мошенничество
1027

Доверилась «родственнице»

Какие схемы используют мошенники и как не стать их жертвой?

Фото: freepik.com

Ежедневно жертвами мошенников становятся десятки жителей Бурятии. Сумма причиненного ущерба почти достигла полумиллиарда рублей. Несмотря на все предупреждения и профилактику, граждане продолжают доверять неизвестным и расстаются с кровными.

О том, какие схемы используют мошенники, как банки предотвращают хищение денег и как не стать их жертвой, – в материале «Информ Полиса».

«Называла бурятским именем»

Наша читательница 68-летняя Надежда Дариева (имя изменено. – Прим. авт.) этой весной стала жертвой мошенничества. Она рассказывает, что в сети «ВКонтакте» ей пришло сообщение от родственницы, которая писала, что банк вознаграждает своих клиентов и ей якобы упали 4 тысячи рублей.

– Написала, что и я могу получить деньги, она может за меня все оформить, нужен только номер моей карты. Поскольку я знала, что моя родственница более продвинутая и хорошо ладит с разными приложениями, я доверилась ей. Отправила номер карты. Сразу после этого мне пришло СМС, в котором требовалось подтверждение операции. Таких сообщений было три, я подумала, что произошла какая-то ошибка, и трижды подтвердила операцию. Потом пришло сообщение от банка о том, что моя карта заблокирована в связи с подозрительной активностью. Я увидела, что с моего счёта пропали 10 тысяч рублей, – рассказывает женщина.

Пока Надежда все это делала, родственница торопила ее и постоянно спрашивала, все ли та сделала так, как она написала. Ее поведение показалось женщине странным, но не сразу, только когда та начала откровенно давить. 

– В суете я не обратила внимания, что родственница называет меня моим бурятским именем, которое указано на моей странице, хотя в жизни зовёт меня Надей. Потом я позвонила ей, и оказалось, что её страницу взломали. Она удивилась: «Ну неужели я тебе не позвонила бы, а стала бы писать в сеть «ВКонтакте», Надя? Как ты могла поверить?!» Я так испугалась, что у меня поднялось давление. Сразу пошла в полицию и в банк. Возбудили уголовное дело, но в итоге мошенников не нашли. Хорошо, что мой счёт был застрахован, и деньги мне вернули довольно быстро. Никогда не верьте подобным сообщениям! Даже если вам пишет ваш лучший друг или ваш ребёнок, сразу звоните им, – предупреждает Надежда Дариева.

О ситуации с мошенничеством в Бурятии нам рассказывает замначальника отдела по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий Андрей Алексеевец.

– В этом году оперативная обстановка оставалась сложной и характеризовалась увеличением количества зарегистрированных преступлений указанной категории. По возрастной категории пострадавших можно отметить, что в основной массе становятся жертвами преступлений лица от 30 до 70 лет. Но никто не застрахован, что жертвами мошенников могут стать лица и 16–20-летнего возраста, – подчеркивает подполковник полиции.

По данным МВД по Бурятии, за 10 месяцев 2023 года зарегистрировано 4314 мошенничеств (рост по сравнению с прошлым годом на 52 % – 2840 преступлений). Из них IT-мошенничеств (ст. 159 УК РФ) составляет 2307 (почти 80 % – 1283). Сумма материального ущерба, причиненного в результате киберпреступлений, составляет около 540,5 млн рублей, из которых львиная доля приходится на мошенничество – 462,5 млн рублей.

Не отключают мобильный банк

Андрей Алексеевец делится основными видами киберпреступлений, коих на самом деле гораздо больше. Распространенным видом IT-хищений являются кражи с применением расчетных пластиковых карт и проведением платежей.

 Тут способов хищений множество. Например, люди не отключают сервисы мобильного банкинга от ранее находившихся в пользовании сим-карт абонентских номеров. Это и утери сим-карт, и их несвоевременная блокировка. Тогда в 100 % случаев деньги со счетов карт обналичиваются через устройства самообслуживания и различные сервисы, – отмечает он. – Интернет тоже не остался без внимания злоумышленников. Зачастую используются сайты-двойники, где требуется ввод данных банковской карты. Либо по Интернету банковские реквизиты выманиваются под различными предлогами. Имеют место быть и хищения через электронные платежные системы («ЮMoney», «QIWI Кошелек» и т. д.). К примеру, покупка товаров, оплата услуг с использованием платежных систем.

Также злоумышленники звонят на сотовые и стационарные телефоны, вводят людей в определенное состояние, стрессовую ситуацию, фактически «гипнотизируя жертву», продолжает наш собеседник.

