В Бурятии бок о бок живут десятки народностей, и каждый бережно хранит культуру и традиции своих предков. Наши люди дружно празднуют Новый год, а потом Сагаалган, стряпают куличи на Пасху и лепят буузы к Сурхарбаану. Погружаться в чужую культуру и становиться ее частью всегда интересно. А помочь в этом может не только музей, но и современные модельные библиотеки, которые вот уже несколько лет открываются в Бурятии в рамках национального проекта "Культура".
Для учебы, творчества и развития
Какие ассоциации возникают при слове «библиотека»? Как правило, мы сразу представляем пыльные книги, допотопную мебель и строгого библиотекаря, который просит вести себя потише. Совсем другие образы возникают у тех, кто бывал в модельной библиотеке — современном и стильном пространстве. В Бурятии таких библиотек уже 14, и у каждой своя изюминка.
Здесь воплощаются самые смелые дизайнерские задумки: при создании интерьера учитываются национальные особенности, тематика пространства и культурный код населенного пункта. Каждое пространство удивляет своей концептуальностью, и, пожалуй, один из самых востребованных и самобытных форматов дизайна библиотек — национальный уклон.
В Бурятии таких модельных библиотек три: одна посвящена культуре хори-бурят, другая — сойотов, а третья — семейских. Дизайн интерьера каждой продуман до мельчайших деталей и в мельчайших подробностях передает ту или иную культуру. Здесь посетители могут не только взять книжку или воспользоваться компьютером, но и совершить настоящее путешествие в другую культуру!
Юрта как вселенная
Первая библиотека с национальным уклоном открылась в Кижингинском районе Бурятии в 2019 году. Ее дизайн и концепцию решили выстроить с упором на культуру хоринских бурят, так что помимо традиционных библиотечных залов здесь расположен зал краеведческой литературы. Потолок медиазоны геометрией передает образ юрты, а дизайн выполнен в стиле хори-бурят.
Хори-буряты — один из крупнейших субэтносов бурятского народа. Племя хори являлось главным звеном, вокруг которого формировалась бурятская народность. В конце XIX века они составляли 31% от общей численности бурят. Кроме того, большая часть бурят Монголии является хори-бурятами. Общая оценочная численность восточных бурят составляет около 400 000 человек. Они говорят на хоринском наречии бурятского языка, которое легло в основу современного бурятского литературного языка.
Весь второй этаж библиотеки посвящен краеведческой литературе. Потолок небесного цвета выполнен в форме юрты — традиционного жилища бурят. Это легкое каркасное жилище было для них самым оптимальным вариантом. Менялся сезон, и семья могла перекочевать в ту местность, где погода наиболее благоприятна для жизни. Чтобы выдержать частые переезды, юрта должна была быть добротной и износостойкой, а ее конструкция легко собираться и разбираться.
Но о конструкции библиотеки такого не скажешь: все сделано качественно и добротно, строили на века! А внутри дизайнеры изобразили традиционные орнаменты бурят — мелкие завитки, которые являются символом животноводческой традиции.
Основными цветами интерьера стали, конечно, сакральные цвета бурятского народа — белый и синий. Белый — цвет святости и благополучия, а синий символизирует Вечное небо.
Жители священных гор
Модельная библиотека в селе Орлик посвящена культуре сойотских бурят. Каждый элемент внутри здания выполнен в традиционных бурятских цветах и с применением национальной символики, отражающей духовный рост, мудрость, стремление к знаниям и созиданию.
Предки сойотов с древних времен жили в предгорьях Восточных Саян, занимаясь охотой, оленеводством и разведением «снежных верблюдов», которые известны как яки. Взаимодействие с тюрками и бурятами, а позже политика искоренения малых народов советского периода привели в итоге к утрате сойотского языка и многих элементов традиционной культуры. Однако память до сих пор хранит предания о великих покровителях народа и священных гор. Само название «сойоты» связано с местом исторического обитания народа и его далеких предков — предгорий Саян. С XX столетия сойоты компактно проживают в Бурятии, на территории Окинского района, с центром в селе Орлик.
В детском отделении стоит небольшой урус — традиционное жилище сойотов. Сойоты вели кочевой образ жизни, а потому и жилье им было необходимо такое, чтобы легко разобрать, перевезти и собрать заново, уже на новом месте. Урус собирали из тонких жердей, а зимой покрывали оленьими шкурами с внешней и внутренней стороны.
Внутри уруса, как и в бурятских традициях, существовало деление на левую половину — мужскую и правую — женскую. Места напротив входа считались почетными, здесь сидели хозяин и гости. На женской половине хранились посуда, продукты, низкий столик для приема пищи. А на мужской — оленья сбруя, оружие, личные вещи. Внутри не было никакой мебели, все имущество перевозилось и хранилось во вьючных сумах.
Вот и урус в модельной библиотеке сделан по всем правилам сойотских предков: материал плотный, а конструкция максимально простая. Правда, внутри деления на половины нет, зато здесь с удовольствием играет ребятня!
Большое внимание в дизайне библиотеки уделено и традиционным сойотским орнаментам. В них можно разглядеть горные мотивы, которые издревле обладали для сойотов сакральным смыслом и соотносились с идеей высшей духовной власти. По древним преданиям, горы хранили гармонию Вселенной, оберегали не только природу, но и человека. В основе культа гор лежит почитание Матери-земли.
В древности сойоты использовали орнаменты в своем национальном костюме, выполняя их из остриженных отрезков оленьих шкур. Орнаменты пришивались к подолу и рукавам верхней одежды. И хотя в полном виде национальный костюм сойотов до наших времен не дошел, их орнаменты сохранились и стали отличным дополнением дизайна модельной библиотеки в Орлике.
Главным же визуальным центром стала репродукция работы всемирно известного художника Зорикто Доржиева. Копия триптиха «Внутреннее море» подчеркнула настроение этнического пространства.
— Библиотека в Орлике отличается своей культурой, сойотскими орнаментами, очень интересная получилась. Вот я думаю про работников библиотеки: какое счастье тут работать, с новыми силами и хорошим настроением. Старейшины Орлика, молодежь сюда будут заходить — это же прекрасно! — сказала министр культуры Бурятии Соелма Дагаева.
«Семейский сундучок»
Культура семейских — это заливистые песни, ураган ярких цветов и почитание традиций. Теперь прикоснуться к самобытности старообрядцев можно в новой модельной библиотеке «Семейский сундучок». Она открылась в Тарбагатайском районе прямо в канун большого праздника «Раздайся, корогод!».
История семейских уходит своими корнями во вторую половину XVIII века. Когда началось разделение Речи Посполитой, местные старообрядцы бежали за границу. Императрица Екатерина II попыталась вернуть бежавших добровольно, а когда они отказались, применила силу. Так, почти 35 тысяч старообрядцев были насильно отправлены в ссылку в Сибирь.
Села семейских появились на территории Забайкалья и в Бурятии. Сперва местные жители отнеслись к новым соседям настороженно, но увидев, что гости умеют трудиться, работать руками и терпеливо справляются с суровым климатом, приняли. В народе старообрядцев прозвали семейскими: как приехали семьями, так и начали обустраиваться на новом месте.
Несмотря на трагичные обстоятельства, старообрядцы смогли сохранить свою культуру и традиции, они бережно пронесли их с древних времен до наших дней.
Название «Семейский сундучок» очень точно передает концепцию библиотеки. Культура старообрядцев прослеживается здесь в каждом элементе: плетеные половички, контрастная роспись на стенах, 3-Д панели, напоминающие крепкие семейские избы из лиственничного кругляка. А внутри библиотеки десятки больших и маленьких сундучков, в каждом свой сюрприз. В одном — причудливые ракушки, в другом — семейские обереги, а в третьем — россыпь ярких украшений. Дети от них просто в восторге!
Кропотливая роспись стен библиотеки с точностью передает древние традиции семейских. Домовая роспись была очень популярным ремеслом и пользовалась большим спросом: красивые рисунки на стенах не только украшали дом, но и несли в себе обереговый характер — здесь был важен каждый элемент.
На стенах часто изображали круг — символ вечной жизни. Внутри круга располагались растительные элементы, которые символизировали цикличность жизни: один человек умирает, другой приходит на его место — круг жизни никогда не прерывается. Как растения умирают зимой и возрождаются весной, так и душа человека живет вечно и перерождается в новом теле.
Встречается среди домовых росписей и древо жизни. Этот символ означает, что у всего есть начало и конец. Как дерево, так и человек за свою жизнь проходит несколько стадий: рождается, достигает расцвета, потом зрелости, дает плоды и умирает. Птицы на деревьях символизируют счастье, жизнь, плодовитость.
Семейские стремились украсить вокруг себя все: костюмы, жилище, предметы быта. Они верили, что жизнь должна быть яркой. Радуется Господь — радуются и его подданные, поэтому все вокруг должно удивлять буйством красок, создавать яркое впечатление и радовать своего хозяина. Библиотека «Семейский сундучок» вышла точно такой же — яркой, красивой и радостной.
На сегодня в Бурятии 14 модельных библиотек. Они появляются в рамках национального проекта «Культура», реализация которого началась в 2019 году.
- Я не устану повторять, что модельные библиотеки Бурятии - одни из лучших в стране. Это подтверждают и коллеги из федерального проектного офиса Российской государственной библиотеки. Каждая библиотека, которая прошла модернизацию, уникальна и имеет свой неповторимый стиль, в индивидуальной концепции отражается самобытная культура бурятского народа, - подчеркивает министр культуры Бурятии Соелма Дагаева.