Человек года
6210

«Красноармеец должен быть похоронен на родине»

Житель Бурятии ищет родственников солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны

Фото: А. Алексеев; личный архив Б. Цырендашиева

О нашем земляке, уроженце Мухоршибирского района Баире Батодалаевиче Цырендашиеве мы рассказывали уже не раз. Мужчина неоднократно ездил на запад нашей страны, в те места, где в годы Великой Отечественной войны шли ожесточённые бои и пали сотни солдат из Бурятии. Многие из них считались пропавшими без вести, а их тела легли в общие братские могилы... 

К весне 2021 года Баир Цырендашиев сумел установить места захоронения более 700 солдат из Бурятии, пропавших без вести в годы войны. В другой раз увековечил имена ещё 66 воинов-земляков. А после нашей последней беседы съездил на запад ещё четыре раза и поделился с нами очередными новостями о своей благородной работе. 

С чего всё началось

Всё началось в далёком 1982 году, когда Баир Цырендашиев решился на поиски своего деда - снайпера Цырендаши Доржиева, погибшего в 1943 году и неизвестно, где похороненного. Собрав достаточно информации в архивах, пообщавшись с однополчанами деда, мужчина установил место захоронения своего прославленного предка в деревне Мануйлово Ленинградской области. В 2019 году он поставил на этом месте мемориальную плиту. 

С той поры Баир Цырендашиев много раз ездил в Новгородскую и Ленинградскую области, принимал участие в поисковых работах. Подробно изучая архивы, документы, карты и историю, к весне 2021 года он сумел восстановить имена и места захоронения 714 солдат - уроженцев Бурятии. Троим из них Баир Батодалаевич поставил памятные плиты на новгородской земле. 

Весной 2021 года в десяти разных деревнях Новгородской области на десяти братских могилах Баир Цырендашиев поставил десять мемориальных плит, на которые нанёс имена 65 земляков, павших на фронте. Ещё одному установил плиту отдельно. Все имена и места братского захоронения мужчина отыскал всё так же, по «Книгам Памяти», составив в своём блокноте чёткий список, кто из какого района Бурятии в какой деревне погребён. 

Надежда на медальон

После нашей встречи, где Баир Батодалаевич рассказывал о найденных 66 земляках, он съездил в ту сторону ещё четыре раза. Оттуда он привёз десять медальонов - это маленькие капсулы, внутри хранится бумага, на которой солдат писал свои данные: Ф. И. О., место рождения, адрес семьи и так далее. 

В распоряжении одной из поисковых групп находится около трёх тысяч таких медальонов солдат со всего Советского Союза. Примерно 40 штук принадлежали бурятским бойцам, из них семь Баир Цырендашиев взял с собой, в надежде найти потомков их хозяев на родной земле. 

Также он снял копии 21 листовки из этих медальонов, оригиналы которых находятся в распоряжении поисковых экспедиций. 

- Их имеют право забрать только родственники. Я же могу лишь с официального разрешения родственников. Ф. И. О. на них солдаты сами писали, не все бумаги целиком сохранились. Мне дали список из 21 человека, может, найду родственников. У многих бойцов уже, возможно, дети умерли, поэтому отозваться должны внуки. Люди без родства не бывают, - уверен Баир Цырендашиев. 

По его словам, некоторые медальоны находятся после десятка лет поисков, а какие-то поисковики находят через несколько часов после начала работ. 

- Когда их достают, кричат, хлопают. Командир волнительно медальон открывает, и если есть внутри записка, то все ещё больше рады. Дальше отправляют её на экспертизу, и примерно через год солдаты находятся. В Ясной Поляне нынче почти 500 человек похоронили, - рассказывает мужчина. 

«Боец должен вернуться домой»

Кроме документальных данных Баир Батодалаевич привёз и военные артефакты: каску, патроны, котелки, именную ложку. 

- Ложку нашли в ходе поисковой экспедиции. Там было написано «Молчанов». В дивизии было четыре-пять Молчановых. В итоге по «Книге Памяти» совпали инициалы - А. И. Я ложку привёз в Усть-Баргузин. Председатель совета ветеранов удостоверился по году рождения, году призыва и году гибели - всё совпало. Но Молчанова так до сих пор и не нашли, его родственников тоже. Работа продолжается, - говорит он. 