– К примеру, говорят, что третье лицо оформляет на вас кредит, деньги хотят похитить третьи лица. Либо поступает предложение обогатиться, выгодно инвестировать. Путем обмана люди с легкостью оформляют займы и сами передают им свои деньги, персональные данные, коды доступа. Зачастую в мессенджерах поступают сообщения от близких, знакомых с просьбой занять деньги либо помочь оперативно финансово. Многие думают, что это его друг или родственник, будучи уверенным в этом, переводят деньги. Впоследствии выявляется, что учетная запись владельца взломана либо создан ее полный клон, копия, – рассказывает Андрей Григорьевич.

По его словам, в сельских и городских районах республики имеются различные группы в мессенджерах Viber и WhatsApp, где размещаются объявления c заманчивыми условиями о продаже товара и услуг (сдача квартиры, продажа дорогого телефона, запчастей, товаров).

– Люди, предполагая, что в группе только местные жители, попадаются на уловки, переводя деньги, не видя товар вживую, либо отправляют предоплату, а потом ждут результата, становясь жертвами обмана. Часто наблюдается картина со взломами личных кабинетов в маркетплейсах, сервисе «Госуслуг». В качестве меры защиты стоит порекомендовать установку двухфакторной, двухуровневой защиты. В частности, при взломе учетной записи в «Госуслугах» злоумышленнику представляются персональные данные гражданина, появляется доступ к оформлению микрозаймов, кредитов, налоговых вычетов, – предупреждает Андрей Алексеевец.

Вводят в гипноз

Потерпевшие молодого возраста, 12–18 лет, зачастую становятся жертвами несанкционированного завладения аккаунтами видеоигр, говорит замначальника. Это и факты взломов, и проведение апгрейда игрового персонажа по просьбе мошенника.

– Повышают статистику IT-преступлений и деяния с использованием программных средств, приложений. Например, определенному человеку поступает звонок с предложением установки антивируса либо очень нужной и необходимой программы, сервиса. Люди, думая, что устанавливают «хорошую, нужную» программу, на самом деле скачивают программу удаленного доступа к телефону. В дальнейшем злоумышленники могут удаленно управлять устройством, посмотреть все данные устройства и мест хранения, сохранить себе с целью последующего вымогательства, оформить займы, кредиты, похитить деньги, – подчеркивает Андрей Григорьевич.

Подполковник полиции отмечает, что мошенники широко используют средства социальной инженерии, персональные данные со слитых в Интернет различных баз данных.

– Например, производится предварительный сбор информации о «жертве». Далее идет обработка в виде переписки, звонков, в ходе которых преступники настойчиво начинают манипулировать поведением жертвы. Вводят пострадавшего в гипнотическую или стрессовую ситуацию и понуждают выполнять их требования. Человек, попадаясь на их уловки, даже не до конца понимает, что делает. Яркий пример – перевод денег на «безопасные счета», – объясняет наш собеседник. – Нередко люди с желанием обогатиться вкладывают деньги неизвестно куда и неизвестно во что. Например, просто переходят по рекламной ссылке. Вкладывают деньги без заключения договоров в финансовые пирамиды. Бывает, что на начальном этапе что-то и зарабатывается, как правило, это небольшие деньги, но в конечном итоге лишаются вновь вложенных солидных сумм. 

В последнее время мошенниками используются, казалось бы, уже всем известные «старые» схемы обмана, добавляет Андрей Алексеевец. Например, вернулась схема «ВАШ РОДСТВЕННИК ПОПАЛ В ДТП». Не перепроверяя, поддаваясь уговорам звонящего, жертвы исполняют все требования, лишаясь своих накоплений.

В качестве основных мер безопасности Андрей Алексеевец отмечает повышение финансовой грамотности населения, соблюдение элементарных правил так называемой «компьютерной гигиены».

– Поменьше доверять диалогам в переписках, телефонных звонках, по крайней мере, пока не убедились, что общаетесь именно с тем человеком, а не со злоумышленником. Не сообщать третьим лицам поступающие коды, содержание СМС-сообщений, – советует он. – О методах профилактики говорится везде. Периодически в эту информацию надо вслушиваться, вникать. Если следовать этим правилам, то сложно попасть на удочку злоумышленников.

Мошенничество снизилось на 11 %

А как проходит работа с мошенничеством в банках? Единый бизнес-лидер банков ВТБ и «Открытие» в Бурятии Инесса Лхасаранова рассказывает, что злоумышленники активно подстраиваются под новостную повестку и регулярно придумывают новые схемы обмана.

– Примерно каждый третий случай мошенничества приходится на схемы с оформлением кредитов. Мы отмечаем, что мошенники меняют сценарии, более тщательно продумывают точки вывода средств, предпочитая офлайн-каналы. Потенциальную жертву целенаправленно ведут в банковские кассы, предлагают снять наличные в банкоматах или подсылают псевдокурьеров, – говорит она. – ВТБ, в свою очередь, активно внедряет современные технологии для защиты клиентских средств. Банк постоянно совершенствует свою систему проверки для более точного определения мошеннических транзакций, проводит большую информационную работу для повышения финансовой грамотности населения, а также развивает технологии защиты клиентских средств и персональных данных.

В частности, через мобильное приложение или интернет-банк «ВТБ Онлайн» можно настроить лимиты для переводов, проследить входы в сервис с разных устройств, подключить определитель номера и поделиться данными мошенников для последующей проверки и блокировки, продолжает наша собеседница.

– В октябре появился сервис быстрой проверки интернет-ссылок на фишинг (подделка сайтов с целью получения персональных данных). Сотрудники банка проводят оперативные мероприятия по снижению риска финансовых потерь клиента: сразу же блокируют учетную запись онлайн-приложения или карту при наличии факта передачи данных мошенникам, снимают у клиента эффект «гипноза», если он находится под воздействием мошенников. После того как работа по минимизации потерь проведена, сотрудники рассказывают о том, как безопасно восстановить доступ к продуктам и сервисам банка и, если необходимо, взаимодействовать с правоохранительными органами, – делится Инесса Лхасаранова.

По ее словам, благодаря мерам, которые банк регулярно реализует в области защиты клиентов от мошенничества, они фиксируют снижение объема операций без согласия клиентов в 2023 году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – число таких случаев за 10 месяцев снизилось на 11 %.

– Снижение телефонной мошеннической активности в этом году стало возможно благодаря применению совместных действий правоохранительных органов, ведомств, банков и операторов. Большую роль здесь сыграли подключение операторов связи к единой платформе верификации телефонных вызовов, а также интеграция сервиса ВТБ по оперативной передаче данных о мошенниках в Минцифры России, что позволило в несколько раз ускорить блокировку звонков злоумышленников. ВТБ поддерживает инициативы, которые позволят противодействовать мошенничеству. Банк предлагает усилить борьбу с использованием неверифицированных сим-карт (мошенники массово их регистрируют и используют в своих целях). Также мы считаем, что введение самозапрета на оформление кредитных договоров поможет клиентам минимизировать риск, – добавляет Инесса Лхасаранова.

Стрессоустойчивость и критическое мышление

Психолог Павел Хамаев говорит, что мошенники используют в основном манипулятивные техники. Например, работают через страх – шантаж, давят на жалость – чувство вины. Злоумышленники делают так, чтобы у жертвы складывалось впечатление, что у нее очень мало времени на принятие решения – вводят в стресс.

– Поэтому нужна стрессоустойчивость, чтобы дать себе время подумать. Мошенники могут представиться кем угодно: сотрудником банка, родственником, полицейским. Иногда злоумышленники требуют, чтобы жертва не клала трубку. Но вы можете положить трубку, особенно если с вашим счетом происходят какие-то странные операции. Перезвоните на горячую линию своего банка или родственнику на личный номер. Если вы не стрессоустойчивы, то посоветуйтесь с кем-то из близких, которые могут подтвердить или опровергнуть предложенную информацию, –отмечает наш собеседник.

Специалист рекомендует никогда и ни при каких обстоятельствах не совершать импульсивных действий. Поступки должны быть рациональными. Звонки с неизвестных номеров должны вызывать критическое мышление.

– Нужно помнить, что в реальности все денежные операции, расследования и другие случаи происходят не быстро. Например, если вам говорят, что родственник попал в больницу и ему нужны деньги на операцию, переливание крови, то помните, что в нашей стране медицинские услуги оказываются бесплатно, – рассказывает Павел Хамаев. – Чтобы объяснить старшим родственникам об угрозе мошенничества, в первую очередь нужно говорить уважительно, не переходить на личности. Расскажите, что жертвой мошенников может стать каждый и поэтому о ней нужно знать всем.

Если вас не послушают, работайте языком фактов: покажите примеры случившегося мошенничества, которые публикуют на сайтах МВД и СМИ, продолжает он.

– Помните, что пожилые люди любят учить других. Попросите рассказать, что нужно делать, если позвонил неизвестный номер: «Ты же умный, ты же знаешь». Родственник начнет объяснять, можно ставить перед ним задачи, примеры мошеннических схем. Главное, чтобы он проговорил, что делать в подобной ситуации. Когда объясняешь, учишься сам. К тому же это потешит их самоуважение, ведь они знают эту информацию из телевизора. Просто в стрессовый момент их легче ввести в эмоции, потому что смысл жизни для них – дети или деньги, которые всю жизнь зарабатывали. Мошенники давят именно в эти точки, поэтому взрослые этому больше подвержены, – резюмирует Павел Хамаев.

Злоумышленники в телефонных разговорах представлялись:

  • сотрудниками банков,
  • полицейскими, работниками прокуратуры, сотрудниками ФСБ,
  • покупателями (продавцами) товаров (услуг),
  • знакомыми,
  • представителями компаний, предоставляющих инвестиционные услуги.

 Они сообщали, что:

  • произошло снятие денег,
  • оформлен кредит,
  • необходимо получить компенсацию,
  • предлагали дополнительный заработок.

Автор: Номина Соктуева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях