Для любителей адреналина мотогонки не просто зрелищный вид спорта, а любимое дело, для некоторых и вовсе образ жизни. Руслана Харчук за рулем мотоцикла с восьми лет. Сегодня юная любительница скорости — бронзовая чемпионка России по мотокроссу. Девушка рассказала «Информ Полису», за что любит этот опасный спорт, почему женский мотокросс сложнее и сколько стоит содержать мотоцикл.
Город Кяхта расположен на границе с Монголией. Чтобы встретиться с чемпионкой, мы преодолели больше двухсот километров. Правда, этим юную спортсменку не удивишь. На все соревнования она с родителями добирается на автобусе, который семья переоборудовала специально для дальних путешествий.
— Занимаюсь мотоспортом около шести лет. Сейчас мне четырнадцать. С мамой и папой объездили практически всю страну. Как только открывается сезон, тут же отправляемся в путь, — рассказывает Руслана.
День на раздумья
Как оказалось, главным тренером и человеком, который сыграл важную роль в становлении девочки как гонщика, стал ее отец. Александр Харчук сам долгие годы занимается мотоспортом и работает автомехаником.
— Как-то папа предложил начать заниматься мотокроссом. Он мне показал видео, объяснил, что это такое. У меня был день на раздумья, разумеется, я согласилась. Сначала не получалось, потому что ездила я медленно, много падала. Но, как и в любом деле, просто нужно время, и прошлый год показал, что я не зря старалась. Стала чемпионкой Иркутской области, заняла призовое место на соревнованиях в Монголии, — делится мотогонщица.
Мальчиков в семье Харчук нет, из всех четырех дочерей опасный вид спорта пришелся по душе лишь Руслане, и родители такому увлечению дочери только рады.
— Это в любом случае здоровая среда. Вокруг спортсмены, активные люди, интересные. В том числе ровесники, которые также стремятся к победе, тоже в них энтузиазм не угасает, — комментирует Александр Харчук.
Синяки и ссадины неизбежны
Тренируется Руслана каждые выходные. Пишет в чат в социальных сетях, ищет желающих поездить вместе. Так собирается дружная и веселая компания из десяти человек.
— Нужно просто запастись терпением. На тренировки уходят все выходные. В будние дни разбираешь, моешь мотоцикл, стираешь форму. И на себя как будто не остается времени, думаю, поэтому многие бросают. Просто не хватает усидчивости и дисциплины. После женской гонки мы поняли, что нужно уделить еще больше времени физической подготовке. Так что каждый день я по полчаса катаюсь на велосипеде. Теперь его везде с собой беру, даже в путешествия, — рассказывает гонщица.
Не так давно Руслана перенесла тяжелую травму. Перелом руки выбил девушку из соревнований практически на год.
— Синяки постоянно бывают. Мотоцикл весит больше ста килограмм, и никак от травм уберечь себя нельзя. Растяжение ноги тоже часто бывает у спортсменов в мотокроссе, колени болят после сложных заездов. Порой сил вообще нет после первого этапа, настолько непростые бывают трассы. Но я все равно перебарываю себя и стараюсь добраться до финиша, — говорит Руслана.
В Бурятии тренеров нет
Чтобы уровень девочки постоянно рос, отец прилагает немалые усилия и находит для нее тренеров в разных городах. В Бурятии тех, кто мог бы обучать Руслану, нет.
— Мы часто выезжаем на двухнедельные сборы, были в Иркутске, Омске, Подмосковье. За шесть лет у меня сменилось несколько тренеров, каждый показывал что-то новое, интересное. Папа все это фиксировал, запоминал, и уже дома мы тренировались по новой методике. И этот опыт очень многое дает, потому что в Бурятии нет школ по мотокроссу, в которые я могла бы пойти учиться, нет организаций, которые могли бы мне в этом помочь. Так что все своими силами, — делится девушка.
Постоянное обучение очень важно, считает Александр Харчук. Только в последние годы их семья начала посещать соревнования на западе России. Уровень спортсменов там на голову выше, ведь тренироваться они могут круглый год, к тому же в состязаниях принимают участие не самоучки, а подростки, за которыми стоят целые команды с тренерами.
Спонсоров у семьи Харчук нет, как они сами говорят, все держится на собственном энтузиазме.
— Деньги вкладываем сами. Сейчас очень большие расходы на ремонт мотоциклов, запчасти, форму. Все изнашивается, рвется. Хороший мотоцикл может стоить больше миллиона рублей, каска от семи тысяч рублей, бензин тоже не дешевый. А экономить на чем-то не получится, потому что на кону стоит жизнь человека. Нельзя экономить на собственной безопасности, — поясняет Александр.
Ремонтом техники отец Русланы занимается самостоятельно и учит этому дочь.
— У нас с папой есть правило: я разбираю мотоцикл, папа чинит сломавшуюся деталь, и я его собираю. Знание мототехники помогает спортсмену понимать различные процессы, которые происходят в момент гонки, и дает определённые преимущества, — рассказывает девушка.
Чемпионка России
Кубок России по мотокроссу ждали долго. Руслана не могла участвовать в соревнованиях, пока ей не исполнилось четырнадцать лет.
— Уровень нашей гонщицы вырос, а стоять на месте смысла не было. Решили выдвинуться на Кубок России. В результате третье место в женском заезде. Честно признаемся, надеялись попасть хотя бы в десятку, — говорит папа девушки.
Женский мотокросс оказался намного сложнее мужского. Среди девушек, в отличие от мужчин, возрастных групп нет. Руслана Харчук была самой юной спортсменкой, соревноваться ей пришлось с опытными мотогонщицами, самой взрослой из участниц было 34 года.
— После этой победы будем подавать документы на мастера спорта, сейчас у меня КМС. Думаю, результат неплохой, — смеясь, рассуждает Руслана.
В скором времени девушка отправится в Ангарск на Кубок Сибири и Дальнего Востока. Там разделения по полу не будет, соревнования смешанные. Соберутся мотогонщики не только из России, приедут участники из Монголии и Китая. Но юная мотогонщица только рада возможности состязаться с сильными соперниками.
— Чем опытнее и сильнее люди, с которыми ты соревнуешься, тем быстрее растешь сам в плане техники и сил. Бывает, мы с папой участвуем в одном заезде и стараемся не уступать друг другу. И даже если я падаю, он не помогает, меня ведь по правилам исключат в таком случае, — объясняет девушка.
Сейчас юная спортсменка из Бурятии готова покорять новые вершины или, лучше сказать, новые дороги, и цель ее не только призовые места, но и новые знакомства, города и впечатления.