Накануне в Кремле состоялось заседание президиума Госсовета по вопросам развития общественного транспорта в стране, которое провел президент России Владимир Путин.
В заседании принял участие глава Бурятии Алексей Цыденов - он возглавляет комиссию Госсовета по направлению «Транспорт».
Как сообщает ТАСС, во время своего выступления Алексей Цыденов отметил, что существующая концепция развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом нуждается в обновлении.
- В части пригородных железнодорожных перевозок необходимо актуализировать концепцию пригородных перевозок. Сегодня мы живём по концепции, утверждённой правительством в 2014 году, многое уже изменилось, требуется актуализация. Просили бы тоже [дать] такое поручение, - сказал он.
По его словам, до 2035 года необходимо обновить 9,5 тыс. вагонов пригородного подвижного состава в связи с ростом перевозок.
- В части железнодорожных пригородных перевозок у нас 1,03 млрд человек перевозятся. Объем железнодорожных перевозок в 2023 году вырос на 5% по сравнению с предыдущим. Количество вагонов, которые у нас курсируют на сети, - 12,1 тыс., - пояснил глава Бурятии.
Он добавил, что отсутствуют долгосрочные контракты на закупку вагонов.
- На 2023 год в планах покупка 830 вагонов, на 2024 год - 1 026 вагонов, дальше тоже мы пока не понимаем, как действовать. Контрактация сделана только на ближайшие годы, - резюмировал Цыденов.
Затронул глава республики и тему обновления парка автобусов в стране.
Так, потребность всех регионов России в новых автобусах до 2030 года оценили в 65 тыс. машин.
- Всего общая потребность до 2030 года, если брать по автобусам, у нас 65 тыс. Это по износу - 57 [тыс.] плюс то, что касается новых перевозок. При этом потребность 65 тыс. - это по всей [стране], включая Москву, - сказал Алексей Цыденов.
Всего же, по словам председателя комиссии, регионам необходимо 20 тыс. малых автобусов вместимостью до 20 сидячих мест, 17,5 тыс. средних - до 30 сидячих мест, а больших автобусов, до 40 сидячих мест, - 22 тыс. Кроме того, для дополнительных перевозок в новых районах и кварталах необходимо дополнительно 7,3 тыс. автобусов. Он добавил, что потребность обновления троллейбусов до 2030 года составляет 5 тыс., трамваев - 4,2 тыс.
- В этом году у нас производственные мощности по автобусам и электробусам - 40,5 тыс., законтрактовано 21,8 тыс., то есть у нас половина «в заделе» есть. Следующий год - законтрактовано всего 4%, то есть это неравномерность наличия финансов, отсутствие долгосрочных возможностей. Это нагрузка на производителей и заказчиков, - пояснил он.
Для продления программы льготного лизинга автобусов регионам необходимо не менее 60 млрд рублей, за исключением Москвы.
- Ключевым условием, и вы это сказали, [является] наличие постоянного источника [финансирования], и возможность прогнозирования работы. Мы посчитали - на продление программы льготного лизинга автобусов необходимо финансирование в размере 60 млрд рублей в год - это одна из самых эффективных мер сегодня. И совместно с Государственной транспортно-лизинговой компанией сделали расчеты - это без потребностей Москвы - эти деньги позволяют 10 тыс. автобусов разных классов в год обновлять на условиях софинансирования 60 на 40, - сказал Алексей Цыденов.
Он отметил, что профильная комиссия Госсовета считает, что необходимо учитывать экономические возможности каждого региона и, соответственно, устанавливать долю софинансирования каждого субъекта с учетом его долговой нагрузки и бюджетной обеспеченности.
- С учетом эффективно принимаемых сегодня мер, общая просьба всех регионов - продлить действующую программу поддержки до 2030 года, в том числе предусмотреть снижение среднего возраста автобусов, и в целом транспортных средств, включение в программу транспортных средств высокого экологического класса - это газомоторные, дизельные высоких экологических классов и электробусов, - добавил он.
При этом председатель комиссии пояснил, что до получения дополнительных средств на развитие общественного транспорта регионы должны разработать комплексный транспортный план, максимально повысить внутреннюю эффективность работы общественного транспорта, в том числе обеспечить согласованность роста экономических показателей перевозок с общими макроэкономическими показателями в регионе.
По итогам заседания Владимир Путин поддержал предложения участников Госсовета. Они будут доработаны в течение двух недель и представлены президенту РФ.