торговля
13195
1

«Пятерочка» перевернет продуктовый рынок Бурятии?

Журналист «Информ Полиса» попытался представить, что нас ждет после захода в республику крупной федеральной сети

Фото: x5.ru

Куча слухов, множество домыслов и предположений... То «Титан» продают «Магниту», то «Николаевский» - «Пятерочке». 

Все предположения и слухи развеялись после Дальневосточного экономического форума, где власти Бурятии провели переговоры с руководством Х5 Grouр об открытии 55 супермаркетов «Пятерочка» в Бурятии. 

Местные власти, можно сказать, открыто заявили улан-удэнским бизнесменам о том, что настала пора раскачивать экономику и создавать здоровую конкуренцию. 

Смогут ли продуктовые великаны Бурятии выдержать натиск гиганта федерального ретейла? 

Всполошились?

Жители республики уже, можно сказать, привыкли к устаревшим вывескам, скудному ассортименту, постоянному росту цен и не всегда качественным продуктам. 

Однако, взглянув на соседние регионы, местные часто задаются вопросом: «Ну неужели так сложно сделать магазины удобнее, понизить цены, поработать хотя бы над выкладкой товара, качеством обслуживания и интересной рекламой?» 

Ответ один – нет, нельзя. В той ситуации, которая сложилась в Бурятии, все это просто невозможно. И есть очевидная причина – отсутствие здоровой конкурентной среды. 

Каждый из продуктовых великанов республики занял свою нишу в экономике Бурятии. «Абсолют» – сегмент жителей с низкой платежеспособностью, «Николаевский» и «Спутник» – более «люксовый» сегмент, «Титан» же изначально пытался конкурировать то с одним, то с другим и в итоге сохранил «серединный» статус. 

Естественно, никто из них потерять свою долю не хочет, поэтому все три республиканских ретейлера (компания, которая занимается торговлей в розницу. – Прим. авт.) особых вызовов в последние годы друг другу не бросали. Количество магазинов активно не увеличивали и даже открывать магазины «дверь в дверь» (в соседних помещениях. – Прим. авт.) перестали. И вместе с этим отпала необходимость выделяться, изменяться и стремиться к лучшему. 

Все это предсказуемо привело к стабильной жизни каждой сети супермаркетов – они имеют определенный доход без лишних затрат на высококвалифицированных специалистов и экономию средств на рекламные кампании и маркетинговые активности. 

Однако благостная жизнь местных ретейлеров поставила в безысходную ситуацию простых людей. Жителям Бурятии зачастую приходится любоваться на испорченные продукты, наслаждаться низким уровнем обслуживания и приходить в восторг от завышенных цен. 

Но очевидно, что стабильная и спокойная жизнь продуктового ретейла в Бурятии близится к концу. 

Двигатель прогресса

Еще в начале лета жители Улан-Удэ могли заметить изменения в крупных сетях супермаркетов: кто-то из местных начал активно расширять ассортимент «нон-фуда» (непродовольственные товары. – Прим. авт.), а кто-то открывать новые точки и работать над собственным производством. 

С большей долей вероятности всего этого не произошло бы, если бы не заявление об открытии долгожданной «Пятерочки». 

Ни для кого не секрет, что больше всего местный бизнес боится крупных федералов. Это стало очевидным еще несколько лет назад, когда известный гипермаркет строительных товаров «Леруа Мерлен» поджали со всех сторон и не позволили нарушить покой строительных гигантов в Бурятии (ведь проще «отбиться» от врага, чем «подстраиваться» под общую игру). 

Тогда представители «Леруа» очень долго пытались получить разрешение на строительство, а позже и вовсе заявили о том, что приостанавливают открытие новых гипермаркетов. 

В чем же причина неописуемого страха? В силе новых игроков. Они имеют отлаженную маркетинговую стратегию, специалистов с федеральным опытом, налаженную репутацию и, самое важное, большие возможности в калибровке цен. 

Своим напором крупнейшие федеральные сети просто-напросто выдавливают и скупают менее удачливых и мелких конкурентов. 

По опыту соседей

Буквально несколько лет назад подобная участь настигла иркутских бизнесменов. Там так же мирно сосуществовало несколько региональных сетей, но покой нарушил заход гипермаркетов «Лента» и «Окей». И одна из крупных региональных торговых сетей «Слата» в тот момент, кажется, пережила кризис. 

Потому что любой уважающий себя федерал при завоевании нового рынка сразу же занижает цены. Зачастую это происходит в ущерб самим же себе, но таким образом происходит знакомство покупателя с новым форматом и ассортиментом. 

В этот момент региональные сети сталкиваются с понижением среднего чека и оттоком покупателей. Тогда им приходится брать себя в руки – разрабатывать промоакции, искать поставщиков, продумывать удешевление логистики, работать над мерчандайзингом и выкладкой товара, восстанавливать репутацию и даже включаться в социальную жизнь региона. 

Той же «Слате» это на какое-то время помогло держать оборону. Одним из способов конкурентной борьбы с федералами стало создание Восточного союза ретейлеров, в который вошли красноярская компания «Красный яр», иркутская «Слата» и хабаровская «Самбери». Объединение было создано для того, чтобы более эффективно конкурировать с другими сетями. 

Но в конечном итоге и «Слата», и «Красный яр» отдались в руки Х5 Grouр. Подобную картину можно наблюдать и в других регионах. 

К слову сказать, многие федеральные эксперты считают, что это новый тренд в российском ретейле – консолидировать (объединить. – Прим. авт.) силы, дабы выжить и вырасти на рынке. 

Что будет дальше?

Этот тренд, можно сказать, и есть тот самый спасательный круг для местных ретейлеров. Если говорить откровенно, то шансы на выживание у местных торговых сетей минимальны, и на это есть свои причины. 

Первая – невозможность снизить закупочную цену товаров у поставщика. Вторая – ограниченные возможности промоакций на категории товаров. Федеральные компании имеют возможность время от времени проводить специальные акции на отдельные категории товаров и «ронять» практически половину их стоимости. 

Но и из этой ситуации у местных ретейлеров есть как минимум три выхода. Первый вариант решения проблемы самый легкий и предсказуемый – продать бОльшую долю бизнеса федералам. Это поможет и решить  проблему с кадрами, и сократить затраты на логистику, и наметить новые вехи развития. По факту региональный ретейлер получит поддержку и направление развития от «старшего брата». 

Есть и другой вариант – консолидировать силы нескольких торговых сетей. Это тоже поможет закрыть некоторые проблемные вопросы, но, по опыту соседних регионов, все-таки может оказаться менее действенным способом развития. 

Третий вариант самый финансово- и энергозатратный – трансформироваться, работать над улучшением сервиса, обновлять ассортимент и формат супермаркетов. Возможно, занимать более узконаправленную нишу, находить собственные фишки и развивать собственные торговые марки. 

Какую из тактик развития и сохранения устойчивости выберет каждая из сетей – покажет будущее. Вероятнее всего, в скором времени жителей Бурятии будут ждать небольшой обвал цен на продукты и новый виток в развитии торговли республики. 

Что за «Пятерочка»?

Х5 Group - ведущая продуктовая розничная компания России.
Включает 22 682 магазина:

  • 20 248 магазинов «у дома» «Пятёрочка»,
  • 956 супермаркетов «Перекрёсток»,
  • 809 «жёстких» дискаунтеров «Чижик»,
  • 596 магазинов «Красный яр» и «Слата». 

Два главных тренда российского ретейла – мономагазины и формат маркетов «у дома». Формат мономагазинов уже активно начинает набирать популярность. Это можно заметить хотя бы по тому, как активно развиваются пекарни (делают акцент на свежую выпечку и хлеб) и недавно зашла на рынок Бурятии сеть «Красное и Белое». И это неудивительно, ведь широкий выбор разной ценовой категории и близость к дому – то, что нужно покупателю. «Пятерочка» же займет еще одно трендовое направление – формат магазина «у дома». Такие магазины способны закрыть большую часть потребностей в товарах первой необходимости. При этом они предлагают покупателям сэкономить время, силы и деньги.

Автор: Арина Филиппова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях