Историю государства правомерно рассматривать с точки зрения развития его финансов, ибо «финансы – это жизненная сила государства».
Столетняя история Министерства финансов Республики Бурятия – это несколько этапов развития финансовой и бюджетной политики, менявшейся в зависимости от конкретных политических задач строительства страны и самой республики, это целые поколения людей и их судьбы, это жизнь, которая теперь отображена в пожелтевших фотографиях, цифрах и фактах, поступках и действиях тех, кто создавал, развивал и преумножал «жизненную силу» нашей любимой республики.
Первые шаги
Становление финансового ведомства Бурятии проходило в тяжелейших условиях разрухи после Гражданской войны.
12 сентября 1923 года Положением о государственном устройстве Бурят-Монгольской АССР, за подписью председателя ВЦИК Михаила Ивановича Калинина, был учрежден Наркомфин Бурятии. Первым наркомом финансов Бурят-Монгольской АССР был назначен Кузьма Сергеевич Ильин.
За годы Первой мировой и Гражданской войн была потеряна или уничтожена четвертая часть довоенного богатства России (около 50 млрд золотых рублей). Объемы продукции промышленности сократились в семь раз. Сельское хозяйство, составлявшее основу отечественной экономики, лежало в руинах. В этих сложнейших условиях Наркомат финансов Бурят‑ Монгольской АССР начал работу по формированию бюджета республики.
Первый бюджет автономной республики был утвержден 3 ноября 1925 года Революционным комитетом Бурят‑ Монгольской АССР в форме перечня доходов и расходов местных бюджетов.
С принятием бюджета низовые местные бюджеты (городские, аймачные, волостные, хошунные) получили четкий перечень своих закрепленных доходов, составивших их собственную доходную базу, и утвержденные направления в расходовании средств на нужды местного хозяйства.
Бюджет Бурят‑Монгольской АССР отражал все важнейшие политические и экономические задачи, которые ставились в восстановительный период (1923–1927). Выполняя функцию распределения национального дохода на всех этапах, бюджет обеспечивал необходимыми денежными средствами развитие всех отраслей народного хозяйства и осуществлял контроль над производством и распределением материальных и денежных ресурсов.
В годы сплошной коллективизации сельского хозяйства в конце 1920–1930‑х годов налоговая политика была тесно связана с процессом коллективизации и раскулачивания. Последовательно проводился курс на выявление всех источников доходов у населения и обложение их налогом. Прежде всего это касалось доходов от кустарно‑ремесленных промыслов, работы по найму и других неземледельческих занятий крестьян, а также доходов от продажи продукции на рынке.
Эффективная финансовая система
Управление налогов Бурнаркомфина, а именно финансовые инспекторы, проводило ревизию коммерческих предприятий, проверяло уставы и делопроизводство, собирало налоги – промышленный налог, подоходный налог, акцизы, таможенный налог, взыскивало штрафы, гербовый сбор и др. При этом за каждым аймаком республики был закреплен свой финансовый инспектор.
В предвоенный период народное хозяйство Бурятии достигло значительных успехов в промышленности и сельском хозяйстве. За годы трех первых пятилеток в области промышленности в республике активно развивались машиностроение и электрификация, расширялась топливная база, увеличивалось производство строительных материалов, развивалась легкая и пищевая промышленность. Увеличивалось более чем в полтора раза количество тракторов и грузовых автомобилей в МТС, а комбайнов — почти в три раза. Посевные площади в колхозах расширились почти на 15 %, чуть ли не в два раза увеличились посевные площади картофеля и овощей. Увеличилось и поголовье крупного рогатого скота и свиней.
Была ликвидирована неграмотность населения, создана система здравоохранения. Все эти успехи были бы невозможны без создания эффективно действующей финансовой системы, основу которой составляли Наркомфин республики и его территориальные органы в городах и аймаках.
При составлении бюджета республики были приняты меры к полному выявлению источников доходов населения, максимальному сокращению расходов на административно‑управленческий аппарат, направлению всех выявленных доходов на финансирование народного хозяйства и промышленности.
В эти годы Наркомат финансов Бурят‑Монгольской АССР возглавляли Михаил Ефимович Атанов (1925–1928), Иван Васильевич Ченкиров (1928–1929), Аюши Тэлиевич Тэлин (1929–1935), Бато-Жаргал Базарович Базарон (1935–1937).
Труднейшим испытанием для страны стала Великая Отечественная война, вызвавшая необходимость коренной перестройки всего народного хозяйства.
Перед финансистами республики встала задача по мобилизации всех финансовых ресурсов не только на развитие промышленности и народного хозяйства, но и на оборону страны. Все финансовые средства шли на помощь фронту и Красной армии. Так, согласно сведениям о поступлении средств в Фонд обороны СССР по Бурят‑Монгольской АССР, с начала войны по состоянию на 1 декабря 1944 года всего от республики поступило в фонд 462 473 тыс. рублей. Работу по мобилизации средств возглавил нарком финансов Петр Семенович Гусев (1937–1943).
