музыка
9099

«Дело не в гармошке»: В Улан-Удэ с успехом выступил музыкант Игорь Растеряев

После концерта артист рассказал журналисту «Информ Полиса», как снимает уникальные клипы, для чего сломал в машине магнитолу и что в Бурятии вкуснее всего

Фото: Ольга Алексеева

В первый день ноября столицу Бурятии с концертом посетил гармонист, автор собственных песен Игорь Растеряев, в 2010 году прославившийся благодаря распространённой в сети песне «Комбайнёры». Артист порадовал улан-удэнскую публику двухчасовым концертом, исполнив как свои хиты, так и новые песни.

После концерта Игорь дал интервью корреспонденту «Информ Полиса» о творчестве и жизни, о своей работе не только как музыканта, но и как актёра и художника.

Начало творческого пути

Игорь Растеряев – коренной петербуржец, однако его отец – потомок донских казаков, родом из Волгоградской области, из села Раковка, куда с самого детства Игорь ездил на летние каникулы. Там и по сей день живут его друзья. В Раковке Растеряев и впитал в себя ту простую жизнь деревенских людей и атмосферу степей, которые нашли отражение почти во всех его песнях.

Кстати, про жителей хуторов Игорь даже написал книгу под названием «Это чё за балаган?» – на её создание ушло 17 лет. Иллюстрации к ней он нарисовал сам. А в 2019 году по книге поставили трёхчасовой одноимённый спектакль, в котором Игорь Растеряев сыграл все роли, а это почти два десятка разных невымышленных персонажей – реальных жителей деревни.

Но слава свалилась на Растеряева, когда он и не думал о том, чтобы стать известным, хотя при этом много лет работал актёром в Санкт-Петербургском музыкально-драматическом театре «Буфф» и даже исполнил несколько эпизодических ролей в кино. В 2010 году друг детства Игоря житель Раковки Алексей Ляхов снял на видео, как тот поёт под гармонь авторскую песню «Комбайнёры». Спустя полгода ролик «выстрелил» и набрал свыше 300 тысяч просмотров.

Спустя год Растеряев записал первый альбом «Русская дорога», спустя ещё год – второй «Рожок». А потом понемногу началась и концертная деятельность. Кстати, Алексей Ляхов в последующем стал режиссёром и оператором всех клипов Игоря Растеряева, на сегодняшний день их снято почти 40. 

От грусти до улыбки

В Улан-Удэ артист приехал во второй раз. Впервые в Улан-Удэ он побывал с выступлением в октябре 2018 года.

Как и в прошлый раз, концерт Игоря Растеряева собрал практически полный зал ДК «Железнодорожник». Музыкант не только пел, но и рассказывал забавные истории о жизни, творческом процессе и деревенских земляках.

Например, те, кто следит за творчеством артиста, не раз видели в его клипах седовласого мужчину с пышными усами, который весело пляшет в луже в ролике «Весна», «жарит» на гитаре в клипе на песню «Книга», внимательно слушает новые песни Игоря на новых видео. А ещё он стал главным героем песни, которая так и называется – «Дядя Вова Слышкин», о городской суете и простоте деревенской жизни. С тех пор он даже стал ездить с Растеряевым на некоторые концерты.

А начиналось всё так.

– Когда мы снимали клип на песню «Весна», Лёха Ляхов мне говорит: «Иди прыгай в луже, я тебя буду снимать, нарежем – будет клип». Я говорю: «Лёха, я ж там простыну». А он: «Да не простынешь! Я тебе дам лук, там есть флавоноиды – они убивают все бактерии, ты не простынешь». И я стал прыгать, Лёха – снимать, – вспоминает Игорь Растеряев. – Тут идёт дядя Вова Слышкин. Я говорю: «Дядя Вова, давай быстрее в лужу, прыгать, Лёха даст тебе лук, там флавоноиды, ты не заболеешь». А он: «Ребята, какие флавоноиды? Дайте мне лучше флакон! Там такие флаконоиды!» И с этого клипа началось сотрудничество. Дядя Вова поехал в Питер на презентацию альбома «Звонарь». Хотел, как он мне говорил, выйти на сцену в свитере, но подумал: «Что я буду как колхозан» – и просто вышел в тельняшке. Потом дал интервью кому-то, после которого подходит и говорит: «Игорь, я интервью дал. Значит, я теперь, получается, звезда? Может, теперь можно задрать с 250 до 1000 рублей?» Дело в том, что дядя Вова в тот год работал пастухом на хуторе Глинище. На практике выглядело так: он за 250 рублей целый день пас корову родной сестры, с которой жил в одном доме. Вечером он брал эти 250 рублей, относил своему корешу по прозвищу Пузырь и отдавал ему их, потому что Пузырь в этот же день пас овец дяди Вовы Слышкина. И тут же они с Пузырём брали эти 250 рублей, шли к этой же сестре дяди Вовы, покупали у неё самогон, и все втроём садились отмечать удачное завершение трудового дня. Система работала, обеспечивая всю трудозанятость хутора, все финансовые потоки работали безотказно. Я говорю: «Дядя Вова, задерёшь до тыщи, в хуторе финансовый коллапс будет!»

Такие весёлые моменты концерта порой сменялись и грустными мотивами. Например, ком стоял в горле, когда Растеряев исполнял «Ленинградскую песню» о шофёрах, возивших хлеб в блокадный город, или песню «Кошка Муся» про умершую любимицу Игоря. И вновь улыбка возвращалась, когда гармонист запевал всем известных «Комбайнёров», песню «Молодой» или «Ростов».

Всего на концерте, который длился свыше двух часов, прозвучало более двух десятков песен Игоря, написанных за последние тринадцать лет. Некоторые из них сопровождались нарисованным видеорядом, который музыкант создал сам.

«Дело не в гармошке»

О том, как Игорь Растеряев проснулся знаменитым, он рассказывал нам в свой первый приезд в наш город. Побеседовали мы и в этот раз, чтобы рассказать о нём не только как о музыканте, но и как о художнике, актёре, строителе и отце.

Многие привыкли к тому, что гармошка это инструмент, который в основном видят на свадьбах, гулянках. Вы же ездите с этим инструментом по России и собираете большие залы. Как вам это удаётся?

– Если говорить, что гармошка – объект свадебного разгуляя, так и балалайка прославилась благодаря фильму «Собачье сердце». Вон Алексей Архиповский (музыкант, виртуоз-балалаечник. – Прим. авт.) жаловался, что это ассоциация с алкашами и несерьёзным инструментом, а он в филармонии вон какие вещи выдаёт!

Я-то на гармошке играю средне. Я не считаю себя хорошим гармонистом, но мне это особо и не требуется, это как аккомпанемент к словам больше. Наверное, дело больше не в гармошке, а в темах, которые ты транслируешь. Они, наверное, определённому человеку близки. Я всегда говорю: гармошка при не очень хорошем умении ею владеть наиболее выгодный инструмент. Гармошка богаче гитары, у неё бас есть, голос. Она как оркестр маленький. Плюс она мобильная, ты можешь её взять и везде сыграть. Пианино ты же не потащишь с собой. Баян тоже тяжеловат, аккордеон тем более. А гармошку за плечо сунул и пошёл.

А были ли какие-то выступления до того, как вы стали знаменитым человеком?

– Я играл на ней две-три песни, и мне этого хватало. Не было задачи научиться играть на гармошке и кого-то веселить. Но себе и ребятам в удовольствие, бывало, играл на ней. А когда написались «Комбайнёры» и пошли концерты, выяснилось, что я музыкант, оказывается, хотя об этом никто не подозревал. И учиться играть пришлось в процессе концертов.

В 2013 году вышел альбом «Песни дяди Васи Мохова», где вы записали все песни не под гармонь, а под гитару. В 2019 году был записан альбом «Концерт с оркестром», где помимо гармошки звучали и флейта, и скрипка, и барабаны. Ждать ли новых музыкальных экспериментов? 

– 25 ноября у нас выходит новый альбом. Там в основном гармонь, но какие-то эксперименты попытались сделать. Нет такой задачи сделать аранжировки, да и не получилось. Всё более традиционно.

В качестве актёра вы сыграли моноспектакль «Это чё за балаган?» по собственной книге. Увидят ли его зрители в Улан-Удэ? И есть ли желание сыграть другой спектакль?

– Вряд ли мы его куда-то повезём, мы его только в Москву возим, и то раз в год. Очень много условий для этого нужно. Его даже в Москве очень дорого ставить из-за проекторов, тысячи экранов, параметров сцены, поэтому маловероятно, что мы его куда-то повезём. Мы замахнулись на технически сложный спектакль. Его поставили в 2019 году, сыграли в общей сложности семь раз. Очень тяжело это. Концерт легче. Хотелось бы что-то сыграть, но уже не так глобально, потому что это практически невывозимо, но зато эффектно.

Расскажите о своей работе художника, ведь весь анимационный видеоряд, который мы видим на концертах, и мультяшные клипы вы нарисовали сами.

– Я рисую картинки, анимируют ребята. Я книжку рисовал свою, в пандемию картинки рисовал. Пластилиновый мультик на песню «Озеро Чуди» делался в рекордные сроки – за три недели при норме, по-моему, в пять месяцев. Мы его делали круглосуточно – я, отец помогал и Марья Зима (режиссёр-постановщик. – Прим. авт.). Она сибирячка, кстати. Очень напряжённо, всё в последний момент. Но я этим мультиком горжусь. Особенно сценой с летописцем, потому что летописца лепил я и практически всю сцену анимировал. На тот момент Марья, делавшая всю анимацию, уже не могла, мы подошли к краю сил. А эту сцену классно смонтировал, вот это моя гордость! Хороший мультик получился.

Как и где рождаются ваши песни?

– Мелодии рождаются в дороге, а потом кладутся на гармошку. И ты уже слушаешь, про что она говорит тебе песню писать. Я в 2019 году машину поменял, там была встроенная магнитола, и я начал замечать, что меньше мелодий стал придумывать. Раньше не было магнитолы, я еду пою, а сейчас она всё время гудит. Я приезжаю на СТО, говорю: «Сломайте мне магнитолу». Они: «В смысле, починить?» Я говорю: «Нет, сломать». Ну, сломали. Теперь без магнитолы.

В клипах «Ходики», «Дальнобойщики» и «Песня вахтовика» снимались реальные люди?

– Да, в «Песне вахтовика» мы главного героя на вахте и снимали. Сначала дома в Раковке, потом он поехал на вахту. В «Ходиках» снимались все наши деревенские мужики, троих уже нет в живых. Когда «Дальнобойщиков» снимали, нам повезло, что мимо Раковки проходит трасса М-6 «Каспий» и рядом райцентр Михайловка, где есть крупная стоянка этих самых дальнобойщиков. Вот там мы уговаривали их, ехали с ними до Иловли, довольно далеко – там тоже стоянка дальнобойщиков. В Иловле мы просились так же, чтоб нас до Михайловки довезли. Надо сказать, нам полиция помогала – сажала нас к ним несколько раз. Это был самый сложный клип: выяснилось, что не все дальнобойщики мечтают посадить двух мужиков к себе в кабину. Статистика 1 к 15. И ещё я понял: знают тебя – не знают, земляк он из Питера – не земляк, но по статистике даже те, кто нас узнавал (а я с гармошкой был), почти не брали. А те, кто знать не знал, брали. Какая-то странная статистика была.

Как сегодня живёт герой вашей песни и нескольких ваших клипов дядя Вова Слышкин? Чем занимается?

– Тем же самым занимается дома. Иногда на концерты выезжает, по европейской России в основном. Хорошо выступает вживую, поёт. Молодец! Его очень любят люди. Он очень артистичный человек. Пенсионер, 60 лет ему. Дети есть, был женат. Но он вольный казак, он всегда в походе. Он идёт по жизни смеясь. Такие люди не могут сидеть, будучи связанными семьями, работой. Это казак! Он летит по жизни с шашкой наголо! Это дядя Вова!

Произвела ли на вас впечатление Бурятия?

– Значит, так! Бухлёр – это одно из лучших, что я вообще в жизни ел. Опять же, буузы... В общем, гастрономически у нас Улан-Удэ стоит на одном из первых мест. С Красноярском делит и Петрозаводском – там есть у нас любимые заведения. В остальном же не всегда можешь поехать и что-то посмотреть. Хотя мы в прошлый раз и на Лысой горе в дацане были, и «голову Ленина» видали. Если есть возможность что-то посетить, мы всегда идём.

А чем занимается Игорь Растеряев вне творчества и концертов?

– Рыбалка, строительство домов в традиционной стилистике. Сейчас строили дом в Волгоградской области – я, папа и помогали ребята. Летний гостевой дом. Мазанки у нас же ставили – мазали глиной и крышу делали из рогоза – чакан по-нашему, камыш. Мы осваивали эти технологии. Очень трудоёмки все эти вещи. Плюс-минус делали по старинке. Понятно, что в старину столько гвоздей не заколачивали и шуруповёртов у них не было, так же как и ленточных фундаментов и шпунтованной доски, поэтому тут условно. Но сами стены мазаные, деревянные, из самостоятельно срубленных и ошкуренных сосенок. Крыша чисто чаконовая – нет никаких подложек, слоёв. Всё по-честному – брёвна, обрешётка и большой слой камыша. Как подбил, так подбил. Протечёт, значит, протечёт, никакой подстраховки там нет. Отопление не стали туда делать. Площадь небольшая, две комнатки.

Живёте вы в Санкт-Петербурге, но часто бываете в деревне в Волгоградской области, откуда родом ваш отец. А что из этих мест считаете своим домом?

– Дом и там, и там. В Волгоградской области своё поместье 50 соток, изба там построена. Отец туда ездит, за садом ухаживает – тутовник, слива, груши, яблоки, вишня, помидоры... Расстояние от Питера 1700 километров, чуть больше суток ехать. Обычно я летом там бываю. Батя и осенью бывает по хозяйственным делам, оно и правильно, пенсионеры должны умеренно работать. Опять же, свежий воздух, родина историческая, друзья, посиделки, баня – всё, что он любит. С рыбой что-то плохо в этот год на острогу. Мало толстолобика и амура, бестера мало. Не знаю, куда они делись все. На спиннинг худо-бедно ещё. Бобров разве что развелось.

Кто с гастролей ждёт дома?

– Сын, мать, отец, сестра, бабушка – 92 года. Все и ждут, близкие и родные.

А сыну сколько лет? И хотели ли бы вы, чтобы он тоже пошёл в творческую деятельность?

– Будет три скоро. Дети – цветы жизни, надо обучить уму-разуму, подучить всяким правильным вещам. Стараюсь, учу. Мне хотелось бы видеть его нормальным человеком прежде всего. Если насчёт актёрской деятельности, то это лотерея. Если брать актёрскую работу, то это очень зависимая работа. Всё дело случая – постоянно ожидаешь, что тебя позовут, делаешь не то, что хочешь, а то, что режиссёр скажет. Главное, чтобы был порядочным человеком!

Знак информационной продукции: 16+

Автор: Антон Алексеев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях