О развороте России на Восток говорят уже не первый год. После принятия в марте 2023 года новой Концепции внешней политики РФ этот курс стал более очевиден. О том, какие принципиальные нововведения произошли во внешнеполитическом курсе России, как выстраиваются международные связи Республики Бурятия, какие иностранные партнеры сохраняют к нам интерес, мы попросили рассказать Представителя МИД России в г. Улан-Удэ А. И. Пономареву.
Новая Концепция внешней политики РФ отражает изменения в подходах нашей страны к международным делам с учетом изменений в мире, недружественных, а порой и враждебных действий США и Запада. Западные партнеры не прекращают попыток изолировать Россию на фоне проведения нашей страной СВО на Украине, сохраняются антироссийские санкции — нелегитимные, введенные в одностороннем порядке в обход СБ ООН, вводятся новые, направленные против простых россиян, как, например, недавнее решение Еврокомиссии о запрете на ввоз в ЕС товаров российского происхождения, в т.ч. легковых автомобилей, российским журналистам отказывают в доступе на мероприятия за рубежом. Есть много примеров, не говоря уже об отмене русской культуры, русского языка и переписывании истории.
В новой концепции прямо сказано, что США и их союзники развязали против России гибридную войну нового типа, направленную на всемерное ослабление нашей страны и разрушение ее территориальной целостности. Нам пытаются навязать чуждые нам ценности, играть на национальных вопросах. В этом контексте интересны факты о «британском акценте» сепаратизма — черкесского, татарского, грузинского, прибалтийского, приведенные в книге «Англия — Россия. Коварство без любви. Российско-британские отношения», вышедшей в этом году, авторства журналиста и телеведущего И. Прокопенко и главного редактора журнала «Международная жизнь» А. Оганесяна. Технологии влияния на внутриполитические процессы, вмешательства во внутренние дела других государств, навязывания форматов зависимого существования придуманы давно.
Когда мы говорим о противостоянии доминированию Запада, то имеем в виду противостояние, в том числе, попыткам стирания традиционных ценностей и культурной идентичности, иностранному посягательству на СМИ, системы образования и национальную безопасность.
Вот почему в новой Концепции внешней политики России в числе национальных интересов отдельно обозначено сбережение народа России, укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия многонационального народа России, защита российского общества от деструктивного иностранного информационно-психологического воздействия.
Если говорить о региональных приоритетах, обновленный курс направлен в сторону усиления сотрудничества с теми странами и объединениями стран, которые действительно этого хотят. Эти приоритеты находятся за пределами Европы и Северной Америки — в ближнем зарубежье, Азии, Африке, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке и Карибском бассейне. Это разворот в сторону Востока и Глобального Юга, мирового большинства. Цивилизационный подход, курс на углубление связей с дружественными суверенными центрами мирового развития, как уже сформировавшимися (Китай, Индия), так и находящимися в процессе становления (Исламский мир, Африка, Латинская Америка, АСЕАН), — это принципиальное нововведение концепции.
Подходы России к реалиям изменившегося мира были продемонстрированы на прошедшем в сентябре во Владивостоке Восточном экономическом форуме. Его деловая программа была насыщена мероприятиями по тематике новых форм международного сотрудничества, альтернатив доминированию Запада, финансового суверенитета, роли ШОС, ЕАЭС, БРИКС в формировании нового многополярного мира. Выбор Индии, Китая, Монголии и АСЕАН в качестве партнеров для бизнес-диалога тоже не случаен, это стратегически важные векторы внешней политики нашей страны. Республика Бурятия выступила организатором панельной сессии «Россия — Монголия». Диалог показал главное — взаимную заинтересованность в реализации совместных проектов, хотя и имеются позиции, в которых есть над чем работать.
Республика Бурятия максимально задействует потенциал своего приграничного сотрудничества с Монголией: поддерживаются тесные связи с Булганским, Селенгинским аймаками, мэрией Улан-Батора, проводятся совместные выставки-ярмарки и другие мероприятия. По инициативе руководства Бурятии в вузах и колледжах региона осуществляется подготовка монгольских специалистов за счет бюджета республики.
Активный диалог ведется с Республикой Беларусь, в том числе с Брестской и Гомельской областями, действует рабочая группа по сотрудничеству под сопредседательством главы Бурятии и председателя Госкомитета по науке и технологиям Республики Беларусь. Интерес к региону проявляют партнеры из стран Азии: Вьетнама, Индии, Китая, Мьянмы, Непала и других. В этом году мы принимали с визитами генеральных консулов Китая в Иркутске, Индии во Владивостоке, дипломатов посольства Вьетнама в России. С возобновлением взаимных поездок с Китаем, прерванных на фоне COVID-19, восстанавливаются связи с китайскими партнерами, г. Улан-Удэ посетил мэр г. Маньчжурия.
Высокое иностранное представительство получил первый Международный буддийский форум, состоявшийся в Республике Бурятия в августе. Послы Индии, Таиланда, Шри-Ланки, высокие делегации Камбоджи, Лаоса, Мьянмы, Непала, Шри-Ланки и других стран прибыли обсудить перспективы сотрудничества и возможности традиционного буддизма в условиях вызовов современности. Новаторскую инициативу правительства Республики Бурятия по проведению буддийского форума отметил министр иностранных дел России С. В. Лавров. Содействие в развитии международных связей религиозных организаций, принадлежащих к традиционным для России конфессиям, находится в центре повестки международного гуманитарного сотрудничества.