Великая Отечественная война и послевоенное время
Вместе со всем советским народом в единый строй встали и работники Наркомфина Бурятии. 12 из них пали смертью храбрых в боях с немецко-фашистскими захватчиками и японскими милитаристами. Память о них увековечена на мемориальной доске в Министерстве финансов Республики Бурятия.
Большую роль в приближении победы над врагом сыграло патриотическое движение советского народа по сбору денежных и материальных средств на оборону страны. Население районов республики активно участвовало в сборе средств на строительство танковых колонн и самолетов. Не остались в стороне и республиканские финансисты.
Под руководством наркома Капитона Дмитриевича Винтовкина (1943–1948) финансовые работники Бурятии собрали в фонд обороны 115 тыс. рублей на строительство самоходного орудия «Финработник Бурят‑ Монголии», на строительство танковой колонны «Молодой колхозник» районами Бурят‑Монгольской АССР в 1943 году было собрано 917 671 тыс. рублей. Верховный главнокомандующий И. В. Сталин объявил благодарность бурятским финансистам.
27 марта 1946 года вышел Указ Президиума Верховного Совета Бурят‑Монгольской АССР, в соответствии с которым Наркомфин был преобразован в Министерство финансов.
В 1950‑е годы Министерство финансов финансировало отрасли народного хозяйства, а также жилищное строительство. Быстрый рост материального производства в стране дал возможность проведения в декабре 1947 года денежной реформы и отмены карточной системы на продовольственные и промышленные товары, снижения государственных цен на них. Осуществление денежной реформы и отмена карточной системы дали возможность роста товарооборота государственной и кооперативной торговли. Министром финансов республики в эти годы был Кирилл Михайлович Мадаев (1949–1959).
В послевоенный период возрастал и государственный бюджет республики, что являлось показателем развития ее хозяйства и культуры.
Успешное выполнение плана восстановления и развития народного хозяйства страны дало возможность приступить к составлению и выполнению нового, пятого пятилетнего плана (1951–1955), в котором намечались значительное увеличение выпуска промышленной продукции, реконструкция и расширение промышленных предприятий, а также строительство угольных, развитие металлообрабатывающей, лесной, легкой, пищевой и кооперативной промышленности.
В области сельского хозяйства запланированы повышение урожайности всех сельскохозяйственных культур, улучшение технической оснащенности, увеличение поголовья скота и его продуктивности.
Уделялось внимание развитию культуры и образования, увеличились бюджетные ассигнования и составили 62 770 тыс. рублей. Улучшилась учебно‑материальная база общеобразовательных школ.
В области здравоохранения произведены строительство новых больниц и поликлиник, оснащение лечебных учреждений новейшим медицинским оборудованием, аппаратурой, инструментами.
Объем капитальных вложений шестой пятилетки (1956–1960) составил 389 млн рублей, которые дали возможность ввести в строй новые заводы и фабрики.
Деятельность Министерства финансов в этот период неразрывно связана с именем Чимита Вампиловича Ендонова, возглавлявшего главный финансовый орган республики на протяжении более 28 лет (1959–1987).
В эти годы финансовые органы республики организовывали свою работу в соответствии с планом экономической и контрольной работы, составляемым ежегодно. Основой составления плана являлись итоги исполнения государственного бюджета республики за истекший год и результаты финансовой и хозяйственной деятельности предприятий и организаций. В план включались проверки сохранности материальных и денежных средств на предприятиях, в организациях и учреждениях, выявление потерь в сельском хозяйстве, своевременность маневрирования товарами розничных и оптовых организаций торговли; правильность использования фондов заработной платы, соблюдение штатно‑сметной дисциплины, правильность расходования средств учреждениями, состояние деятельности убыточных совхозов и планово‑убыточных предприятий и т. д.
Деятельность Министерства финансов республики высоко оценивалась на союзном уровне. По итогам Всесоюзного социалистического соревнования коллективу Министерства финансов Бурятской АССР дважды присуждалось переходящее Красное знамя Министерства финансов СССР и ЦК профсоюза работников государственных учреждений, дважды присуждались вторые и третьи места, денежные премии, дипломы.
Новейший период
Новейшая история Министерства финансов Республики Бурятия связана с непростым периодом рыночных преобразований и формированием бюджетной системы в России.
Важным шагом в развитии бюджетного федерализма стало принятие закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» в октябре 1991 года. Этот документ определил основы бюджетного устройства, понятие бюджета, бюджетного процесса и структуру бюджетной системы. 12 декабря 1993 года была принята Конституция РФ, прописавшая трехуровневое устройство системы и полномочия органов власти при формировании бюджетов.
В этот период Минфин Бурятии возглавляли Марат Галданович Намсараев (1987–1992), Виктор Антонович Дырхеев (1992–1994), Галина Васильевна Шлыкова (1994–1998).
