Федеральная антимонопольная служба после анализа жалоб хочет разрешить регионам выходить из уже действующих проектов «альтернативной котельной».
Механизм ценообразования «альтернативная котельная», в котором министерство энергетики России видело основную модель формирования стоимости тепла, в очередной раз поставлен под сомнение.
Как сообщает издание "Коммерсантъ", федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает разработать механизм выхода регионов из ценовых зон теплоснабжения.
Об этом на прошлой неделе представитель ведомства заявил во время отраслевой конференции в Сочи, ссылаясь на претензии прокуратуры и жалобы регионов на резкий рост цен на тепло.
В Улан-Удэ тоже обсуждалось вхождение в "ценовую зону", однако предложение отклонили после ряда публичных мероприятий, инициированных созданной при городском совете депутатов рабочей группой по коммунальным услугам.
На вопросы редакции отвечает председатель комитета городского хозяйства Улан-Удэнского горсовета Сергей Бурдиков. Он тоже входит в состав рабочей группы и участвовал в обсуждениях.
Почему рабочая группа решила отказаться от метода "альтернативной котельной"?
- Итоговое решение принималось не рабочей группой, а главой республики. Алексей Цыденов очень внимательно изучил все предложения и посчитал, что дополнительная нагрузка для населения будет слишком велика. Всё дело в методике расчёта по "альткотельной".
А что не так с методикой?
- В целом идея этого метода абсолютно правильная и гораздо более прозрачный. Сейчас тарифы устанавливаются по методу "затраты плюс". То есть берутся все затраты компании, к ним добавляются деньги на развитие, потом эта сумма делится на потребителей - так получается тариф.
Конечно, при таком методе чем выше затраты, тем выше тариф - проводить мероприятия по повышению эффективности нет никакого смысла. Кроме того, затратный метод не позволяет привлечь инвесторов, поскольку заранее неизвестно, на каком уровне будет установлен тариф не то что через 5 лет, а даже на следующий год.
А в методе "альткотельной" считается, сколько бы заплатил потребитель, если бы всю систему теплоснабжения (котельные, сети) построили заново на современной основе. На газе, мазуте или угле. И уже получившаяся цифра становилась предельным уровнем цены. Эта цена должна закрепляться соглашением между властями региона и теплоснабжающей организацией.
То есть на весь регион одна цена?
- Нет, в каждом муниципалитете цена своя, и масштабы проектов очень разные. Среди тех, кто перешёл на схему "ценовой зоны" есть, например, Новосибирск, и есть посёлок в Амурской области. К настоящему времени, насколько я знаю, 37 муниципалитетов приняли такое решение и работают но новой методике расчёта.
Например, в Рубцовске расчёт цены оказался ниже, чем стоимость тепла на одной из котельных. В итоге она в схему теплоснабжения не попала и была закрыта. В Улан-Удэ котельных с дорогой себестоимостью тепла тоже очень много.
Ну вроде же всё нормально, почему вы два года назад выступили против?
- Два с половиной, если быть точным - с момента появления протокола минстроя России, в котором администрации Улан-Удэ и правительству республики было рекомендовано готовить обращение по отнесению города к ценовой зоне теплоснабжения.
Основное опасение - возможный резкий рост цен. Расчёты республиканской службы по тарифам показывали, что возможен одномоментный рост тарифа на тепло на 18,5%.
Как теперь видно, опасения были не напрасны. Даже там, где ценовая зона внедряется, на мой взгляд, наиболее успешно, всё равно есть вопросы. Например, в Красноярске были жалобы на рост платежей за отопление.
А в Абакане отношения властей и инвестора резко испортились после декабрьского подорожания на 11%.
Механизм "альтернативной котельной" уже дорабатывался в прошлом году и продолжает корректироваться, исходя из опыта внедрения. Наличие механизма выхода из действующего соглашения "ценовой зоны", на мой взгляд, позволит властям муниципалитетов и регионов снять ряд опасений.
Но другого варианта ведь нет?
- Я бы так не сказал. Есть стратегия долгосрочного ценообразования, а в ней есть не только "альткотельная". Есть государственная поддержка проектов модернизации ЖКХ со стороны федерального фонда содействия реформированию. Он выдаёт средства на 25 лет под 3% годовых.
А есть ещё долгосрочные индексы платы граждан - этот механизм реализован в Татарстане и Тюменской области. Он тоже позволяет привлекать инвестиции на обновление инфраструктуры и механизм прозрачен для инвестора и подконтролен государству. Так что варианты есть.