Жительница Тарбагатайского района Бурятии Наталья Гуслякова 8 лет известна как талантливая мастерица, чьи работы можно увидеть по всей России и за рубежом. Она шьет достоверные наряды для кукол в стиле семейских и тряпичные куклы-обереги. В руках мастерицы они превращаются в произведения искусства, которые покупают ценители по всей стране. Наталья Николаевна рассказывает, как начала свой творческий путь.
- С чего начался ваш путь к созданию кукол? Как и почему вы выбрали это занятие?
- Мои предки, бабушки и дедушки, всегда занимались ручным ремеслом, обработкой дерева и шитьем. Я это видела и приучалась. Когда была моложе, не хотелось этим заниматься, а сейчас стало интересно. Я живу в Тарбагатайском районе, и хотелось бы сохранить наше семейское наследие, передать детям. Решила поддерживать традиции работы с тканями.
У моей родственницы есть кукла, которой 55 лет, она в хорошем состоянии, пластик качественный. Решили с мамой, Галиной Федоровной, полностью сшить семейский костюм. Родственница была так рада! После этого решила продолжать. Это было около восьми лет назад.
Изучала семейские сарафаны, как сшить на куклу, какие ткани подобрать, чтобы не сильно мялось и было по канону. Сейчас мама иногда помогает. Она в свое время была закройщицей, швеей, поэтому хочет что-то другое. Ей больше вязание по душе.
Платья для кукол шили до меня, хочу, чтобы это не терялось, сохранить традиции. Начала покупать больших и маленьких кукол, шить на них наряды. Костюмы детализированные, съемные. Такие, как в жизни. Есть куклы с подъюбниками: женщины носили три юбки (исподнее, юбка и сарафан). В данный момент получается шить две юбки на маленьких кукол, иначе будет большой объем и наряд не будет смотреться правильно. Также изготавливаю куклы-обереги (например, травница от болезней), рассказываю, зачем они нужны, или прикладываю аннотацию.
Хобби стараюсь совмещать с работой специалиста по сельскому хозяйству, поэтому только пять лет назад задвинула остальные дела и плотно занялась куклами.
- Кто ваши основные покупатели? Есть спрос в Бурятии и за рубежом?
- Спрос немного есть. Раньше спрос за рубежом был, покупали туристы из Германии, Польши… Покупают проезжие, гости выставок и ярмарок, на Запад России. Иногда совершенно другой культуры люди покупают: недавно приезжал мусульманин из Владивостока и купил все необычное, в том числе куклу-оберег.
- Что вас отличает от других? Вашу продукцию?
- У славян все равно перекликается культура, но чисто семейское делают в основном только в Бурятии. Думаю, прямо схожих кукол нет, все равно у каждого своя индивидуальность. Повторить куклу можно, но она все равно не будет такой же.
- Какие материалы используете и где их покупаете?
- Кукол покупаю на оптовых базах, там цена чуть меньше. Стараюсь брать белорусских, они по качеству хорошие и устойчивые, но дорогие, 2,5–3 тысячи рублей, поэтому делаю на заказ. Но российские куклы почему-то дороже. Куклы-обереги не шьются, они ниточками обматываются без иглы (куклы-мотанки). А остальные материалы в обычных магазинах тканей покупаю.
Семейские надевали большой платок на голову размером полтора на полтора метра, с ними проблема. Их нужно искать, потому что один бабушкин платок размером метр на метр полностью уходит на одну большую куклу, чья высота 55–60 см.
Кожа у меня есть, она идет на обувь мужскую, иногда женскую - праздничные красные сапожки, чирки, ичиги. Для девочки обувь кожаная или тканевая. Ичиги я еще могу сделать, а чирки, которые для взрослого сшить ничего сложного, для куклы не получаются.
Участвовала от района в фестивале «Арт-Бурятия», было интересно. Рассказали, как оформить, как упаковывать и продавать. Очень интересно. Много почерпнула, свои недоработки какие-то есть. Будем улучшать свои сувениры, новшества привносить. Например, белорусские куклы продаются без коробки, приходилось брать красивый пакет и крепить бантик. А по-другому не подберешь упаковку, имеющиеся не подходят под наши параметры.
- Какую еще продукцию вы создаете? Есть новинки?
- Недавно лестовки начали шить на заказ. Это старообрядческие молитвенные четки, если простым языком говорить. Лестовка состоит из валиков (бобочек), которые сплетены в ленту, внутрь бобочков вставляю бумажный свиток с молитвами. Если человек сам может это сделать, то оставляю пустые бобочки. Участвовали в фестивале «Степной ветер», и там несколько лестовок купили, чтобы ходить в церковь. Есть бабушки, которые до сих пор всегда ходят с лестовкой, но в силу возраста не могут сшить себе новую, поэтому покупают. Сделали небольшую партию, чтобы были. Спрос на них небольшой.
- Пандемия и санкции как-то осложнили вам жизнь?
- Когда ковидом болела, нужно было чем-то заниматься, и это было спасение. На ценах это не сказалось особо. В принципе, на все цены растут, но у нас кровь семейская, и мы запасаемся впрок. Все шкафы забиты тканями и сопутствующими материалами.
- Сколько в год вы производите продукции?
- В год не считала. Если есть спрос, допустим, едем на фестиваль, то начинаем что-то делать. Одну большую куклу делаю вечерами неделю. То есть четыре куклы в месяц, если плотно работать. А еще же работа есть, хозяйство.
- Какой у вас примерный годовой доход?
- Ну прямо так нет, это больше для развлечения. Иногда куклу продам, и эти же деньги идут на сырье. Крупного дохода нет. Большая кукла стоит 5 тысяч рублей. Маленькие стоят 2–2,5 тысячи рублей.
- Какие планы?
- Планы есть. С одной стороны, с работы не хочется уходить, основной все-таки достаток. А хобби не всегда приносит доход, хорошего сбыта как такового нет. Чтобы расширяться, нужно самозанятость оформлять. Пока с этим вопрос открытый. Продаю кукол в основном на ярмарках, фестивалях, на заказ. Готовлюсь участвовать в сентябре в фестивале к 90-летию Тарбагатайского района. Соцсети не веду, мне интереснее воочию общаться. Возможно, буду в этом направлении развиваться.
- Успехов!
- Спасибо!