В столице Бурятии общественный транспорт стал наболевшей проблемой многих жителей города. Неотлаженное расписание и переполненные маршрутки, как страшный сон, ежегодно преследуют улан-удэнцев. Опробовать на себе самые забитые маршруты и понять, в чем же причина всеобщего недовольства, мы решили самостоятельно. Подробнее в нашем материале.
Спорная статистика
Не так давно Улан-Удэ попал в топ-10 городов с самым комфортным транспортом, по мнению аналитиков Внешэкономбанка (ВЭБ.РФ). В расчет брали 200 городов России, Москва и Санкт-Петербург не учитывались. Критериями оценки послужили удовлетворенность горожан работой транспорта, продолжительность стандартной поездки, время ожидания на остановке, интервалы движения. В результате опроса в топ-10 общего рейтинга по показателю «Мобильность» вошла и наша столица. Однако, по представленным данным аналитики, средняя продолжительность стандартной поездки увеличилась – с 18,3 минуты в 2021 году до 22 минут в 2022-м.
Мы провели собственный опрос среди жителей города, в котором приняли участие практически 1000 человек. В результате лишь 6 % опрошенных подтвердили данные статистики ВЭБ.РФ и назвали Улан-Удэ городом с комфортным общественным транспортом. Подавляющая часть, а это 40 % респондентов, ожидаемо ответила, что дорога у них занимает около 40–60 минут, также они сталкиваются с долгим ожиданием и переполненными маршрутками. За 20 минут до работы добираются настоящие счастливчики, которых всего 17 %. Остальные горожане общественным транспортом не пользуются.
Противоречивые результаты вынудили нас оценить комфорт и длительность поездки в общественном транспорте самостоятельно. Выбраны были самые интересные и популярные маршруты.
Тур по маршруткам
Первым и самым сложным стал 129-й маршрут (РК «Здоровье» – Мелькомбинат). Уже переполненный автобус пришел на остановку «Виадук» в пять часов вечера. В него с трудом протискивались люди. Стандартный пассажирский автобус FIAT Ducato имеет и стоячие места, но в ограниченном количестве. С каждой последующей остановкой количество людей все прибывало, а водитель неумолимо заявлял на весь салон: «Проходите дальше, сотниковским нужно доехать. Давайте поплотнее». Отдавленные ноги стали самым безобидным впечатлением от поездки. Правила технической безопасности не соблюдались, и любой пассажир при резком торможении мог получить травмы. Но этот момент учли, упасть не было возможности, потому что некуда – настолько плотно стояли друг к другу люди. Выйти пришлось за несколько остановок до конечной, продолжать путь мы не стали.
В сторону Мелькомбината было принято решение отправиться повторно на другом маршруте, 37-й автобус (ресторан «Кулькисон» – Мелькомбинат) оказался не настолько переполненным, но все же тесноватым. Ходит он гораздо чаще, потому было принято решение подождать следующий. Маршрутка ушла, а следом приехал «Волгобас». В гигантском по сравнению с другим транспортом автобусе уехали трое людей. До самой конечной остановки он так и не заполнился до конца. Неотлаженность расписания или торопливость горожан стали причиной самой комфортной нашей поездки и убыточной для водителя, сказать невозможно. Однако стоит заметить, что «Волгобас» нам удалось поймать лишь один раз.
На «Русском драматическом театре» спустя полчаса ожидания нам все же удалось сесть на 70-й (115-й квартал – 115-й квартал). Прокатиться по кольцевой удалось сидя. Как оказалось, везет так не всем. На сидячее место не раз претендовали пенсионерки, которые выгоняли с воплями и угрозами молодых людей, а через две остановки выходили. Желающих уехать все прибавлялось, в маршрутке становилось теснее. Отсюда возникает закономерный вопрос: если так сложно добраться до того же 111-го микрорайона, то каково уехать в город? Ответ не заставил себя долго ждать. Пришлось пропустить два переполненных автобуса и сесть на третий. В общей сложности ожидание затянулось на полтора часа.
Жалобы от жителей столицы поступали и на те маршрутные такси, которые не заезжают в отдаленные районы. Для закольцевания маршрутки № 30 (Элеватор – Элеватор) выбрали не самое лучшее расположение. Сесть в нее в часы пик невозможно, а если и удастся, то велик шанс опоздать в нужное вам место. Прокатиться на ней нам удалось в субботний день. Этот маршрут включает все, что нужно для жизни: больница, милиция, библиотека, школа, институт. Не хватает только кладбища. Но ощущения подсказывают, что во время поездки вполне можно состариться и попасть туда сразу после выхода. Проблемы все те же: долгое ожидание и переполненный автобус.
После длительной и изнурительной поездки уверенным шагом мы направились на трамвайную остановку, сели и наконец отправились домой. В голову сразу пришла мысль, что учитывались при опросе ВЭБ.РФ не только маршрутные такси, но и трамваи. А возможно, все дело в том, что автобусы для Улан-Удэ поставляют в рамках совместного проекта ВЭБ.РФ и ГТЛК. Первая партия новых «Волгобасов» вышла на маршрут в сентябре 2022 года. Дополнительные 14 поступили в начале сентября этого года. Именно в это время столица Бурятии и вошла в топ городов с самым комфортным общественным транспортом.
Как решить проблему?
Решение проблемы с общественным транспортом жители города видят в увеличении количества автобусов или дополнительном строительстве трамвайных путей, о которых говорили еще в 2021 году. Но пока никаких продвижений в вопросе не было.
– На данный момент основной проблемой все еще остается скорость общественного транспорта в Улан-Удэ. В плане оснащения также существуют некоторые недочеты, хотя на сегодняшний день ситуация меняется в лучшую сторону. Сейчас внедряется интеллектуальная транспортная система. Также предстоит поработать над инфраструктурой города, в том числе над созданием дополнительных полос движения, для комфортного передвижения жителей. А уже следом можно увеличивать количество общественного транспорта, – рассказал председатель комитета городского хозяйства, транспорта и связи Улан-Удэнского горсовета Сергей Бурдиков.
Пока маршрутки и автобусы города остаются «хорошей тренировкой для стрессоустойчивости», как пишут наши читатели. Для многих жителей отдаленных районов и пригорода комфортные поездки остаются недоступны.