Россияне регулярно получают звонки из банков с предложениями кредитов, иногда эти номера происходят с подменных номеров, то есть с неофициальных коротких номеров финансовых организаций. О причинах таких спам-атак и способах борьбы с такими звонками рассказала эксперт Центра финансовой грамотности НИФИ Минфина России Ольга Дайнеко.
Все бесчисленные звонки условно можно разделить на три основные группы:
- звонки непосредственно из банков и МФО с озвучиванием действующих условий кредитования;
- звонки из контакт-центров, предоставляющих услуги «обзвона» клиентов по базе;
- звонки от мошенников.
Банки и МФО
Попадание в базу такого «обзвона» происходит при заключении договора или подаче заявки в банке или МФО.
Клиент вправе решить, хочет ли в дальнейшем получать информацию, а также выбрать способ ее получения (например, по СМС или электронной почте, а не по телефону).
Всему виной утечка данных, которые объединяются в клиентскую базу и используются без согласия человека. Чтобы прекратить звонки, нужно также обратиться в банк или МФО и запретить (письменным заявлением) обработку своих персональных данных. Нередко даже устная просьба исключить свои данные из базы прекращают звонки.
Если звонят действительно из банка, потенциальному клиенту будет предоставлена исключительно рекламная информация, но никогда не потребуется предоставить персональные данные или совершить действия по оформлению займа/кредита немедленно по телефону.
Мошенники
Самые нежелательные звонки – это звонки мошенников. Номера звонящих могут быть похожи на номера настоящих банков. От таких звонков избавиться сложно. По-настоящему действенных средств нет, кроме блокировки нежелательных спам-номеров.
Главное, что нужно помнить при поступлении любого предложения по телефону, – никогда не давать звонящему никакой информации о себе, своих персональных и банковских данных, не совершать никакие действия, к которым принуждает звонящий (вне зависимости от «объяснения» таких действий). Всю поступившую информацию тщательно проверять в официальных источниках (на сайте финансовой организации, по телефону колл-центра или в отделении банка очно).
Медиапроект реализуется при поддержке БРИОП (www.finbriop.ru).