Всеобщее управление качеством (Total quality management) — концепция, направленная на удовлетворение потребностей внутренних и внешних потребителей компании путем проведения постоянных улучшений. Она позволяет повысить конкурентоспособность предприятия, обеспечивает эффективную деятельность и рост прибыли. В статье рассмотрим, что такое принципы TQM, а также расскажем о преимуществах концепции и возможных проблемах, возникающих при ее внедрении.
На каких принципах основывается TQM
Философия TQM строится на следующих принципах:
- Ориентация на потребителя. Поскольку потребители устанавливают требования к уровню качества, предприятия должны понимать и предугадывать их потребности, а также учиться превосходить ожидания.
- Процессный подход. Вся деятельность предприятия должна рассматриваться как комплекс взаимосвязанных процессов, каждый из которых направлен на достижение конкретного результата.
- Лидерство. Руководящий состав должен обеспечивать единство цели и направления развития.
- Непрерывное улучшение. Этот процесс подразумевает выявление проблем, а также выработку комплекса необходимых корректирующих и предупреждающих мер по их появлению.
- Вовлечение сотрудников. Каждый сотрудник должен участвовать в развитии системы управления качеством.
- Использование достоверных фактов при принятии решений. Для внедрения улучшений требуется постоянно контролировать и анализировать работу предприятия.
- Отношения с поставщиками. Деятельность предприятия и его поставщиков взаимосвязана, поэтому установление взаимовыгодного сотрудничества дает возможность обеим сторонам наладить эффективный процесс создания ценности.
Преимущества концепции всеобщего управления качеством
Преимущества TQM для промышленного предприятия:
- Рост прибыли, который достигается за счет увеличения степени удовлетворенности потребителей и повышения их лояльности.
- Улучшение коммуникации между сотрудниками, которые начинают лучше понимать свои роли и задачи в компании.
- Увеличение производительности за счет улучшения процессов производства и уменьшения количества ошибок.
- Уменьшение затрат за счет использования более эффективных методов производства и оптимизации процессов.
Проблемы при внедрении TQM
Внедрение TQM в работу предприятия может сопровождаться рядом проблем, которые существенно снижают эффективность изменений:
- Отсутствие готовности к нововведениям. TQM требует значительной перестройки в организации работы компании, полной вовлеченности руководства и проведения обучения для сотрудников.
- Отсутствие стратегии развития. Для внедрения концепции нужен четкий план действий и конкретные, последовательно реализуемые цели.
- Ориентация на краткосрочные выгоды. Вся работа должна быть нацелена на долгосрочное развитие предприятия и стабильный рост доходов.
Основой для внедрения принципов TQM является грамотное производственное планирование. От его качества во многом зависит, сможет ли предприятие успешно работать по новым правилам. Качественное производственное планирование, в свою очередь, требует использования автоматизированных систем последнего поколения, основанных на новейших технологиях и разработках. Переходите по ссылке, чтобы узнать о системе Adeptik APS — современном инструменте, обеспечивающим успешное внедрение TQM.