И таких бойцов, родню которых не удаётся найти, ещё много. 

- Допустим, (читает) Набиев Николай Иванович из Тункинского района, женат, убит в 1942 году, медальон найден в 2015 году в Демянском районе Новгородской области, похоронен в деревне Кневицы. Я в этой деревне много раз был. Есть медальоны, найденные в 1989 году, 93-м, 94-м, 2007-м, 2014-м, 2018-м... Каждый год находят, и никто не шевелится. Написано, где убит, где похоронен, на ком женат, вернулся или нет. Тридцать с лишним лет найденные медальоны лежат. Его нашли же, значит, боец должен вернуться домой, - подчёркивает наш герой. - Солдаты не должны там лежать. Считаю, что солдат Советской армии, красноармеец, погибший в годы войны, должен быть похоронен на родине. Это мы, внуки, должны привезти их сюда. Я оттуда привёз много данных. И вот этих мужиков хотелось бы вернуть.

«Без слёз невозможно»

Баир Цырендашиев хранит карты каждого региона, в котором побывал за эти годы со своей патриотической миссией. На картах делает пометки для себя. Мужчина посетил Новгородскую, Ленинградскую, Волгоградскую, Астраханскую, Белгородскую области, Краснодарский край, Калмыкию и Карелию. 

- Я и на самолёте летал, и на своей бронированной инкассаторской машине ездил до Новгородской области - шесть тысяч километров туда, шесть тысяч обратно и пять-шесть тысяч по Новгородской области. Там 120 братских могил, я ходил, всё своими глазами видел, цветы возлагал, где возможно. Министерство культуры выдало 100 тысяч рублей - я оплатил ритуальные услуги, где приготовили восемь плит воинам Бурятии, погибшим в годы войны. Потом к депутату Сергею Пашинскому обратился, он выделил 192 тысячи, на которые я выкупил 14 мраморных плит с записями и ещё четыре индивидуальных плиты найденным солдатам. Загрузил в свою машину, поехал и в Красноярске сломался, оттуда притащился на буксире, - рассказывает он. - Но люди ждут результата. Я отправил в январе в Новгород фуру. Привезли всё туда. Я оплачивал дорогу и доставку. По Новгородской области 200–400 километров сам уже всё возил на такси. Я должен был ко 2 февраля - к 80-летию Сталинградской битвы - всё установить, но приехал туда только 12-го. Ходил пешком, снега по колено, метели, дождь. Но установил. 

Поставив плиты там, житель Бурятии отправился в Курскую область, где увековечил память и дяди друга своего отца. 

- Отец у меня был 1931 года рождения. В войну они мальчишками были, дети войны. Я пятерым их родителям (родителям друзей отца. - Прим. авт.) установил памятники. Они (друзья отца. - Прим. авт.) сами тогда ещё живы были - кому 92 года, кому 84, - вспоминает Баир Батодалаевич. - Они всё видели, я им показывал на фото, как всё сделал. Благодарили, плакали, смеялись, помянули... Одна бабушка сказала: «Я ухожу в иной мир, зная, что мой отец там похоронен». Слышала, что где-то на западе похоронен, а где - не знала. Без слёз там невозможно было... 

Работа продолжается

Сейчас в планах Баира Цырендашиева найти финансы и открыть памятник прославленным снайперам из Бурятии и Забайкалья, среди которых его дедушка Цырендаши Доржиев, легендарный Семён Номоконов и другие бойцы.

- Также хочу собрать плиты и к 80-летию Победы установить. На сегодня известно местонахождение более 3 600 человек в братской могиле. Если возьмусь, то имена 5–7 тысяч человек я бы увековечил, - рассуждает мужчина. - Беда в том, что по «Книгам Памяти» у нас всё числится, пишется, но приезжаешь в указанное по документам место захоронения, а на месте деревни уже болото. 

Кроме поисковой работы Баир Цырендашиев проводит уроки мужества в школах от «Боевого братства». А в этом году он по достоинству награждён медалью «За заслуги перед Республикой Бурятия», которую с гордостью носит на груди.

Автор: Антон Алексеев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях