменить его другим. 

- Родовые молебны проводятся для того, чтобы подзарядить, подкрепить человека, чтобы у него дух окреп, сил прибавилось и человек набрался энергии, - поясняет лама. - У всех нас в душе есть струнка, отвечающая за желание уединиться, когда хочется тишины, уехать к какому-то определённому месту и помолиться. Раньше у всех родословных был свой тотем - какая-либо птица, животное, дерево, гора или источник. Могло быть несколько тотемных объектов у одного рода. Тотемный объект обладал сакральной силой. Поклонившись ему, прикоснувшись или испив из источника, человек подзаряжался энергией. 

Сегодня в буддизме тоже очень много ритуалов, не обязательно связанных с родовыми объединениями. Но они также помогают людям в трудных жизненных ситуациях. 

Балим вместо жертвоприношения

У каждого рода свои обычаи проведения молебнов, говорит лама. 

- Если родовым местом выступает гора, то на некоторые горы, например, нельзя подниматься женщинам. Всё зависит от того, к какому роду относится человек, сохранил ли он эти обычаи, помнит ли, как должен проводиться ритуал, - объясняет Еши Намжил лама. - В некоторых молебнах (в зависимости от рода) участвуют только старейшины, в других - только мужчины, в каких-то - абсолютно все представители рода, кто смог присутствовать. Во время обряда ламы читают молитвы, обращаются к духам местности, прося исполнения людских пожеланий. Верующие в свою очередь приносят белую пищу, сладости и фрукты, чтобы получить благословение. Если проводить молебен по-буддистски, с приглашением ламы, то необходимо сделать балим в форме конуса из муки и масла. Это своего рода альтернатива шаманскому жертвоприношению. Вместо него в качестве подношения используются мука, масло, ягоды, фрукты, овощи и так далее. Этот балим подносят в огонь. 

После обряда хорошим знаком для рода будет радуга в небе или мелкий дождик. Эти природные явления свидетельствуют о том, что местные божества - савдаки - обрадовались вашим подношениям и приняли их - ваши молитвы услышаны. 

Боги спускаются с небес летом

Как говорит пресс-секретарь шаманского центра «Тэнгэри» Оксана Ким, родовой молебен - это основа шаманизма, самый главный обряд, во время которого люди поклоняются своим предкам, угощают их и просят покровительства в жизни. 

- Родовой молебен проводится обязательно летом - с мая по сентябрь, когда закукует кукушка. В этот период, на открытие небес и закрытие небес, боги спускаются к нам, становятся ближе. Проводить обряд зимой - пустая затея, потому что боги находятся в состоянии дремы. Если люди надумали провести молебен, обычно это делается так. Первым делом они приходят к шаману, который определяет последнего шамана в роду, проводит информационный обряд. Во время него выясняется, нужен ли молебен данному роду или нет. Если духи онгоны сказали, что обряд необходим, то определяется день и начинается подготовка, - говорит Оксана Ким. 

В каких случаях считается, что обряд необходим? Когда в роду начинают умирать, тяжело болеть люди, перестают рождаться дети, девушки не могут выйти замуж, а парни - жениться. 

- Это обычные наши бытовые жизненные моменты, которые очень важны: семья, здоровье, деньги. Если всего этого нет - значит, ваши предки истощили свои силы и не могут больше вам помогать, - объясняет Оксана Ким.

Почему в месте обряда должны быть берёзы?

Для проведения обряда необходимы продукты питания - обычно это печенье, конфеты, водка и молоко. Также нужны жертвенный баран и определённое количество берёз на месте проведения обряда - духи не спускаются на землю, только на берёзы. 

- Присутствовать на молебне могут любые представители рода по желанию. Но, как я заметила, чаще их проводят невестки рода - для своих детей, когда у них возникают проблемы, - говорит пресс-секретарь шаманского центра. 

Обряд длится целый день. Его проводит шаман со своими помощниками. Каждое действие расписано по минутам. Во время обряда есть моменты, когда все присутствующие должны быть с покрытой головой. Желательно, чтобы женщины были в женских одеждах - юбках, платьях, с закрытыми коленками и локтями. 

Три невестки кидают чаши

Родовое место - это место поклонения предкам, но на самом деле родовой обряд можно провести хоть где, говорит Оксана Ким. Но как понять, что всё прошло успешно и ваши молитвы услышаны? Тоже смотреть в небо в ожидании радуги или дождя? 

- В конце обряда есть определённый ритуал, когда приглашаются женщины - невестки рода, и они в конце ритуала кидают деревянные шаманские чашки. Если чашка падает правильно - дном вниз, то обряд приняли, - поясняет представитель Тэнгэри. - Если чаши падают неправильно, то зачитывается небольшая молитва и их кидают снова. Когда все подношения отправляются богам, божествам, родовым предкам, обязательно эти чашки кидают три невестки - в них налиты чай, водка и молоко. Таким образом невестки окрапляют, открывают дорогу роду. Почему именно невестки? Потому что только с приходом женщин род размножается, рождаются дети. У шаманов есть и другие ритуалы, которые тоже показывают качество проведённого обряда. 

Предки накормлены

Родовые обряды сегодня делают абсолютно все, говорит Оксана. Наверное, это требование непростого времени. 

- К нам приезжают с этой целью люди других национальностей. Думаю, на сегодня в Бурятии уже прошло большое количество родовых обрядов - даже по людям это чувствуется. Они стали спокойнее, менее эмоциональными, более раскованными. 

Оксана Ким уверена: когда человек становится спокойнее, мягче и сдержаннее, это говорит о том, что он уверен в себе и его предки накормлены.

Автор: Валерия Бальжиева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях