Законопроект, который будет разрешать проведение сплошных рубок в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, успел наделать шума после принятия Госдумой в первом чтении. Некоторые находили его вредным для священного озера, а другие устроили митинг в его поддержку.
Мы решили разобраться, о чем же этот законопроект на самом деле и какие новшества он принесет для жителей Бурятии и Иркутской области. Об этом читайте в материале «Информ Полиса».
Срубил одно — посади пять
Госдума 11 июля на пленарном заседании приняла в первом чтении законопроект о внесении изменений в статью 251 Федерального закона «Об охране озера Байкал» и статью 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе», которые касаются рубки деревьев и строительства объектов в центральной экологической зоне Байкальской природной территории (далее — ЦЭЗ БПТ).
Депутат Госдумы Вячеслав Дамдинцурунов в соцсетях пишет, что принятие законопроекта для Бурятии является вопросом реализации права на достойную жизнь.
— Мы хотим сохранить Байкал для потомков, создавая качественные условия для ныне живущих. Важно, чтобы в моей родной республике могли обустраиваться дороги, строились объекты социальной инфраструктуры и очистные сооружения, благоустраивались кладбища. Законопроект принят в первом чтении. Предстоит ещё очень много работы. Ко второму чтению будем уточнять формулировки и конкретизировать детали, — заявляет депутат.
О чем он (законопроект) будет, разъясняет глава Бурятии Алексей Цыденов в интервью журналистам, которое он дал во время митинга в поддержку поправок, прошедшего в парке «Юбилейный» 16 июля.
— То количество ограничений, запретов и норм, которые сегодня действуют, в совокупности приводит не к защите Байкала, а во многом к созданию угроз и ухудшению ситуации. Поэтому эти поправки действительно долгожданные и решают накопленные проблемы, что пойдет на благо озера и людей, — уверен глава. — Сплошные санитарные рубки в законопроекте не предусмотрены (предусмотрены сплошные рубки. — Прим. авт.). При этом там сказано: срубил одно дерево — посади пять. Искусственное лесовосстановление, предусмотренное законом, действует для всех видов работ. Например, инвестор на территории особой экономической зоны (ОЭЗ) строит гостиницу, ему нужно спилить 20 деревьев. РАЛХ выделяет ему место под рубку и разрешение, также выделяет участок для лесовосстановления на ближайшей к месту спила площадке. Инвестор проводит лесовосстановление, а РАЛХ актирует, что он провел эти мероприятия по правилам и сеянцы не погибнут.
Ст. 23.5 Лесного кодекса РФ. Сплошными рубками признаются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников или без такого сохранения с проведением последующих мероприятий по искусственному лесовосстановлению. Сплошные рубки допускаются на лесных участках, предоставленных для заготовки древесины, только при условии проектирования и последующего лесовосстановления.
Решение шести проблем
Далее глава Бурятии перечисляет проблемы, которые будут решены новыми поправками. Во-первых, это пожарная безопасность. В ЦЭЗ БПТ, которая находится на берегу Байкала в Бурятии и Иркутской области, десятки и даже сотни лет расположены 159 населенных пунктов, где проживает 160 тысяч человек.
— Поселки соприкасаются с лесом, некоторые деревья находятся прямо в населенных пунктах. Но противопожарных разрывов нет, что создает угрозу поселкам и лесу. Пожар может прийти из леса в село или из поселка в лес. Вспомним, недавно был лесной пожар рядом с Таксимо, противопожарные разрывы помогли удержать и потушить возгорание. Законопроект разрешает рубку деревьев вокруг населенных пунктов в зоне ЦЭЗ для их создания. Они работают. Срубить несколько деревьев, чтобы другие не сгорели, — кому от этого плохо? Мы знаем, что от пожара многократно больше деревьев гибнет, — объясняет Алексей Самбуевич.
Ст. 53.1 Лесного кодекса РФ. Меры противопожарного обустройства лесов включают прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос.
Во-вторых, в законопроекте предусматривается создание инфраструктуры в населенных пунктах и ОЭЗ. В ЦЭЗ больше 150 поселков, а очистных можно по пальцам пересчитать, продолжает глава республики. Их нужно строить, чтобы стоки от жизнедеятельности людей попадали в Байкал очищенными.
— Законодательство сейчас предъявляет завышенные требования к качеству сточной воды, а современные технологии до этого еще не дошли. Очистные также не строились из-за запрета на рубку деревьев на месте строительства, чтобы протянуть дорогу, воду, ЛЭП. Но если очистных нет, разве у людей нет отходов? Это не так. Если мы говорим о реальной защите Байкала, то нужно их строить, и законопроект позволяет это сделать, — говорит Цыденов.
Стоит отметить, что в приложении к законопроекту для проведения сплошных рубок указан лишь перечень земельных участков в ОЭЗ «Ворота Байкала» Иркутской области, но не ОЭЗ «Байкальская гавань» в Бурятии. Можно предположить, что и распространяться поправки на эту туристическую зону не будут.
В-третьих, отмечает глава, строительство селезащитных сооружений. Эта поправка больше относится к Байкальскому целлюлозно-бумажному комбинату (БЦБК) в Иркутской области, получившему известность как крупнейший источник загрязнения озера. По словам главы, накопленные там отходы стоят под горой и из-за сели могут попасть прямо в Байкал. А рубка деревьев позволит построить укрепления.
— В-четвертых, узаконивание земельных участков. В 80-е годы составлялись лесные кварталы, и из-за уровня технологий населенные пункты в них попали. А некоторым из них больше 200 лет. Люди ничего не могут сделать со своими участками и живут вне закона, потому что законодательство не позволяет привести границы лесного фонда в соответствие с существующими. Закон о лесной амнистии решил этот вопрос по всей стране, но на ЦЭЗ он не распространяется. А поправки позволяют подвести лесные кварталы к реалиям жизни, — разъясняет Алексей Цыденов.
В-пятых, антропогенная нагрузка из-за туристов. Глава считает, чтобы ее снизить, нужно создавать соответствующие условия на Байкале.
— Законопроект позволяет в существующих границах ОЭЗ строить гостиницы, очистные, тропы, линии электропередачи, дороги, сервис сделать для людей. Тогда появится альтернатива для культурного отдыха, — добавляет он. — В-шестых, строительство дорог. Сейчас мы делаем дорогу Улан-Удэ — Курумкан, но встали, потому что не можем ее сдвинуть, чтобы сделать асфальт. Нельзя, хотя это никак не касается Байкала. В законопроекте поименно указаны дороги, которые можно строить и расширять. На самом деле объемы рубок по всем пунктам копеечные, все участки прописаны, деревьев там немного.
В конце Алексей Цыденов отметил, что вопрос предоставления земель в собственность в законопроекте не решен. В ЦЭЗ нельзя этого делать, поэтому возникают проблемы у многодетных семей и детей-сирот с оформлением земли.
Минприроды или РАЛХ?
В пресс-службе Минприроды Бурятии нам сообщили, что законопроект не предусматривает проведение сплошных санитарных рубок в ЦЭЗ БПТ, а также границах особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Также не предусмотрен перевод земель ООПТ в земли иных категорий.
— Законопроект направлен на социально-экономическое развитие прибайкальских районов в ЦЭЗ БПТ и сохранение озера Байкал, — коротко пояснили в министерстве. — Орган исполнительной власти, осуществляющий переданные Российской Федерацией полномочия в сфере лесных отношений в Бурятии, — это Республиканское агентство лесного хозяйства (РАЛХ), которое в свою очередь будет курировать вопросы компенсационного лесовосстановления, а также определять участки из состава земель лесного фонда под посадки.
В РАЛХ же нам дали противоположный ответ: «В соответствии с положением, Минприроды РБ является исполнительным органом государственной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере использования, воспроизводства и охраны (защиты) природных ресурсов, включая леса, а также по участию в выработке и реализации нормативно-правового регулирования в области лесных отношений».
Пока что законопроект прошел только первое чтение в Госдуме. Наверняка найденные недочеты будут учтены и исправлены, а ответственные лица станут более явными. Надеемся, за это время он не дополнится новыми пунктами, которые не пойдут на пользу экологии Байкала.