В непростых условиях деятельность Министерства финансов Республики Бурятия была направлена на защиту интересов республики на федеральном уровне. На протяжении этих тяжелых лет М. Г. Намсараев, В. А. Дырхеев, Г. В. Шлыкова добивались выделения республике максимально возможного объема финансовой помощи из федерального центра, чтобы не допустить развала экономики и бюджетной сферы, смягчить последствия реформ для жителей республики.
Под руководством М. Г. Намсараева стали формироваться новые системы межбюджетных отношений центра и регионов. М. Г. Намсараев, В. А. Дырхеев внесли весомый вклад в становление новых для того времени финансовых структур — казначейской и налоговой служб, налоговой полиции. Под руководством Г. В. Шлыковой был проведен анализ формирования и использования финансового потенциала Республики Бурятия за 1997–1999 годы и выработаны меры по его укреплению.
Принятие Бюджетного кодекса в 1998 году означало новый этап в работе всей бюджетной системы. Целью создания Бюджетного кодекса стало упорядочение бюджетных процедур и бюджетного процесса в Российской Федерации.
Министерством финансов Республики Бурятия в соответствии с Бюджетным кодексом РФ были приняты соответствующие нормативные акты, регулирующие бюджетные правоотношения в республике.
С началом 2000 годов в России начался подъем экономики, новым президентом России был дан старт социально-экономическим реформам.
На новом этапе Министерство финансов возглавляли Александр Юрьевич Налетов (1998–2007), Игорь Юрьевич Шутенков (2007–2017). В эти годы существенно возросло значение Министерства финансов Республики Бурятия. Одними из несомненных достижений стали введение в 1999 году полного казначейского исполнения бюджета республики, принятие в 2007 году нового закона о бюджетном процессе в Республике Бурятия.
В 2004 году на федеральном уровне началась бюджетная реформа. В целях реализации одного из принципов бюджетного реформирования – обеспечения прозрачности бюджетного процесса, повышения качества управления финансами (финансового менеджмента) – в 2005 году был принят закон «О межбюджетных отношениях в Республике Бурятия».
Под руководством А. Ю. Налетова была реализована «Программа реформирования региональных финансов Республики Бурятия». Бюджет Республики Бурятия получил субсидии из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов.
В 2007 году впервые был сформирован и принят трехлетний бюджет республики на 2008–2010 годы.
Экономическая ситуация 2008–2009 годов потребовала принятия мер по обеспечению устойчивости бюджета. Под руководством И. Ю. Шутенкова были разработаны антикризисные мероприятия, включающие в себя: обеспечение поступления дополнительных дотаций на сбалансированность бюджета, подготовку соглашений с коммерческими банками о привлечении займов по пониженным процентным ставкам, осуществление жесткого контроля за использованием бюджетных средств и поступлениями налоговых и неналоговых доходов бюджетов всех уровней.
В результате принятых мер республика прошла кризисные годы без социальных потрясений. Республиканский бюджет исполнялся на бездефицитной основе, перевыполнялся план по налоговым и неналоговым доходам бюджета, отсутствовала кредиторская задолженность по публичным нормативным обязательствам и заработной плате бюджетникам.
Планы и дружный коллектив
3 ноября 2018 года Указом Президента В. В. Путина Бурятия и Забайкальский край были отнесены к Дальневосточному федеральному округу (ДФО), что, в свою очередь, открыло большие преимущества в социально‑ экономическом развитии для республики в целом. Вхождение республики в состав ДФО дало дополнительные перспективы в налогообложении, кредитовании, развитии туризма и др.
В этот период (с декабря 2017 по февраль 2021 г.) Министерство финансов Республики Бурятия возглавлял Всеволод Васильевич Мухин. Во время его руководства Министерство финансов Республики Бурятия стало осуществлять финансирование реализации национальных и региональных проектов на территории Республики Бурятия.
На современном этапе Министерство финансов Республики Бурятия возглавляет Георгий Эдуардович Мадаев, назначенный на должность министра финансов в ноябре 2022 года.
Перед финансистами республики стоит задача осуществлять финансовое обеспечение реализации на территории Бурятии национальных и региональных проектов, инвестиционных программ; активно внедрять инструменты государственной поддержки, доказавшие свою эффективность на территории Дальневосточного федерального округа.
Деятельность Министерства финансов будет направлена на обеспечение долгосрочной устойчивости бюджетной системы, повышение эффективности работы по реализации проектов в рамках инфраструктурных бюджетных кредитов и специальных казначейских кредитов, проведение взвешенной долговой политики.
Сегодня Министерство финансов Республики Бурятия – это дружный коллектив единомышленников. Опираясь на богатый опыт и традиции своих предшественников, Министерство финансов Республики Бурятия строит планы своей дальнейшей деятельности по реализации задач, определенных руководством страны и республики во благо жителей Бурятии.
Министерство финансов Республики Бурятия.