Законопроект предусматривает изменения и дополнения статьи 251 ФЗ «Об охране озера Байкал» и статьи 11 ФЗ «Об экологической экспертизе».
По 31 декабря 2030 года в ЦЭЗ БПТ проведение сплошных рубок допускается для строительства, реконструкции и эксплуатации:
- Сооружений инженерной защиты территорий и объектов (селезащитные сооружения, очистные и т.д.) на реках Иркутской области согласно приложению.
- Объектов систем коммунальной инфраструктуры в населенных пунктах и ОЭЗ «Ворота Байкала».
- Объектов временного размещения, общественного питания и бытового обслуживания в ОЭЗ «Ворота Байкала».
- Автодорог согласно приложению.
- Противопожарных разрывов в населенных пунктах согласно приложению, включая мероприятия по охране окружающей среды.
- Линейных объектов на перечисленных выше объектах.
- Лесовосстановление и комплексные посадки деревьев проводятся в объеме 5 к 1 относительно объема вырубленных.
- Увеличение площади ОЭЗ «Ворота Байкала» и создание новых экономических зон в ЦЭЗ БПТ не допускается.
- При строительстве в ОЭЗ «Ворота Байкала» необходимо проведение комплексного экологического обследования строительной площадки на федеральном уровне.
По 31 декабря 2025 года в ЦЭЗ БПТ допускается перевод земель лесного фонда в случаях:
- Перевода в земли особо охраняемых природных территорий и объектов при организации и создании военных и гражданских захоронений.
- Перевода земель в земли населенных пунктов (согласно списку из приложения) при установлении документами территориального планирования границ населенных пунктов в пределах фактически занятой ими территории по состоянию на 1 января 2018 года.
В приложениях к законопроекту указаны семь автомобильных дорог, 41 населенный пункт в Бурятии и 22 в Иркутской области, а также два объекта, находящиеся в ЦЭЗ БПТ, на которые распространяются поправки.
В Бурятии:
- пгт. Усть-Баргузин
- с. Адамово
- п. Журавлиха
- с. Зорино
- с. Макаринино
- г. Бабушкин
- п. Мантуриха
- п. ст. Мишиха
- п. ст. Переемная
- п. Прибой
- с. Шерашово
- с. Большая Речка
- ст. Посольская
- п. ст. Посольская
- п. Клюевка
- у. Дулан
- с. Быково
- с. Фофаново
- с. Переемная
- ст. Кедровая
- п. Танхой
- п. Речка
- п. Ивановка
- с. Сухая
- с. Заречье
- п. Новый Энхэлук
- с. Выдрино
- с. Истомино
- с. Кика
- с. Гремячинск
- с. Котокель
- с. Черемушки
- с. Горячинск
- лесной поселок Золотой Ключ
- пгт. Кичера
- п. Холодная
- п. Душкачан
- г. Нижнеангарск
- с. Байкальское
- с. Верхняя Заимка
- г. Северобайкальск
В Иркутской области:
- с. Малое Голоустное
- г. Байкальск
- п. Солзан
- п. Утулик
- п. Мангутай
- п. Новоснежная
- п. Мурино
- п. Шида
- д. Куркут
- с. Шара-Тогот
- д. Зама
- д. Кочерикова
- с. Онгурен
- д. Куяда
- д. Нарин-Кунта
- д. Попова
- д. Петрова
- д. Тырган
- д. Таловка
- д. Алагуй
- д. Куреть
- д. Харанцы
Автодороги:
- Р-258 «Байкал» Иркутск — Улан-Удэ — Чита
- А-333 Култук — Монды — граница с Монголией
- 25Н-407 Хужир — Харанцы
- 25Н-209 Иркутск — Листвянка
- 25Н-401 Тогот — Курма
- 25Н-055 Баяндай — Еланцы — Хужир
- 81К-001 Улан-Удэ — Турунтаево — Курумкан — Новый Уоян
Объекты:
- Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат (БЦБК)
- ОЭЗ «Ворота Байкала»